дело №5-13/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
07 марта 2018 года <...>
Судья Морозовского районного суда Ростовской области Мельников В.А., с участием лица, привлекаемого к ответственности ФИО1, его защитника Харкиной Е.А., аудитора Контрольно-счетной палаты Ростовской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела поступившего из Контрольно-счетной палаты Ростовской области в отношении должностного лица - главы Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении №562-18 от 01.02.2018 года, составленному аудитором Контрольно-счетной палаты Ростовской области ФИО2, при проведении контрольного мероприятия по вопросам законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципальных образований Морозовского района, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения, в части оценки соответствия бюджетного процесса действующему бюджетному законодательству, формирования и исполнению бюджета Морозовского городского поселения Морозовского района за 2016 и 2017 годы, проводимого Контрольно-счетной палатой Ростовской области установлено, что на основании постановления Администрации Морозовского городского поселения от 14 ноября 2017 года №329 «О награждении почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения» 16 ноября 2017 года девять участковых уполномоченных Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» награждены ценными подарками в денежном выражении в общей сумме 9000 рублей, что подтверждается расчетно-платежной ведомостью от 16 ноября 2017 года №54, утвержденной Главой Морозовского городского поселения.
Расходы на ценные подарки в денежном выражении в расчетах-обоснованиях к бюджетной смете Администрации Морозовского городского поселения на 2017 год не предусмотрены и в реестр расходных обязательств Морозовского городского поселения на 2017 год не включены.
Денежные поощрения сотрудников полиции не относятся к вопросам местного значения, предусмотренным статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данные расходы участковым уполномоченным Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» в общей сумме 9 000 рублей были произведены за счет ассигнований, предусмотренных по подразделу 0801 «Культура», по которому, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н, подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений культуры, включая особо ценные объекты (учреждения) культурного наследия народов Российской Федерации, дворцов и домов культуры, библиотек, музеев и постоянных выставок, театров, цирков, концертных и других организаций исполнительских искусств, государственную поддержку организаций в сфере культуры, творческих союзов, сохранение культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, подготовку и проведение мероприятий в сфере культуры.
Бюджетные средства участникам бюджетного процесса предоставляются и используются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н, устанавливающими коды бюджетной классификации, в строгом соответствии с которыми получатель бюджетных средств вправе расходовать полученные средства бюджета.
Таким образом, бюджетные средства могли быть направлены и использованы только на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, определенным и утвержденным бюджетом, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой и отраженным по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Подраздел 0801 «Культура» не предусматривает возможность произведения расходов на поощрение сотрудников федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В связи с этим, Главой Морозовского городского поселения допущено нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенных бюджетной сметой.
В соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии Морозовского района от 17 сентября 2014 года № 147-1 «Об общих результатах выборов Главы Морозовского городского поселения Ростовской области 14 сентября 2014 года» Главой муниципального образования «Морозовское городское поселение» Морозовского района Ростовской области избран ФИО1.
Таким образом, ФИО1, являющимся в 2017 году Главой Морозовского городского поселения, за счет средств бюджета муниципального образования «Морозовское городское поселение» осуществлены расходы по выплате денежного вознаграждения лицам, не состоящим в штате Администрации Морозовского городского поселения, не предусмотренные бюджетной сметой, реестром расходных обязательств Морозовского городского поселения, и не относящиеся к вопросам местного значения Морозовского городского поселения, то есть по нецелевому использованию бюджетных средств, поэтому действия ФИО1 административным органом квалифицированы по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Харкина Е.А. не были согласны с привлечением к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагали, что нецелевого использования бюджетных средств допущено не было, поскольку награждение Почетной грамотой с выплатой денежного вознаграждения за счет средств бюджета Морозовского городского поселения участковым уполномоченным, обслуживающим территорию Морозовского городского поселения, произведено в соответствии с Постановлением Администрации Морозовского городского поселения №670 от 30.12.2011 года, которым утверждено Положение о видах поощрения Главы Морозовского городского поселения и за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете.
