Вологодская область г. Череповец ул. Краснодонцев д.15
Дело № 5-13/2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Череповец 05 марта 2014 года
Судья Череповецкого районного суда Вологодской области Мухина М.Ю.,
при секретаре Головенко Н.Ю.
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя СХПК «Овощной» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
23 января 2014 года старшим государственным инспектором по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО2 в отношении должностного лица – председателя СХПК «Овощной» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о том, что в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей – осуществление оперативного руководства деятельностью организации председатель СХПК «Овощной» ФИО1 допустил нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, поскольку в ходе плановой проверки предприятия 21 октября 2013 года, проведенной на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Роспотребнадзора по Вологодской области (Росприроднадзор) от 07 октября 2013 года №1408, было выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления на производственной площадке, расположенной по адресу: <...> а именно:
- в нарушение ст.15 п.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» из 6-ти лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности, никто не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работать с отходами данной категории опасности;
- в нарушение ст.15 п.2 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не назначено ответственное должностное лицо организации за допуск работников к работе с отходами 1-4 класса опасности;
- в нарушение ст.19 п.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Порядок учета в области обращения с отходами 1-4 класса опасности в настоящее время ведется не в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года №721, которым предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещение отходов, при этом Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета;
- в нарушение ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не соблюдаются требования СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно складирование отходов производства и потребления осуществляется не в соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – металлоотходы, в т.ч. несортированный лом черных металлов, складируются на земле, без специально приспособленных для накопления отходов площадках;
- в нарушение ст. 4 п.3 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» СХПК «Овощной», как собственник твердых бытовых отходов (далее – ТБО), в соответствии с договором от 01 июля 2008 года №<данные изъяты> передает твердые бытовые отходы для вывоза и утилизации ООО «<данные изъяты>», у которого отсутствует лицензия на размещение и обезвреживание отходов 1-4 класса опасности;
- также в нарушение ст. 14 п.3 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» из 31 наименования отходов по 7 наименованиям отсутствуют Паспорта опасности отходов и свидетельство о классе опасности, выдаваемые Управлением Ростехнадзора по Вологодской области, а именно: отработанные масляные фильтры, отработанные топливные фильтры, отработанные воздушные фильты, имеющие 3-й класс опасности, а также отработанный грунт, лом и отходы, содержащие цветные металлы, отходы минерального волокна, мусор от уборки территории, имеющие 4-й класс опасности.
Должностное лицо- председатель СХПК «Овощной» ФИО1 в судебном заседании факт правонарушения признал частично и пояснил, что ему, как руководителю предприятия, было достоверно известно о плановой проверке предприятия и о сроках ее проведения, были назначены ответственные лица для проведения проверки, указанные в акте. По результатам проверки был составлен акт, а затем протокол об административном правонарушении, с которыми он согласен частично:
- на предприятии было назначено должностное лицо, ответственное за организацию работы с отходами 1-4 класса опасности, в чьи обязанности также входил допуск к обращению с опасными отходами иных лиц – Г., которая имела соответствующее свидетельство на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Данное обстоятельство подтверждается приказом от 20 мая 2009 года, согласно которому Г. была назначена ответственной за охрану окружающей среды, экологическую безопасность в связи с окончанием учебы в Негосударственном образовательном учреждении «НТЦ ИРАРМ». Однако в ходе проводимой проверки в октябре 2013 года Г., испугавшись ответственности, не сообщила о наличии у нее данного свидетельства, копия ее свидетельства на право работы с отходами 1-4 класса опасности отсутствовала в материалах личного дела Г., в связи с чем данный факт в ходе проверки он подтвердить не смог. После проверки Г. была освобождена от данных обязанностей, приказом от 20 ноября 2013 года лицом, ответственным за охрану окружающей среды и природопользование была назначена К., которая прошла соответствующее обучение и получила свидетельство на право работы с отходами 1-4 класса опасности, и впоследствии была назначена лицом, ответственным за допуск работников предприятия к работе с отходами 1-4 класса опасности;
- Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721, на предприятии соблюдается, какие-либо конкретные нарушения в протоколе об административном правонарушении не указаны, возможно, были нарушены сроки учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по одному из кварталов, однако за данное нарушение юридическое лицо – СХПК «Овощной» и он, как должностное лицо, были привлечены к ответственности по ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушения, постановлениями мирового судьи были наложены штрафы;
- согласен с нарушениями СанПиН 2.1.7.1322-03, поскольку действительно на момент проверки по распоряжению главного инженера предприятия у административного здания на земле был сложен металлолом, приготовленный к вывозу – некачественные металлические трубы из теплиц, однако в настоящее время данное нарушение устранено, приняты меры к недопущению складирования металлолома вне специально приспособленных площадок;
- не согласен с нарушением п.3 ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», поскольку 01 июля 2008 года между СХПК «Овощной» и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в дальнейшем указанный договор был пролонгирован на срок до 31 декабря 2013 года. Передача твердых бытовых отходов осуществлялась ежемесячно на основании актов приема-передачи, фактически ООО «<данные изъяты>», являясь управляющей организацией, расположенной в пос. Тоншалово Череповецкого района, занималась вывозом ТБО. У ООО «<данные изъяты>» был заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на вывоз и захоронение отходов производства и потребления. ООО «<данные изъяты>» имеет соответствующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Таким образом, им, как руководителем предприятия, были приняты исчерпывающие меры к обеспечению вывоза и утилизации ТБО организацией, имеющей соответствующую лицензию. В настоящее время между СХПК «Овощной» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов производства и потребления на срок до 31 декабря 2014 года, без участия управляющей компании ООО «<данные изъяты>»;
- не согласен с тем, что на 7 наименований отходов, а именно на отработанные масляные, топливные и воздушные фильтры к транспортным средствам, на отработанный грунт, на лом и отходы, содержащие цветные металлы, отходы минеральных волокон и мусор от уборки территории требуется получение свидетельств и Паспортов о классе опасности данных видов отходов, поскольку при изготовлении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2008 году надлежащей организацией было изучено производство, установлены виды отходов, сотрудниками Ростехнадзора был определен класс опасности данных отходов и получены свидетельства на 24 наименования отходов, выданы Паспорта о классе их опасности. На 7 наименований, указанных в протоколе об административном правонарушении, свидетельства и Паспорта выданы не были. По какой причине они не были выданы, ему не известно, по его мнению данные свидетельства и Паспорта с учетом объемов указанных видов отходов, не требовались. За прошедший период до октября 2013 года каких-либо иных производств на предприятии организовано не было, и иные виды отходов не появились. В апреле 2014 года истекает срок действия Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в настоящее время готовятся документы на получение нового Проекта и будут оформлены все необходимые Паспорта и свидетельства, в т.ч. на категорию отходов, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, просит учесть, что по результатам проведенной проверки в адрес СХПК «Овощной» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Им, как руководителем предприятия, были приняты меры к устранению выявленных нарушений и по состоянию на 13 декабря 2013 года назначено ответственное лицо за соблюдение экологических требований и учет в области обращения с отходами, которое прошло соответствующую подготовку с получением свидетельства; определена площадка для складирования отработанного металлического лома; заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов производства и потребления; готовятся документы на оформление нового Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получение свидетельств о классе опасности отходов, в случае необходимости.
