ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/2021 от 18.01.2021 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 5-474/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Ломоносов 18 января 2021 года

Судья Ломоносовского районного суда Ленинградской области Полторака Е.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Дерягиной Натальи Дмитриевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

10 ноября 2020 года в 14 часов 00 минут заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу – Антоновым А.М., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Дерягиной Н.Д.

Указанным протоколом установлено: в результате проведенного 14 июля 2020 года обследования в границах территории и охранных зон объекта культурного наследия федерального значения «Водоподводящая система Петергофа», 1720-1721 гг., 2-я пол. XVIII в., 1944-1948гг., 1970-е гг. (реставрация)» и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>, был выявлен факт незаконной хозяйственной деятельности (земельные и строительные работы), проводимые неизвестным лицом (лицами).

Датой административного правонарушения установлена дата его выявления – 14 июля 2020 года, место – <адрес>, <адрес>», <адрес>, на территории земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании Дерягина Н.Д. возражала относительно привлечения к административной ответственности, полагала, что протокол об административном правонарушении был составлен с грубым нарушением норм материального и процессуального права.

Представители Управления Минкультуры России по СЗФО Налимов М.А. и Антонов А.М. в судебном заседании полагали составленный протокол об административном правонарушении обоснованным, подтвердили информацию указанную в протоколе.

Согласно ответу администрации Ломоносовского района Ленинградской области от 20.11.2020 года в адрес администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области гр. Дерягиной Н.Д. было направлено заявление по вопросу выдачи градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , зарегистрированное 14.05.2018 № ОБ-4776-2375/18-0-0.

По результатам рассмотрения заявления, на земельный участок с кадастровым номером администрацией МО Ломоносовский муниципальный район подготовлен и зарегистрирован градостроительный план от 07.06.2018 № RU 47511000-0852 «далее - ГПЗУ).

В ГПЗУ содержится информация, согласно которой на земельном участке с кадастровым номером запрещается строительство объектов капитального строительства:

на чертеже ГПЗУ указано, что земельный участок полностью расположен в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Водоподводящая система Петергофа, 1720-1721 гг., инж.- гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944- 1948 гг., 1970-е гг.(реставрация)»;

на чертеже ГПЗУ отсутствуют границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

в разделе 5 указано, что земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Водоподводящая система Петергофа, 1720-1721 гг., инж,- гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944-1948 гг., 1970-е гг.(реставрация)», в которой согласно ст. 34.1 Федерального закона № 73-Ф3 запрещается строительство объектов капитального строительства;

в разделе 6 «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон» указана информация о зоне е особыми условиями использования территории - защитная зона объекта культурного наследия федерального значения «Водоподводящая система Петергофа, 1720-1721гг, инж.- гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944-1948 гг., 1970-е гг.(реставрация)» и приведены ее координаты.

Градостроительный план земельного участка - информационный документ, который не является основанием для осуществления строительства объекта капитального строительства.

21.10.2020 года гр. Дерягина Н.Д. направила уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (далее - Уведомление о планируемом строительстве), зарегистрированное в администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 22.10.2020 № ВХ-ОГ-5267/2020.

На Уведомление о планируемом строительстве от 21.10.2020 администрацией направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером от 30.10.2020 № 179-11-2020.

В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Часть 2 указанной статьи определяет, что Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3.1, статьей 5.1, частью 1 статьи 33, частью 2 и частью 3 статьи 36, статьей 48 Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией Объекта является территория, непосредственно занятая данным Объектом и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью. В территорию Объекта могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории Объекта могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории Объекта могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учёт.

На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению Объекта или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды Объекта.

Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения Объектом, включенным в реестр, и выявленным Объектом определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Распоряжение Объектом, включенным в реестр, выявленным Объектом, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими Объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.

Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.