Аудитор Контрольно-счетной палаты Ростовской области ФИО2 в судебном заседании сочла доводы должностного лица и его защитника не заслуживающими внимания, поскольку расходы участковым уполномоченным были произведены из бюджета муниципального образования за счет ассигнований, предусмотренных по подразделу 0801 «Культура», который не предусматривает возможности произведения расходов на поощрение сотрудников федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, что и является нарушением, ответственность за которое, предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав пояснения должностного лица, привлекаемого к ответственности, его защитника, а также аудитора Контрольно-счетной палаты Ростовской области, изучив материалы административного дела, и дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, иобстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6)обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По смыслу ч.1 ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевоеиспользование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемогодеяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Из материалов дела следует, что на основании плана работ Контрольно-счетной палаты Ростовской области на 2018 год, утвержденного распоряжением №2 от 12.01.2018 года, приказа №63-О от 29.12.2017 года, проведена проверка муниципального образования «Морозовское городское поселение» на предмет законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципальных образований Морозовского района, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения, в части оценки соответствия бюджетного процесса действующему бюджетному законодательству, формирования и исполнения бюджета Морозовского городского поселения Морозовского района, за 2016 и 2017 годы.
В ходе проведения проверки установлено, что 16 ноября 2017 года девять участковых уполномоченных Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» награждены ценными подарками в денежном выражении в общей сумме 9000 рублей, по 1000 рублей каждый. Расходы на ценные подарки в денежном выражении в расчетах-обоснованиях к бюджетной смете Администрации Морозовского городского поселения на 2017 год не предусмотрены и в реестр расходных обязательств Морозовского городского поселения на 2017 год не включены. При этом фактически данные расходы были произведены за счет ассигнований муниципального бюджета, предусмотренных по подразделу 0801 «Культура», который в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н, не предусматривает возможность произведения расходов на поощрение сотрудников федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Устава муниципального образования «Морозовское городское поселение» органы местного самоуправления Морозовского городского поселения вправе устанавливать за счет средств бюджета Морозовского городского поселения (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету Морозовского городского поселения на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящим пунктом, не является обязанностью Морозовского городского поселения, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ранее Постановлением Главы Морозовского городского поселения №670 от 30.12.2011 года, было утверждено положение о видах поощрения Главы Морозовского городского поселения (далее по тексту Положение), в соответствии с которым, с целью поощрения коллективов предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан за вклад в социально-экономическое развитие Морозовского городского поселения, за значительные трудовые достижения, вклад в культуру, искусство, спорт, охрану здоровья, образование иную деятельность, получившую общественное признание, укрепление межнациональной дружбы и международного сотрудничества, а также по случаю юбилейных, знаменательных дат, профессиональных праздников и иных событий, установлены виды поощрений Главы Морозовского городского поселения, в том числе: почетная грамота Главы Морозовского городского поселения.
Награждение Почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения граждан, коллективов организаций, общественных объединений граждан, оформляется постановлением. В соответствии с пунктом 10 Положения, награждение Почетной грамотой может производиться с выплатой денежного вознаграждения или вручения ценного подарка (в том числе в денежном выражении) за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Морозовского городского поселения.
Согласно пункту 12 Положения, размер денежного вознаграждения и предельная стоимость ценного подарка (в том числе в денежном выражении) к поощрению Почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения устанавливается в размере 1000 рублей. Выдачу денежных вознаграждений награжденным, производит сектор экономики и финансов Администрации Морозовского городского поселения за счет средств, предусмотренных в бюджете Морозовского городского поселения на эти цели, на основании постановления Главы Морозовского городского поселения (пункт 18 Положения).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, основанием для награждения девяти участковых уполномоченных Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» ценным подарком в денежном выражении по 1000 рублей, явилось постановление и.о. Главы Администрации Морозовского городского поселения ФИО3 №329 от 14 ноября 2017 года «О награждении почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения», в соответствии с которым надлежало наградить почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения и ценным подарком в денежном выражении в размере 1000 рублей, девять участковых уполномоченных полиции Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский», в связи с празднованием «Дня участковых уполномоченных полиции (День участкового)» и в целях поощрения участковых уполномоченных полиции Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» за добросовестный труд в органах внутренних дел, ответственное исполнение возложенных оперативно-служебных задач и достижение положительных результатов в обеспечении общественного правопорядка на территории Морозовского городского поселения (л.д.92-93).
