ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/2017 от 12.05.2017 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

дело №5-13/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 мая 2017 года г.Шилка

Судья Шилкинского районного суда Забайкальского края Терновая Ю.В., при секретаре Тимаковой О.В., рассмотрев постановление заместителя Шилкинского межрайонного прокурора Бронниковой В.Г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении бывшего главы сельского поселения «Казановское» Комогорцева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу<адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Шилкинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Казановское» бюджетного законодательства, целевого использования средств дорожного фонда, которой установлено, что в бюджете сельского поселения «Казановское» на 2014 года предусмотрен дорожный фонд в сумме 657912 рублей. Администрацией сельского поселения «Казановское» из средств дорожного фонда произведена оплата ООО «Стройдорэко» по договору на оказание услуг по очистке территории поселения от пожара в размере 576500 рублей платежными поручениями от 18.12.2015 года, 30.12.2015 года, 25.02.2016 года. Утвержденным в соответствии с бюджетным законодательством Положением о муниципальном дорожном фонде сельского поселения «Казановское» расходы на указанные цели из средств дорожного фонда не предусмотрены.

Материалы дела об административном правонарушении направлены в Шилкинский районный суд для рассмотрения по существу.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Комогорцев В.И., свою вину не признал, суду пояснил, что факта нецелевого использования бюджетных средств им не допущено, поскольку договор на оказание услуг с ООО «Стройдорэко» был заключен, в том числе и на очистку дорог и придорожных территорий сельского поселения от произошедшего пожара. Кроме того, указал, что действовал в состоянии крайней необходимости. Так, в районе была объявлена чрезвычайная ситуация, 13 апреля 2015 года на территории сельского поселения «Казановское» произошел пожар, сгорели жилые дома. В связи с этим, Президентом РФ была поставлена задача в срок до 01.09.2015 года отстроить новое жилье для граждан, чьи дома сгорели. Денежные средства на эти цели Правительством Забайкальского края не были выделены. Поэтому им, как главой сельского поселения было принято решение о направлении денежных средств дорожного фонда сельского поселения на оплату ООО «Стройдорэко» по договору от 27.04.2015 года. В случае неисполнения решения арбитражного суда, судебные приставы могли арестовать лицевые счета администрации, что могло повлечь срыв отопительного сезона. Кроме того, указывает, что никаких вредных или неблагоприятных последствий от его действий не наступило.

Помощник прокурора Мункуева М.А. полагала, что в действиях Комогорцева В.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, просила признать его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и назначить наказание.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Судом установлено, что решением Совета сельского поселения «Казановское» от 27.12.2013 года №307 «О бюджете на 2014 год» в бюджете сельского поселения «Казановское» предусмотрен дорожный фонд в сумме 657912 рублей. В 2015 году средства дорожного фонда в бюджет не поступали.

13 апреля 2015 года постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» на территории муниципального района с 13 апреля 2015 года введен режим чрезвычайной ситуации.

27 апреля 2015 года на основании постановления Губернатора Забайкальского края №40 в постановление Губернатора Забайкальского края от 13 апреля 2015 года внесены изменения, введен на территории Забайкальского края с 13 апреля 2015 года режим чрезвычайной ситуации, установлен региональный уровень реагирования. Определены границы зон чрезвычайных ситуаций. В границах муниципального района «Шилкинский район» - это, в том числе с.Казаново сельского поселения «Казановское», дома по <данные изъяты>.

27 апреля 2015 года между Исполнителем в лице ООО «Стройдорэко» и Заказчиком в лице Администрации сельского поселения «Казановское» в лице главы поселения Комогорцева В.И. заключен договор оказания услуг №12. Предметом данного договора являлось оказание услуг по очистке территории после пожара на автомобильной технике.

Из письма министра территориального развития Бутырского А.М. от 21.05.2015 года в адрес Губернатора Забайкальского края он просит выделить финансовые средства из резервного фонда Правительства Забайкальского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий для возмещения затрат, в том числе сельскому поселению «Казановское» по оплате договора с ООО «Стройдорэко» от 27.04.2015 года счет на оплату от 05.05.2015 года, сумма 550 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23.09.2015 года с Администрации сельского поселения «Казановское» в пользу ООО «Стройдорэко» взыскана задолженность по договору от 27.04.2015 года в сумме 550 000 рублей, расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.

Платежным поручением от 18.12.2015 года администрация сельского поселения «Казановское» перечислила ООО «Стройдорэко» денежные средства в сумме 24500 рублей за предоставление бульдозера для очистки территории от мусора.

На основании распоряжения Главы сельского поселения «Казановское» от 21.12.2015 года было решено в целях исполнения решения Арбитражного суда от 23.09.2015 года, произвести оплату по договору от 27.04.2015 года в сумме 501121,60 в пользу ООО «Стройдорэко» за счет средств дорожного фонда.

Платежным поручением от 30.12.2015 года администрация сельского поселения «Казановское» перечислила ООО «Стройдорэко» денежные средства в сумме 476621,60 рублей за услуги по предоставлению бульдозера по договору от 27.04.2015 года.

Платежным поручением от 25.02.2016 года администрация сельского поселения «Казановское» перечислила ООО «Стройдорэко» денежные средства в сумме 73378,40 рублей в счет оплаты по исполнительному листу по делу от 23.09.2015 года.

Постановлением от 09.01.2017 года заместителя руководителя Шилкинского МСО СУ СК РФ по Забайкальскому краю, в возбуждении уголовного дела в отношении Комогорцева В.И. по ч.1 ст.285.1 УК РФ отказано, в связи с отсутствием состава преступления.

