ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/2018 от 16.03.2018 Белоярского районного суда (Свердловская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 марта 2018 года р.п. Белоярский

Судья Белоярского районного суда Свердловской области Мамаев В.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «Уралуправтодор», ИНН 7223007316, ОГРН 1027201299124, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 203, законный представитель Борисов А. В., ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

установил:

25 декабря 2017 года в 18 час. 20 мин. ФКУ «Уралуправтодор», являясь юридическим лицом, осуществляющим организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Екатеринбург-Тюмень, не приняло мер по соблюдению требований п. 5.3.2.1 и п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, в результате чего на 45+085 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 45+120 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 45+135 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень частично отсутствует электрическое освещение, на 41+308 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 41+297 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 40+832 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 32+890 км (направление в г.Екатеринбург), на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, что создало угрозу безопасности дорожного движения на данном участке автодороги.

При рассмотрении дела защитник ФКУ «Уралуправтодор» вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что ответственность за ненадлежащее содержание дороги, на обнаруженных участках без освещения, полностью несет подрядная организация ОАО «Свердловскавтодор», с которой заключен договор о содержании указанных участков дорог. Вместе с тем, как пояснил защитник ОАО «Свердловскавтодор» не передавалось на содержание осветительное оборудование, расположение на данных участках дорога, кроме того, данное оборудование не находится на балансе самого ФКУ «Уралуправтодор», а следовательно, юридически опоры освещения, оборудованные светильником и двумя солнечными батареями, на указанных в протоколе участках дорог отсутствуют.

Заслушав защитника ФКУ «Уралуправтодор», исследовав материалы дела, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, считаю, что вина ФКУ «Уралуправтодор» подтверждается исследованными материалами дела по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии с требованиями п. 13 Общих положений Правил дорожного движения Российской Федерации должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно протокола об административном правонарушении, составленного в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным на его составление должностным лицом, ФКУ «Уралуправтодор», являясь юридическим лицом, осуществляющим организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Екатеринбург-Тюмень, не приняло мер по соблюдению требований п. 5.3.2.1 и п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, в результате чего на 45+085 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 45+120 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 45+135 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень частично отсутствует электрическое освещение, на 41+308 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 41+297 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 40+832 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 32+890 км (направление в г.Екатеринбург), на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, что создало угрозу безопасности дорожного движения на данном участке автодороги.

Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются также актом осмотра от 27.12.2017 года, в котором отражено, что на 45+085 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 45+120 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 45+135 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень частично отсутствует электрическое освещение, на 41+308 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 41+297 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 40+832 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 32+890 км (направление в г.Екатеринбург), на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение.

В ходе административного расследования установлено, что автодорога Екатеринбург-Тюмень является дорогой общего пользования федерального значения и находится на балансе и в оперативном управлении ФКУ «Уралуправтодор».

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из п. 1.2 Устава ФКУ «Уралуправтодор», утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 2015 года №801, данное Учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Согласно пунктам 3.1.2 и 3.1.3 Устава целями деятельности Учреждения являются обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

Согласно п. 3.2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ ФКУ «Уралуправтодор», будучи лицом, ответственным за состояние на участке автодороги федерального значения «Екатеринбург-Тюмень», является субъектом вменяемого ему административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заключение государственных контрактов с подрядными организациями не освобождает ФКУ «Уралуправтодор» от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.

Кроме того, как следует из пояснений самого защитника ФКУ «Уралуправтодор» каких-либо данных указывающих на то, что автодорога Екатеринбург-Тюмень в районе исследуемых участков была передана на содержание ОАО «Свердловскавтодор» с наличием на данных участках оборудования по искусственному освещению они не располагают.

ФКУ «Уралуправтодор» всех зависящих от него мер к соблюдению требований п. 5.3.2.1 и п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 не приняло, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного правонарушения.

Проанализировав в совокупности все вышеперечисленные доказательства, считаю вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказанной, поскольку ФКУ «Уралуправтодор», являясь юридическим лицом, осуществляющим организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Екатеринбург-Тюмень, не приняло мер по соблюдению требований п. 5.3.2.1 и п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, в результате чего на 45+085 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 45+120 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 45+135 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень частично отсутствует электрическое освещение, на 41+308 км (справа) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 41+297 км автодороги Екатеринбург-Тюмень на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, на 40+832 км (слева) автодороги Екатеринбург-Тюмень на остановочном пункте отсутствует электрическое освещение, на 32+890 км (направление в г.Екатеринбург), на внеуличном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение, что создало угрозу безопасности дорожного движения на данном участке автодороги.

Доводы, изложенные в письменном заявлении ФКУ «Уралуправтодор» о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, т.к. инспектором ГИБДД факт отсутствия батарей на опорах освещения был выявлен еще 12 сентября 2017 года не соответствуют действительности, поскольку указанный срок определяется не с момента выявления факта хищения соответствующего оборудования на опорах освещения, а с момента, когда должностным лицом был выявлен факт отсутствия освещения на обозначенных им в протоколе участках дороги. При этом указанное обстоятельство было установлено, согласно имеющимся в материалах дела актах именно 25 декабря 2017 года, а не 12 сентября 2017 года.

При назначении наказания учитывается характер административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, финансовой положение.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что ФКУ «Уралуправтодор» является государственным учреждением, осуществляющим отдельные функции государственного органа, которое обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, а также то обстоятельство, что размер административного штрафа по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц составляет 200 000 рублей, считаю возможным назначить ФКУ «Уралуправтодор» административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

ФКУ «Уралуправтодор» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Штраф может быть оплачен в любом отделении Сбербанка РФ по следующим реквизитам: р/с 40101810500000010010; Банк получателя Уральское ГУ Банка России; Бик 046577001; Получатель УФК по Свердловской области; ИНН 6609006627, КБК ; ОКТМО 65737000. УИН 18810466180630001524

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.

судья Мамаев В.С.