Согласно указанному постановлению, контроль за его исполнением возложен на заведующего сектором по организационной и правовой работе В.. и заведующего сектором экономики и финансов Администрации Морозовского городского поселения К.
Таким образом, решение о награждении почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения и ценным подарком в денежном выражении в размере 1000 рублей участковых уполномоченных Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» принималось и.о. Главы Администрации Морозовского городского поселения Р. ., а не привлекаемым к ответственности должностным лицом – ФИО1, что подтверждается постановлением №329 от 14 ноября 2017 года «О награждении почетной грамотой Главы Морозовского городского поселения», вынесенным в соответствии с действующим Положением о видах поощрения Главы Морозовского городского поселения, утвержденным Постановлением Главы Морозовского городского поселения №670 от 30.12.2011 года.
Согласно расчету к бюджетной смете на 2017 год Администрацией Морозовского городского поселения в бюджет поселения заложены расходы (Вид расходов 244 Статья расходов 290 «Прочие расходы») на поздравление работников организаций и предприятий города в дни их профессиональных праздников в общем размере 150000 рублей (л.д.94-99).
Главе Администрации Морозовского городского поселения ФИО1 вменяется в вину нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета муниципального образования на цели, не соответствующие полностью целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, поскольку расходы на ценные подарки в денежном выражении в размере 1000 рублей, девяти участковым уполномоченным полиции Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский» были произведены за счет ассигнований, предусмотренных по подразделу 0801 «Культура», по которому возможность несения таких расходов недопустима.
Кроме того, следует отметить, что контроль за исполнением постановления №329 от 14 ноября 2017 года в части выдачи денежных вознаграждений награжденным, за счет средств, предусмотренных в бюджете Морозовского городского поселения на эти цели, возложен на заведующего сектором экономики и финансов Администрации Морозовского городского поселения К.
Единственным документом, касающимся награждения ценными подарками в денежном выражении девяти участковых уполномоченных полиции Межмуниципального отдела МВД России «Морозовский», в котором имеется подпись Главы Администрации Морозовского городского поселения ФИО1, является расчетно-платежная ведомость №54 от 16 ноября 2017 года, подтверждающая факт выдачи ценных подарков в денежном выражении на общую сумму 9000 рублей. Указанная расчетно-платежная ведомость утверждена ФИО1 как руководителем учреждения, однако как следует из содержания данного документа, каких-либо сведений, указывающих на то, что эти расходы произведены за счет ассигнований бюджета муниципального образования, предусмотренных по подразделу 0801 «Культура», в нем не содержится.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
О совершении рассматриваемого правонарушения только с умышленной формой вины разъяснялось ревизорам письмом Министерства финансов Российской Федерации еще в 2012 г. (письмо Минфина от 27 февраля 2012 г. N 02-07-10/534), согласно которому при установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения комплексного анализа обстоятельств нарушение не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств в случаях, если бюджетной сметой (с обусловленными к ней) документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами ГРБС обусловлены также расходы с применением данных КОСГУ, установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.
Об этом же упоминается в п. 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Однако, таких доказательств, подтверждающих наличие в действиях Главы Морозовского городского поселения ФИО1 умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, Контрольно-счетной палатой Ростовской области в материалы дела об административном правонарушении не представлено.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 КоАП РФ, отсутствует.
В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренныхстатьей 24.5настоящего Кодекса, в том числе отсутствие состава административного правонарушения (пункта 2 части 1).
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района ФИО1 по статье 15.14 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись