П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04 августа 2017 года г. Завитинск
Судья Завитинского районного суда Амурской области Хробуст Н.О.
при секретаре Батищевой А.Э.,
с участием представителей УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги», №,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в Завитинский районный суд Амурской области поступил протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД».
Представители УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании полагали, что в действиях юридического лица ОАО «РЖД» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ОАО «РЖД».
При этом судьей учитывается, что в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях КоАП РФ предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Так, исходя из положений ч.ч. 2, 3 ст. 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Принимая во внимание, что будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «РЖД» явку в судебное заседание представителя либо защитника не обеспечило, заявив ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, учитывая, что ходатайств об отложении рассмотрения дела от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не поступало, его присутствие обязательным не признавалось, судья, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «РЖД».
При этом из представленных в адрес суда письменных возражений юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «РЖД» следует, что ОАО «РЖД» не согласно с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и полагает производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействии) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно п. 7.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделениями транспортной безопасности являются осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. В соответствии с п. 9 ст. 12.1 указанного Федерального закона аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Приказом Министерства транспорта РФ от 01.04.2015 года № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» определен порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности. Письмом Дальневосточного территориального управления Росжелдора от 17.01.2017 года № 44 подтверждается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аккредитованных подразделений транспортной безопасности не имелось. Письмом Филиала на Забайкальской железной дороге ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 03.03.2017 года № 274 сообщается, что на ДД.ММ.ГГГГ в филиале ФГП ФО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге аттестованных работников по обеспечению транспортной безопасности нет. У органа аттестации, созданном в филиале ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», отсутствуют полномочия по проведению аттестации, как собственных работников, так и других. В связи с этим структурные подразделения филиала не готовы к заключению договоров на обеспечение транспортной безопасности. По состоянию также на ДД.ММ.ГГГГ аккредитованных подразделений транспортной безопасности нет, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Дальневосточного территориального управления Росжелдора. Таким образом, реализовать п. 3.8. Плана ОТИ, предусматривающий договоры, на основании которых привлечены подразделения транспортной безопасности, не представляется возможным. По вопросу не реализации п. 10 Плана из-за отсутствия оснащение вокзалов техническими средствами досмотра, обеспечения транспортной безопасности, поясняет, что приобретение и модернизация существующих технических средств, а также заключение договоров на охрану объектов транспортной инфраструктуры осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный и планомерный характер, утверждается Правительством Российской Федерации и принимается с учетом финансовых возможностей компании. Российская Федерация, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», учувствует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы, в распределении прибыли и убытков общества. Финансирование объектов инвестиционной программы осуществляется только с соблюдением утвержденных лимитов финансирования. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами. Выполнение инвестиционной программы компании по всей Российской Федерации и осуществление оснащения вокзальных комплексов ОАО «РЖД» средствами обеспечения транспортной безопасности одновременно невозможно, так как на это требуется значительные финансовые затраты. Вместе с тем, ОАО «РЖД» проводится комплекс организационно профилактических мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, включающий в себя выполнение требований Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 года № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». Специальная документация о транспортной безопасности и внутренние организационно-распорядительные документы разработаны в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Железнодорожный вокзал Завитая оснащен системой видеонаблюдения, металодетекторами рамочного типа, имеется взрывозащитный контейнер. ОАО «РЖД» принимаются меры по недопущению прохода пассажиров и посетителей вокзальных комплексов минуя зоны досмотра и КПП, частично организован пропускной и внутриобъектовый режим. Приняты дополнительные меры по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, вокзала, достигнута договоренность по вопросам обмена информацией при возникновении угроз актов незаконного вмешательства. Ежечасно дежурным по вокзалу совместно с сотрудниками охранной организации и дежурным нарядом полиции ЛОВД на вокзале проводятся регулярные осмотры вокзального комплекса. Также проводятся инструктажи по обеспечению транспортной безопасности, недопущению актов незаконного вмешательства в деятельность вокзального комплекса и железнодорожного транспорта. Результаты фиксируются в журнал. По громкой связи регулярно доводятся до сведения пассажиров и посетителей вокзала действия в случае обнаружения бесхозных вещей или подозрительных лиц. На вокзале присутствует стенд «Внимание терроризм». Изданы приказы о закреплении территорий вокзального комплекса за каждым работником вокзала в целях проведения осмотров. Таким образом, ОАО «РЖД» предприняты и принимаются меры, направленные на предотвращение нарушений требований законодательства о транспортной безопасности. Кроме того, руководством Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов, Забайкальской железной дороги ведется активная работа по получению финансовых средств и необходимого оборудования по обеспечению и организации транспортной безопасности на вокзале Завитая. Направлены обращения директору филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№, в Дирекцию железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. ОАО «РЖД» предпринимает все возможное по обеспечению транспортной безопасности и исполнению Плана транспортной безопасности на вокзале Завитая.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Выслушав пояснения представителей УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, а именно: за повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судьей установлено, что железнодорожный вокзал станции Завитая Амурской области включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры ДД.ММ.ГГГГ за №, объекту присвоена 2 категория, оценка уязвимости объекта утверждена Федеральным агентством железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ, План обеспечения транспортной безопасности ОТИ утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Положением «О железнодорожном вокзале Завитая – подразделении Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов», железнодорожный вокзал Завитая является подразделением Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД».
