ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/2017 от 20.04.2017 Полесского районного суда (Калининградская область)

Дело об административном правонарушении № 5-13/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Полесск 20 апреля 2017 года

Судья Полесского районного суда Калининградской области Полилова Л.А., при секретаре Лобовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающей начальником отдела ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации МО «Полесский городской округ», проживающей по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

13 января 2017 года старшим инспектором ДПС отделения ГИБДД МО МВД России «Гвардейский» капитаном полиции ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 КоАП РФ, и о проведении административного расследования.

10 февраля 2017 года этим же должностным лицом отношении начальника отдела ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации МО «Полесский городской округ» ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, из которого усматривается, что в 10 час.50 мин., 13 января 2017 года на ул. Театральная в г. Полесске ФИО4, являясь ответственным должностным лицом за содержание уличной дорожной сети г. Полесска, не выполнила в установленный законом срок предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1ст.19.5 КоАП РФ.

На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело об административном правонарушении передано на рассмотрение мировому судье Полесского судебного участка, куда поступило ДД.ММ.ГГГГ с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.3 ст.21.3 КоАП РФ на основании определения мирового судьи Полесского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано по подведомственности в Полесский районный суд, куда поступило ДД.ММ.ГГГГ с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО4 вину в административном правонарушении не признала, пояснила, что предписание от 11.01.2017 г. было выдано главе администрации, который списал мне его на исполнение, хотя в её ведении дорожное хозяйство не находилось. С 30.12.2016 г. между администрацией МО «Полесский муниципальный район» и ООО <данные изъяты> были заключены договоры на содержание, в том числе дорог в г. Полесске.

Выслушав ФИО4, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Основанием для составления в отношении ФИО4 протокола об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, послужило невыполнение в установленный срок до предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Полесского района майора полиции ФИО2 от 11 января 2017 года , согласно которому администрация муниципального образования «Полесский городской округ» обязана в соответствии с требованиями пункта 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 произвести в течение 6 часов снегоочистку и ликвидацию скользкости на ул. Театральной в г. Полесске Калининградской области. В установленный срок указанное предписание не исполнено.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 30 Устава МО «Полесский городской округ» администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Калининградской области.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В материалах настоящего дела представлены: договор от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети от снега, заключенный между администрацией МО «Полесский муниципальный район» и <данные изъяты>», и Техническое задание к этому договору, из которых следует, что <данные изъяты> приняло на себя обязательство по содержанию дорожного покрытия и тротуаров улицы Театральной в г. Полесске, в том числе, по механизированной и ручной очистке от снега не позднее, чем через 3 часа после начала снегопада и последующей посыпке песчано-соленой смесью при наличии гололеда (п.1/2, п.1/4 Технического задания).

Кроме того, в материалах дела находится распоряжение администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке к эксплуатации улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения в осенне-зимний период 2016-2017г. на территории МО «Полесский муниципальный район», в соответствии с пунктом 1 которого, Отделу по земельным ресурсам, охране окружающей среды, архитектуре и градостроительству поручено подготовить техническое задание на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования местного значения на территории района в зимний период 2016 – 2017 г.

Отделу по экономическому развитию и инвестиционной политике поручено провести аукцион для определения подрядной организации на проведение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети на территории района (п.2 Распоряжения).

В материалах дела не представлены документы, подтверждающие, что ФИО4 являлась руководителем отделов администрации, упомянутых в этом распоряжении. Наоборот, из приложенной к делу Должностной инструкции следует, что ФИО4 на дату внесения предписания являлась начальником отдела ЖКХ и строительства администрации МО «Полесский муниципальный район», и в ее должностные обязанности не входили вопросы содержания улично-дорожной сети на территории Полесского района.

30 декабря 2016 года администрация МО «Полесский городской округ» заключила договоры и с ООО <данные изъяты> (ИНН ) (Далее также Общество), согласно которым Общество приняло на себя обязательство по содержанию улично-дорожной сети МО «Полесский городской округ», в том числе, улицы Театральная в г. Полесске. В частности, осуществлять посыпку тротуаров и проезжей части дороги песчано-солевой смесью при наличии гололёда после очистки от снега (п.1/1 Технических условий к договору ). Осуществлять очистку тротуаров и проезжей части дороги от снега, не позднее, чем через 3 часа, после начала снегопада (п.1/1 Технических условий к договору ).

Согласно п.6.1.1. Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты и введены в действие Письмом Росавтодора от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис), непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.

Согласно п.6.1.5. упомянутых Методических рекомендаций уровень зимнего содержания дорог принимается соответственно требованиям таблице 6.1, согласованной с ГОСТ 50597-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. N 221.

Согласно указанной таблице срок ликвидации зимней скользкости для дорожного покрытия улицы Театральной составляет 6 часов и согласно ГОСТ 50597-93 нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

В силу подпункта «б» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

При реализации своего права на выдачу предписаний Госавтоинспекция, в целях обеспечения непрерывного и безопасного движение автомобилей по дорогам в зимний период, должна руководствоваться принципом устранения нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в кратчайшие сроки. То есть, предписание должно быть выдано тому юридическому, либо должностному лицу, в непосредственные обязанности которых входит организация очистки проезжей части дороги от снега и ликвидация зимней скользкости.

Таким юридическим лицом на дату выдачи предписания от 11 января 2017 года в силу муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ являлось ООО <данные изъяты>» (ИНН ).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Предписание выдано ненадлежащему лицу.

Предписание также не отвечает принципу устранения нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в кратчайшие сроки, поскольку факт зимней скользкости дорожного покрытия улицы Театральной в г. Полесске (согласно акту) выявлен в 17 часов 10 минут 9 января 2017 года, Предписание составлено 11 января 2017 года, а выдано главе администрации МО «Полесский городской округ» на следующий день, т.е. 12 января 2017 года и без указания времени выдачи.

В связи со вступлением в силу Закона Калининградской области от 18.10.2016 № 5 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Полесский муниципальный район», а также решения Полесского районного Совета депутатов от 30.11.2016 № 134 «О правопреемстве муниципального образования «Полесский городской округ» и Устава МО «Полесский городской округ», осуществление вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных законами Калининградской области, с 01 января 2017 года отнесены к компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц МО «Полесский городской округ».

Решением от 30.11.2016 г. Полесский районный Совет депутатов утвердил структуру администрации МО «Полесский городской округ», в которую в том числе, вошел Отдел ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства.

При этом в пункте 3 Совет депутатов определил, что решение вступает в силу с 01 февраля 2017 года.

Таким образом, на дату выдачи Предписания ГИБДД от 11 января 2017 года ФИО4 не могла быть начальником Отдел ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации МО «Полесский городской округ», не являлась должностным лицом, ответственным за содержание уличной дорожной сети г. Полесска, как на это указано в протоколе об административном правонарушении, поскольку, как уже было отмечено выше, замещала должность начальника Отдела ЖКХ и строительства, и к её должностным обязанностям не относились вопросы содержания улично-дорожной сети Полесского района.

Кроме того, начальник Отдела ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации МО «Полесский городской округ» ФИО4 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения также и потому, что Предписание ГИБДД от 11 января 2017 года выдано главе администрации МО «Полесский городской округ» ФИО3

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п.1 ч.1.1. ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 и п.1 ч.1.1. ст. 29.9 КоАП РФ, судья -

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации МО «Полесский городской округ» ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Л.А. Полилова