В силу ч.1 ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ч.1 ст.179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Из п.1.3 Положения о муниципальном дорожном фонде сельского поселения «Казановское» в актуальной редакции решения Совета сельского поселения «Казановское» от 25.11.2014 года №352 «О внесении изменений в решение Совета сельского поселения «Казановское» №300 от 11.12.2013 года следует, что средства дорожного фонда имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на цели, не связанные с обеспечением дорожной деятельности.

Согласно п.3.1 Положения средства дорожного фонда направляются на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения «Казановское».

В силу п.3.1 Положения к целевым направлениям расходов дорожного фонда относятся:

1)выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и поддержанию автомобильных дорог общего пользования сельского поселения «Казановское» и исскуственных сооружений на них;

2)проектирование и строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования местного значения;

3)проектирование, строительство (реконструкцию) и капитальный ремонт улично-дорожной сети общего пользования местного значения и сооружений на них, в том числе автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них;

4)обустройство автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения «Казановское», в том числе освещения и сооружений на них в целях повышения безопасности дорожного движения;

5)инвентаризация, паспортизация, проведение кадастровых работ, регистрация прав в отношении земельных участков..;

6)погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из краевого бюджета на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, осуществление расходов на обслуживание долговых обязательств, связанных с использованием указанных кредитов.

В нарушение указанных выше норм закона, Комогорцев В.И., являясь главой сельского поселения «Казановское», то есть, должностным лицом, обладая организационно-распорядительными полномочиями, допустил факт нецелевого использования бюджетных средств, выразившееся в направлении средств дорожного фонда поселения в целях не соответствующих целям, определенным Положением о муниципальном дорожном фонде, перечислив сумму в размере 576 500 рублей на счет ООО «Стройдорэко» в счет оплаты услуг за очистку территории от пожара.

Факт нецелевого использования Комогорцевым В.И. бюджетных средств подтверждается совокупностью имеющихся в деле достоверных и допустимых доказательств, в том числе: постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 09.01.2017 года, объяснением Комогорцева В.И., договором оказания услуг от 27.04.2015 года, ответом главы СЕ «Казановское» от 18.10.2016 года, от 04.05.2016 года, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23.09.2015 года, исполнительным листом А78-10048/2015, сообщением ООО Стройдорэко» от 14.01.2016 года, платежными поручениями от 30.12.2015, 18.12.2015, 25.02.2016, распоряжением главы сельского поселения «Казановское» №84 от 21.12.2015 года, заключением контрольно-счетной палаты от 20.01.2017 года, постановлением Губернатора Забайкальского края от 27.04.2015 года и утвержденными изменениями, письмом министра Территориального развития Забайкальского края от 03.08.2015, 21.05.2015, постановлением администрации МР «Шилкинский район» №440 от 13.04.2015 года, постановлением администрации МР «Шилкинский район» от 29.03.2015 года.

Действия Комогорцева В.И. суд квалифицирует по ст.15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Довод Комогорцева В.И. об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, в связи с тем, что ООО «Стройдорэко» по договору производило, в том числе очистку дорог и придорожных территорий, суд находит несостоятельной, поскольку денежные средства были направлены в счет оплаты исполнения обязательств ООО «Стройдорэко» по очистке территории с.Казаново после пожара. Использование средств дорожного фонда на указанные цели не предусмотрено вышеуказанным Положением. Статьей 15.14. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, в том числе и частично не соответствующих целям, определенным законом о бюджете.

Доводы Комогорцева В.И. о признании действий должностного лица совершенными в состоянии крайней необходимости, в связи с отсутствием денежных средств для исполнения обязательств по указанному выше договору, а также, что неисполнение договора могло повлечь такие последствия как срыв отопительного сезона в сельском поселении, являются несостоятельными, поскольку отсутствуют какие-либо сведения о том, что Комогорцев В.И. действовал для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни и здоровью населения, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а также доказательства того, что причиненный вред являлся бы менее значительным, чем предотвращенный.

Судом установлено, что финансирование мероприятий по ликвидации последствий пожара в Шилкинском районе постановлением администрации МР «Шилкинский район» от 13.04.2015 года №440 было возложено на Комитет по финансам администрации МР «Шилкинский район». При недостаточности денежных средств у муниципальных образований, денежные средства на указанные цели запрашивались из краевого бюджета, о чем свидетельствует письмо министра территориального развития от 21.05.2015 года. Таким образом, у Комогорцева В.И. имелась возможность для исполнения обязательств по договору за счет бюджетных средств, не используя средства дорожного фонда не по назначению, однако должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры.

Довод о малозначительности вменяемого Комогорцеву В.И. административного правонарушения суд признает необоснованным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, составляет неправильное использование получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.15.14 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за использование бюджетных средств к исполнению своих обязанностей.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения бюджетного законодательства, в том числе за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Днем обнаружения административного правонарушения является дата вынесения заключения контрольно-счетной палаты муниципального района «Шилкинский район» 20 января 2017 года.

Таким образом, срок давности привлечения Комогорцева В.И. к административной ответственности не истек.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность правонарушителя, который имеет постоянное место жительства, смягчающие судом не установлены, отягчающие обстоятельства административную ответственность отсутствуют.

С учетом указанных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя суд считает необходимым применить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Комогорцева В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Забайкальскому краю (УМВД России по Забайкальскому краю, г.Чита, ул.П.Осипенко, д.21, дата государственной регистрации права 27.04.2011); ИНН 7536093338; КПП 753601001; ОКТМО 76654000; ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г.Чита, БИК 047601001; р/с 40101810200000010001; л/с 04911869990; КБК 18811630020016000140; УИН 18810475170350000455, наименование платежа – оплата штрафа ГИБДД.

Разъяснить Комогорцеву В.И., что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье (ст.32.2 КоАП РФ).

В случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу, штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством РФ. Кроме того, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через Шилкинский районный суд.

Судья Терновая Ю.В.

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2017 года.

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2017 года.