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Таким образом ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 года N 43 во исполнение ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и подлежащих применению до дня издания соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.07.2013 года N 208-ФЗ), данные требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и 1С) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
В соответствии с п. 5.8 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в отношении ОАО «РЖД»; Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов, филиала ОАО «РЖД», проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях проверки исполнения п. 1 ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, было установлено, что юридическим лицом – ОАО «РЖД» не выполнены требования пункта 5.8 главы 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 года № 43 (далее - Требования), а именно: не реализован План обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожного вокзала станции Завитая:
1) В нарушение п.п. 5.13 п. 5 Требований не реализован п. 3.8 Плана обеспечения транспортной безопасности (далее План ОТБ), предусматривающий договоры, на основании которых привлечены подразделения транспортной безопасности для охраны ОТИ с привлекаемым подразделением транспортной безопасности;
2) В нарушение п.п. 5.26 п. 5 Требований не реализован п. 5 Плана, разработанный в нарушение статьи 9 ФЗ «О транспортной безопасности», на железнодорожном вокзале станции Завитая в Плане ОТБ ОТИ (приложение № 13) границы зоны транспортной безопасности, перевозочного и технологического секторов и критических элементов ОТИ, не соответствуют утвержденным результатам оценки уязвимости № от ДД.ММ.ГГГГ (приложения № 2), дополнительная оценка уязвимости, учитывающая такие изменения, не проводилась. Установлено, что при разработке Плана ОТБ ОТИ вокзала ст. Завитая, субъектом транспортной инфраструктуры изменены установленные ранее границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного сектора и критического элемента ОТИ, которые были утверждены Росжелдором по результатам рассмотрения результатов оценки уязвимости данного ОТИ ДД.ММ.ГГГГ;
Так, согласно Схеме ОТИ железнодорожного вокзала ст. Завитая, в Приложении № к результатам оценки уязвимости от ДД.ММ.ГГГГ, к перевозочному сектору зоны транспортной безопасности относятся перрон, 3 платформы и основная часть помещений здания вокзала (в том числе зал ожидания и помещение с билетными кассами), определен в качестве критического элемента центральный вход в здание вокзала.
В зону свободного доступа выделена территория привокзальной площади. Согласно Схеме первого этажа вокзала ст. Завитая, в Приложении № к результатам оценки уязвимости от ДД.ММ.ГГГГ, к технологическому сектору зоны транспортной безопасности относится административное помещение здания вокзала 1 этажа.
Однако в ходе проверки установлено, что при разработке Плана ОТБ ОТИ железнодорожного вокзала ст. Завитая вышеуказанные границы зоны транспортной безопасности были изменены следующим образом:
Технологический сектор зоны ТБ в Плане ОТБ ОТИ не указан;
К перевозочному сектору зоны транспортной безопасности отнесены перрон, 1-я, 2-я и 3-я пассажирские платформы. Иные элементы ОТИ, в том числе здание вокзала ст. Завитая (1-й этаж) и подвальные помещения в Плане ОТБ ОТИ отнесены к зоне свободного доступа. Критические элементы (п. 5 Плана ОТБ ОТИ железнодорожного вокзала ст. Завитая) - не установлены.