Порядок оформления охранного обязательства собственника или иного законного владельца Объекта, включенного в реестр, определён статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Охранным обязательством устанавливаются обязанности физического или юридического лица, которому Объект, включённый в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный Объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении Объекта, включённого в реестр, а также по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории Объекта, включённого в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

В силу пункта 12 статьи 47.6, пункта 9 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ оформление Охранного обязательства производится собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

В случае, если к моменту заключения договоров, предусматривающего передачу права собственности на Объект, включённого в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на Объект, включённый в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении Объекта, включённого в реестр, предусмотренные подпунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 759-р указанный Объект был включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минкультуры России от 7 февраля 2019 года № 121 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Культуры Российской Федерации» территориальный орган – Управление в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения в отношении объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Суд, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что вина Дерягиной Н.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно:

- протоколом № 37/20 - ГКН об административном правонарушении от 10 ноября 2020 года,

- копией задания на проведение мероприятия по обследованию (состояния) территории объекта культурного наследия федерального значения, полномочия, по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России от 14 ноября 2019 года № 41,

- копией акта обследования территории от 14 июля 2020 года б/н,

- фотофиксацией места обследования,

- выпиской из ЕГРН от 16.09.2020 ,

- сканы планов с Публичной кадастровой карты от 15.07.2020 (2 шт.) и другими материалами дела.

Допустимость и достоверность вышеуказанных доказательств сомнений не вызывает. Они соответствуют предъявляемым к ним требованиям: то есть содержат фактические сведения о событии правонарушения, времени и месте его совершения, указано существо правонарушения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доказательства составлены в соответствии с предъявляемыми требованиями, каких-либо фактов нарушения определенной законом процедуры сбора и фиксации доказательств по делу не установлено.

Относительно доводов о том, что вина Дерягиной Н.Д. во вменяемом административном правонарушении отсутствует, поскольку на момент получения земельного участка в собственность каких-либо ограничений по нему не имелось, что на земельном участке возведен не капитальный объект, суд приходит к следующему.

Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, <адрес> расположен в 144 м от границы территории Ансамбля, т.е. в установленной ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», защитной зоне Ансамбля, где: «для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля». На участке имеется 1-этажный деревянный каркасный дом с мансардой (тип фундамента – не известен) и 1-этажная деревянная постройка (крытая беседка летнего типа); территория обнесена железной глухой оградой.

Приказом Минкультуры Российской Федерации от 18 октября 2016 года № 2307 утверждены границы и режим использования территории Ансамбля, которые отображены на публичных порталах Роскадастра (Публичная кадастровая карта) в разделе: зоны с особыми условиями использования территорий, и открыты для свободного доступа.

В соответствии со статьёй 105 Земельного кодекса Российской федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия; защитная зона объекта культурного наследия и другие зоны.

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включённым в реестр памятникам и ансамблям и, в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам), запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция. Защитные зоны объектов культурного наследия устанавливаются в соответствии со статьёй 34.1 Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При подготовке к проведению каких-либо строительных работ Дерягина Н.Д. могла и должна была убедиться в отсутствии ограничений для проведения запланированных работ (получения градостроительного плана земельного участка).

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении требований, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы государственной охраны объектов культурного наследия. Нарушения пункта 1 части 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ установлено.

Таким образом, состав правонарушения по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях связан не только с нарушениями требований сохранения памятников истории и культуры, но и установленных федеральным законом требований по содержанию и использованию объекта культурного наследия, включённого в реестр, к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, а также порядку проведения работ по сохранению объектов культурного наследия обязательных для выполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами.

В остальном доводы Дерягиной Н.Д. суд расценивает, как защитную позицию, избранную во избежание административной ответственности, опровергающуюся совокупностью исследованных материалов дела.

При назначении наказания суд в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер совершенного Дерягиной Н.Д. административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность и приходит к выводу о назначении данному лицу наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Дерягину Наталью Дмитриевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф необходимо перечислить: УФК по г. Санкт-Петербургу (Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу), ИНН: 7838415359, КПП: 783801001, Код ОКТМО: 40303000, расчетный счет: 03100643000 000 017200, наименование банка: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ Банка России/УФК по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург, БИК: 014030106, наименование платежа: штрафы за административные правонарушения, зачисляемые в федеральный бюджет, код бюджетной классификации: 05411601071010013140.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья Е.Г.Полторака