Дело №5-13/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 февраля 2022 г. г. Вышний Волочек
Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3, <дата> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>
установила:
заместителю главы администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО7 вменяется не выполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Правонарушение, как указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, совершено при следующих обстоятельствах: заместитель главы администрации Вышневолоцкого городского округа Анисимова И.В., выполняя управленческие функции в Администрации Вышневолоцкого городского округа, находясь по месту фактического осуществления деятельности, в период с 28.07.2021 по 28.08.2021, умышленно не приняла достаточных мер к выполнению законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в результате чего допустила нарушение, выразившееся в не рассмотрении представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 №1298ж-21 об устранении нарушений требований федерального законодательства в соответствии с федеральным законом от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместитель главы администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 вину в совершении административного правонарушения не признала. В ходе ранее проведенных судебных заседаний пояснила, что гражданка ФИО1 обратилась в прокуратуру с требованием о замене оконных блоков и проведении капитального ремонта полов в муниципальном жилье по адресу: <адрес>. По итогам рассмотрения данной жалобы в адрес Администрации Вышневолоцкого городского округа поступило представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры об устранении нарушений требований федерального законодательства. Представители Управления земельно-имущественных отношений администрации Вышневолоцкого городского округа выезжали на место по указанному адресу, осмотрели дом снаружи, но внутрь дома не попали, поскольку ФИО1 по данному адресу не проживает. В ее адрес было направлено письмо, в котором предлагалось на время проведения капитального ремонта переехать в другое жилое помещение. Письмо направлялось дважды, и возвращалось по истечении срока хранения, поэтому проведение ремонта в жилом помещении в отсутствие нанимателя ФИО1 не представляется возможным. На представление прокуратуры был дан письменный ответ, в котором все обстоятельства были изложены. Обратила внимание суда на то, что в Администрацию округа ФИО1 с заявлениями и жалобами на необходимость проведения капитального ремонта в квартире не обращалась. Организация проведения капитального ремонта требует финансовых и временных затрат (не менее 3 месяцев). Провести подобного рода работы в течение 1 месяца, с момента внесения представления прокурора невозможно.
Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Васильева А.Ю. в судебном заседании пояснила, что ФИО1, обратившаяся в прокуратуру с жалобой на бездействия Администрации по факту не проведения капитального ремонта, действительно не проживает по указанному адресу. Осмотр жилья 06.07.2021 проводился без присутствия проживающих там лиц, ключи от квартиры предоставила соседка. Представитель Администрации округа также отсутствовал при проведении осмотра, несмотря на то, что извещение о времени и месте проведения осмотра им направлялось 05.07.2021. Не отрицала тот факт, что представление прокурора в части проведения капительного ремонта невозможно было исполнить в течение месяца со дня его внесения.
Заслушав должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Законность применения мер административного принуждения является одним из принципов законодательства об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1).
Как установлено статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 06.07.2021 проведена проверка по обращению ФИО8 по факту нарушения жилищного законодательства.
В ходе прокурорской проверки установлено, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, согласно ордеру № от 24.07.1986 предоставлена ФИО2 – матери ФИО1 Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка технического состояния муниципальной квартиры <адрес>. На момент проведения проверки 06.07.2021 установлено, что в квартире <адрес> имеются: осадка досок пола в комнатах и на кухне в сторону коридора, данная оскадка препятствует на кухне свободному открытию двери, в месте осадки пола имеются прогибы, местами нет жесткого крепления. Дверные заполнения – деревянные филенчатые и простые. Некоторые дверные полотна осели, имеется перекос. Оконные блоки деревянные с двойным остеклением. Имеются неплотные притворы, отсутствует фурнитура, рассыхание и коробление, имеются места деформации рам. В нарушение положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 60, ст. 65, ч. 1 ст. 66, п. 5 ч. 1 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ, ч. 1 ст. 215, ч. 2 ст. 681 ГК РФ, п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 №315), администрацией Вышневолоцкого городского округа капитальный ремонт муниципальной квартиры по адресу: <адрес>, не проведен, содержание муниципального жилищного фонда осуществляется ненадлежащим образом.
По результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 12.07.2021 в адрес главы Вышневолоцкого городского округа ФИО9 внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства за №1298ж-21, которое получено адресатом 28.07.2021.
Согласно требованиям, указанным в представлении, глава Вышневолоцкого городского округа Рощина Н.П. должна была в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть по существу данное представление и принять конкретные исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Кроме того, в представлении указывались лица, по вине которых стали возможными вышеуказанные нарушения закона и подпадание данных нарушений под признаки дисциплинарного проступка.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно было быть сообщено в письменной форме в установленный законом месячный срок, в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 №1298ж-21 поступило в Администрацию Вышневолоцкого городского округа 28.07.2021 (вх. №3917/1025).
Как следует из резолюции от 28.07.2021, вх. №3917/1-25 глава Администрации Вышневолоцкого городского округа Рощина Н.П. поручила заместителю главы администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 рассмотреть указанное представление.
Согласно распоряжению главы Вышневолоцкого городского округа от 13.07.2021 № ФИО3 назначена на должность заместителя Главы Администрации Вышневолоцкого городского округа.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обязательным является требование о рассмотрении представления и даче ответа на него в установленный срок. Данные требования прокурора были исполнены должностным лицом.
Из сообщения заместителя главы Администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 от 02.09.2021 №1-25/1246 (вх. 12.07.2021 №1298ж-21), зарегистрированного в Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре 03.09.2021, следует, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования Вышневолоцкий городской округ. В данном жилом помещении зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО4. Согласно акта осмотра жилого помещения от 31.08.2020 установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО4 в данном жилом помещении не проживают, текущий ремонт жилого помещения не производился долгое время. ФИО1 и членами ее семьи не исполняются обязанности, предусмотренные Правилами пользования жилым помещением, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 21.01.2006 №25, типовым договором социального найма жилого помещения по проведению текущего ремонта жилого помещения. В настоящее время многоквартирный дом включен в краткосрочный план по реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вышневолоцкого городского округа на 2020-2022 годы, а именно по капитальному ремонту фундамента жилого дома. После проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного дома, так как при проведении капитального ремонта фундамента могут быть затронуты несущие конструктивные элементы здания, Администрацией Вышневолоцкого городского округа будут проведены мероприятия по капитальному ремонту полов и замене оконных блоков в квартире №, а именно заказана смета по капитальному ремонту полов и замене оконных блоков в жилом помещении, а также направлена заявка главе Вышневолоцкого городского округа на уточнение бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ в целях финансирования данных работ. До момента проведения капитального ремонта полов и замены оконных блоков в квартире № по адресу: <адрес>, в адрес ФИО1. 19.08.2021 исх. №1-27/1170 направлено предложение о подборе жилого помещения. В настоящий момент письменного ответа ФИО1 на данное предложение не поступало. По результатам рассмотрения представления, в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, возложенных трудовым договором, в отношении руководителя жилищного отдела Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО5 вынесен приказ № от 02.09.2021 о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Из объяснений заместителя главы Вышневолоцкого городского округа ФИО3 от 24.12.2021 следует, что 28.07.2021 в администрацию Вышневолоцкого городского округа поступило представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 №1298ж-21 по результатам проверки по обращению ФИО1 по факту нарушения требований жилищного законодательства. Рассмотрение указанного представления по резолюции и.о. главы Вышневолоцкого городского округа ФИО6 от 28.07.2021 поручено ей, однако надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 №1298ж-21 и устранению нарушений в установленный законом срок ею приняты не были в соответствии с бюджетным законодательством. Из содержания ответа администрации Вышневолоцкого городского округа на указанное представление от 02.09.2021 №1-25/1246 (вх. 12.07.2021 №1298ж-21), зарегистрированного в Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре 03.09.2021, следует, что в муниципальной собственности находится квартира по адресу: <адрес>, в которой зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО4, с которыми заключен договор социального найма. В ответе приводятся обязанности нанимателя при проживании в жилом помещении по договору социального найма. Указано, что многоквартирный дом включен в краткосрочный план по реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вышневолоцкого городского округа на 2020-2022 годы, а именно по капитальному ремонту фундамента жилого дома. После проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного дома, так как при проведении капитального ремонта фундамента могут быть затронуты несущие конструктивные элементы здания, Администрацией Вышневолоцкого городского округа будут проведены мероприятия по капитальному ремонту полов и замене оконных блоков в квартире №, а именно заказана смета по капитальному ремонту полов и замене оконных блоков в жилом помещении, а также направлена заявка главе Вышневолоцкого городского округа на уточнение бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ в целях финансирования данных работ. Также в ответе указано, что направлена копия приказ № от 02.09.2021 о применении дисциплинарного взыскания в отношении ФИО5 – руководителя жилищного отдела Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа. Вопросы, изложенные в представлении от 28.07.2021, в полном объеме не рассмотрены, меры по проведению капитального ремонта вышеуказанной муниципальной квартиры до настоящего времени не приняты, нарушения не устранены, только планируется их устранение. Администрацией Вышневолоцкого городского округа в адрес ФИО1 направлено заказное письмо на получение согласия о переселении из муниципальной квартиры на период проведения капитального ремонта. До настоящего времени согласие не получено в связи с неполучением почтовой корреспонденции. Далее планируется составление сметной документации на проведение капитального ремонта, получение заключения РЦЦС, после заявка на финансирование на проведение капитального ремонта муниципальной квартиры, далее будет проходить аукцион. В общей сложности на проведение всех процедур требуется более 3 месяцев. Обязуется устранить указанные недостатки. Вину, как должностного лица – заместителя главы Вышневолоцкого городского округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, не признает.
В силу ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующею от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном бездействии либо в совершении действий, направленных на невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению и предоставлению информации, в установленный срок. В случае несогласия лица с требованиями о предоставлении информации, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании требования незаконным.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.
По смыслу вышеприведенных норм Закона о прокуратуре исполнимость представления прокурора является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения установлен срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Исполнимость представления следует понимать, как наличие реальной возможности у обязанного лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. Представление прокурора должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений. Содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Судья принимает во внимание, что на внесенное представление прокурора должностным лицом - заместителем главы Администрации Вышневолоцкого городского округа в установленный срок дан ответ о том, что в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО1, ФИО2, ФИО4 не проживают, текущий ремонт жилого помещения не производился долгое время. В настоящее время многоквартирный дом включен в краткосрочный план по реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вышневолоцкого городского округа на 2020-2022 годы, а именно по капитальному ремонту фундамента жилого дома, направлена заявка главе Вышневолоцкого городского округа на уточнение бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ в целях финансирования данных работ. 19.08.2021 в адрес ФИО1 направлено предложение о подборе жилого помещения, письменного ответа ФИО1 на данное предложение не поступало.
Кроме того, в целях исполнения требований представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 за №1298ж-21 в адрес нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 19.08.2021 направлено предложение за исх. №1-27/1170 о подборе жилого помещения для проживания на время проведения капитального ремонта полов и замены оконных блоков, которое вернулось по истечении срока хранения.
Ранее, 08.09.2020 в адрес ФИО1 Администрацией Вышневолоцкого городского округа за исх. №1-27/1215 направлялось сообщение о выявленном факте нарушения нанимателем жилого помещения требований ст. 80 ЖК РФ, в котором также указано, что в ходе осмотра 31.08.2020 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО4 в данном жилом помещении не проживают.
Акт осмотра от 06.07.2021, в ходе которого специалистом ГУ «ГЖИ Тверской области» выявлена необходимость проведения капитального ремонта в муниципальном жилье, составлен также в отсутствие проживающих в квартире нанимателей и представителя Администрации Вышневолоцкого городского округа.
Извещение о времени проведении проверки по данному адресу (06 июля 2021 г. в 12:00 часов) направлено Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в адрес главы Вышневолоцкого городского округа 05.07.2021 и получено представителем Администрации 06 июля 2021 г. Место проведения проверки не указано.
Вместе с тем, из вышеназванного акта усматривается, что осмотр проводился 06.07.2021 с 11 часов до 12 часов.
Таким образом, представитель Администрации не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения проверки и был лишен права на участие в проведении осмотра жилого помещения.
Кроме того, как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается представителем прокуратуры, на момент исполнения представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 за №1298ж-21, ФИО1 не проживала в спорном жилом помещении.
Также судья учитывает, что до внесения представления непосредственно в Администрацию Вышневолоцкого городского округа ФИО1, как и другие наниматели жилья, по вопросу необходимости проведения капитального ремонта не обращались.
При этом нельзя не принять во внимание, что после внесения представления прокурора должностным лицом приняты меры к устранению нарушений: многоквартирный дом включен в краткосрочный план по реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вышневолоцкого городского округа на 2020-2022 годы, а именно по капитальному ремонту фундамента жилого дома, направлена заявка главе Вышневолоцкого городского округа на уточнение бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ в целях финансирования данных работ. Запланированы мероприятия по составлению сметной документации на проведение капитального ремонта, получения заключения РЦЦС, проведению аукциона, что требует значительных временных затрат. Таким образом, исполнить предписание в установленный срок (в течение месяца со дня внесения представления) не представлялось возможным.
Поскольку ФИО1 в течение продолжительного времени не проживает в спорной квартире, у должностного лица – заместителя главы Администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3 в период с 28.07.2021 по 28.08.2021 включительно также отсутствовала реальная возможность организации проведения капитального ремонта указанной квартиры.
В отсутствие реальной возможности исполнения в установленный срок требований, содержащихся в представлении, представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.07.2021 за №1298ж-21 является неисполнимым.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
постановила:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа ФИО3, <дата> года рождения, уроженки <данные изъяты>, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.А. Шустрова
УИД: 69RS0006-01-2021-003552-90
Дело №5-13/2022