Представители Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не прибыли, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом судебной повесткой, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав доводы ФИО1, изучив материалы дела: приказ Управления Росприроднадзора по Вологодской области № 1408 от 07 октября 2013 года о проведении плановой выездной проверки СХПК «Овощной» в период с 14 по 17 октября 2013 года; акт проверки № 325-03 от 21 октября 2013 года, с которым представитель СХПК «Овощной» был ознакомлен 05 ноября 2013 года; протоколы биотестирования синтетических шнуров и отработанного грунта; сведения Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области об отнесении отходов к классу опасности для окружающей среды, включенных в ФККО, на которые выдаются свидетельства о классе опасности отходов; документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный зам. руководителя Северного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 декабря 2009 года с приложением к нему; уведомление СХПК «Овощной» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 23 декабря 2013 года с копией почтового документа о вручении данного документа; протокол об административном правонарушении № 03-200\2013-04 от 23 января 2014 года; почтовое уведомление о вручении копии протокола об административном правонарушении СХПК «Овощной» 30 января 2014 года; приказ №<данные изъяты> от 20.11.2013 года о назначении К. лицом, ответственным за охрану окружающей среды и природопользование; копию свидетельства К. на право работы с отходами 1-4 класса опасности; договор №<данные изъяты> от 01.07.2008 года между СХПК «Овощной» и ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО с дополнительным соглашением к данному договору со сроком действия до 31 декабря 2013 года; акты приема-передачи ТБО за период январь – ноябрь 2013 года; договор между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» от 10 января 2013 года на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов производства и потребления; копию лицензии ООО «<данные изъяты>» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности; договор №<данные изъяты> между ООО «<данные изъяты>» и СХПК «Овощной» от 31 декабря 2013 года на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов производства и потребления; копию титульного листа к Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; сведения об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; полагает правильным признать, что должностным лицом - председателем СХПК «Овощной» допущено ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в части соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно нарушение п.1 ст.15; п.2 ст.15, п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и требования СанПиН 2.1.7.1322-03, поскольку на период плановой проверки СХПК «Овощной» сотрудниками Управления Росприроднадзора по Вологодской области 21 октября 2013 года было установлено: отсутствие назначенного должностного лица за допуск работников к работе с отходами 1-4 класса опасности, а также допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами, что является прямым нарушением руководителем предприятия требований закона; нарушение правил размещения металлоотходов, в т.ч. лома черных металлов без специально приспособленных для данных целей площадок, что указывает на отсутствие надлежащего контроля со стороны руководителя предприятия, отсутствие свидетельств и Паспортов о классе опасности отходов по 7 наименованиям, не зарегистрированным в ФККО, что также относится к обязанностям руководителя предприятия, предусмотренным ст.13.2 Устава СХПК «Овощной».
Данные нарушения образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом следует понимать, в т.ч. руководителей, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Вместе с тем, суд не усматривает в действиях должностного лица нарушений п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721, поскольку в протоколе об административном правонарушении отсутствует информация о том, в чем конкретно выразились нарушения данного Порядка, что не было исполнено руководителем СХПК «Овощной», т.е. отсутствуют обстоятельства правонарушения.
Суд также не усматривает виновных действий должностного лица в нарушении п.3 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку в судебном заседании установлено, что председателем СХПК «Овощной» были приняты достаточные и исчерпывающие меры к обеспечению вывоза и утилизации ТБО организацией, имеющей соответствующую лицензию. Доводы ФИО1 в данной части не опровергнуты представленными доказательствами.
Признавая в действиях должностного лица наличие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, принимая во внимание проведение должностным лицом существенных мероприятий по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, отсутствие каких-либо негативных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, полагает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным, освободить должностное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст. 29.9 ч. 1.1 п. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить должностное лицо – председателя СХПК «Овощной» ФИО1 от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с объявлением устного замечания.
На основании ст. ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья
Согласовано
Судья Череповецкого районного суда М.Ю. Мухина