3) В нарушение п.п. 5.21, п.п. 5.24 п. 5 Требований не реализован п. 7.1 п. 7 Плана, так как место размещения Поста управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного на первом этаже в здании вокзала в кассовом зале площадью-6,8 кв.м, входных две двери (одна дверь в кассовый зал, вторая дверь коридор ЛВОК), окна пластиковые укрепленные решетками, стены кирпичные, перекрытия деревянные, полы - линолеумное покрытие, не оборудовано системой управления доступом субъектов доступа и объектов доступа, отсутствует видеонаблюдение;
4) В нарушение п.п. 5.28 п. 5 Требований не реализован п.п. 8.1 п. 8 Плана, где периметровое заграждение по границе перевозочного сектора ЗТБ (исключая пассажирские платформы со стороны примыкающего ж.д. пути) не обеспечивает ограниченного доступа для прохода в зону транспортной безопасности;
5) В нарушение п.п. 10.6 п. 10 Требований не реализован п.п. 10.4 п. 10 Плана, так как отсутствуют средства досмотра, обеспечивающие проведение досмотра и дополнительного досмотра, выявление, идентификацию и распознавание предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для перемещения, в соответствии с Требованиями (стационарная досмотровая рентгеновская установка для досмотра багажа, ручной обнаружитель паров взрывчатых веществ, ручной металлодетектор);
6) В нарушение п.п. 5.22, п.п. 5.24 п. 5 Требований не реализован п.п. 11.3 п. 11 Плана, где элементы управления инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, размещенные в помещение Поста УОТБ ОТИ и помещение серверной для работы на АРМе не обеспечены подсистемой идентификации, аутентификации и управления доступом субъектов доступа и объектов доступа, отсутствует видеонаблюдение;
7) В нарушение п.п. 5.30 п. 5 Требований не реализован п. 14. Плана, требующий выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на ОТИ и/или на критические элементы ОТИ на железнодорожном вокзале ст. Завитая. Идентификации личности по ним. Выдаваемые пропуска не соответствуют согласованным образцам пропусков, не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ на видном месте поверх одежды, не выдаются пропуска любых установленных видов только при личном обращении владельца пропуска, с осуществлением регистрации фактов выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях, не осуществляется выдача разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, отсутствуют письменные обращения на выдачу материального пропуска и материальные пропуска на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, а также на иные материальные объекты, содержащие такие предметы и вещества, должны выдаваться персоналу субъекта транспортной инфраструктуры, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ, на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ, постоянные пропуска физических лиц не содержат следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, у выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска, и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец, отсутствует электронная база выдачи пропусков;
8) В нарушение п.п. 5.25.5 п.п. 5.25 главы 5 Требований не реализован п. 13 Плана, так как отсутствуют места размещения и оснащенность специально оборудованных мест на ОТИ для осуществления контроля за проходом людей (проездом транспортных средств) в зону транспортной безопасности (далее КПП) на границах зоны транспортной безопасности и/или её секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ, границах технологического сектора зоны транспортной безопасности ОТИ;
9) В нарушение п.п. 5.13 п. 5 Требований не реализован п.п. 3.7 п. 3 Плана, в связи с отсутствием наименования структуры и численности сил транспортной безопасности ОТИ сформированных или привлеченных подразделений транспортной безопасности;
10) Не выполняются требования Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 года № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» в части сертификации технических систем и средств сигнализации, технических систем и средств досмотра, технических средств видеонаблюдения, технических средств связи, приема и передачи информации, технических средств оповещения, технических систем сбора и обработки информации.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО6 в отношении юридического лица – ОАО «РЖД» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении требований п. 5.8 главы 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 года № 43, а именно: в не реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожного вокзала станции Завитая, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки ОАО «РЖД», Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ;
актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведения проверки выявлены нарушения п. 5.8 главы 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 года № 43, а именно: не реализованы планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала станции Белогорск, железнодорожного вокзала станции Бурея, железнодорожного вокзала станции Завитая; выявлены факты невыполнения п. 1 предписаний УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, №, № ТБ-ЖТ-26/05/2016/381-В/3, срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ;
предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в соответствии со ст. 12 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД», Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурному подразделению Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» было предписано устранить нарушения п. 5.8 Требований приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 года № 43, реализовать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожного вокзала станции Завитая, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей;
платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ;
- распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки ОАО «РЖД», Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки в том числе исполнения п. 1 предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ;
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведения проверки выявлены нарушения п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 года № 43, а именно: не реализованы планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожных вокзалов, в том числе станции Завитая; выявлены факты невыполнения предписаний, в том числе п. 1 предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ;
предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в соответствии со ст. 12 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД», Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурному подразделению Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» предписано устранить нарушения п. 5.8 Требований приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 года № 43, реализовать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожного вокзала станции Завитая, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
Положением «О железнодорожном вокзале Завитая – подразделении Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов», утвержденным Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ДД.ММ.ГГГГ;
Перечнем объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», включенных в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- выпиской из Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала станции Завитая от ДД.ММ.ГГГГ;
- результатами оценки уязвимости железнодорожного вокзала станции Завитая от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит описание события административного правонарушения, квалификацию действий юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели; юридические лица.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении жалобы установлено, что ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем, обязано соблюдать и исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности.
Вместе с тем согласно п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
В соответствии с п. 9 ст. 12.1 указанного Федерального закона аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним утверждены приказом Минтранса России от 01.04.2015 года № 145, согласно п. 2 которого аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности (далее - аккредитация) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности (далее - компетентный орган).
В силу п. 5.3.15.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.
При этом ответами Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается, не опровергнуто путем предоставления в материалы дела сведений, с достоверностью свидетельствующих об обратном, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аккредитованных подразделений транспортной безопасности, сведения о которых в виде соответствующего реестра размещаются в электронном виде на официальном сайт компетентного органа (Росжелдор, www.roszeldor.ru, в разделе «Транспортная безопасность»), нет.
В соответствии с п. 2 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 года N 540 (ред. от 10.09.2016 года), ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства (далее - охраняемые объекты), от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.
При этом согласно ответу Филиала на Забайкальской железной дороге ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» от ДД.ММ.ГГГГ№ аттестованных работников по обеспечению транспортной безопасности в филиале нет. У органа аттестации, созданном в филиале, отсутствуют полномочия по проведению аттестации как собственных работников, так и других. В связи с этим структурные подразделения филиала не готовы к заключению договоров на обеспечение транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу об обоснованности доводов представителя ОАО «РЖД» об отсутствии у юридического лица объективной возможности по реализации п. 3.8 Плана обеспечения транспортной безопасности, предусматривающего договоры, на основании которых привлечены подразделения транспортной безопасности для охраны ОТИ, с привлекаемым подразделением транспортной безопасности.
Вместе с тем из материалов дела следует и путем предоставления допустимых доказательств не опровергнуто, что ОАО «РЖД» имело фактическую возможность соблюдения в остальной части правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, однако им не было принято всех зависящих от него мер по исполнению в полном объеме установленных в области обеспечения транспортной безопасности требований.
Доводы представителя ОАО «РЖД» по вопросу не реализации п. 10 Плана, предусматривающего наличие средств досмотра, о том, что приобретение и модернизация существующих технических средств, а также заключение договоров на охрану объектов транспортной инфраструктуры осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный и планомерный характер, утверждается Правительством РФ и принимается с учетом финансовых возможностей компании, при этом выполнение инвестиционной программы компании по всей РФ и осуществление оснащения вокзальных комплексов ОАО «РЖД» средствами обеспечения транспортной безопасности одновременно невозможно, т.к. на это требуется значительные финансовые затраты, судьей не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не освобождают юридическое лицо от обязанности неукоснительного исполнения установленных требований по обеспечению транспортной безопасности, а также от ответственности за допущенные нарушения.
Из материалов дела следует, что постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей. Данное постановление в установленном порядке обжаловано не было, вступило в законную силу, исполнено платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
При установленных обстоятельствах судья приходит к выводу, что действия (бездействие) юридического лица – ОАО «РЖД» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, то есть повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
При назначении административного наказания юридическому лицу судьей учитываются характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, как и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить ч.ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в размере менее половины минимального размера административного штрафа, в материалах дела отсутствуют, судье не представлены.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку ОАО «РЖД» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, а креме того данное административное правонарушение не является впервые совершенным.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к убеждению о необходимости назначения ОАО «РЖД» административного наказания в пределах санкции ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Данное наказание в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, по мнению судьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ОАО «Российские железные дороги», №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа :
<***>
Настоящее постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Завитинского районного суда Н.О. Хробуст