Дело № 5-140 15 декабря 2015 года
город Архангельск
просп. Никольский, 46
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
Судья Соломбальского районного суда города Архангельска Кривуля Ольга Геннадьевна, рассмотрев в помещении Соломбальского районного суда г.Архангельска материалы об административном правонарушении по ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат», расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Архангельской области, при проведении проверки соблюдения ОАО «Соломбальский ЦБК», расположенного по адресу: <адрес>, требований законодательства в области использования и охраны земель выявлено загрязнение химическими веществами (фенолом) почв на земельном участке бакового хозяйства ТЭЦ-2, превышение допустимых нормативов содержания нефтепродуктов в почве на земельных участках хозяйства ТЭЦ-1 более 1000 мг/кг, фоновый показатель нефтепродуктов в почте, обобранный на участке, прилегающей к территории мазутного хозяйства ТЭЦ-1, составил 130 мг/кг. На основании полученных результатов определения токсичности почв выявлено загрязнение почв нефтепродуктами с превышением допустимого уровня на площадке хранения мазута в 1421 раз, на территории, прилегающей к площадке хранения мазута, - в 2146 раз, мазутно-насосной станции – в 2307 раз.
В судебном заседании защитник ОАО «Соломбальский ЦБК» ФИО вину с совершении правонарушения не признала, полагает. что срок привлечения ОАО «СЦБК» к административной ответственности истек, поскольку правонарушение совершено в период до марта 2013 года когда еще предприятие осуществляла свою деятельность. Сам факт загрязнения почвы защитником не спаривается.
Выслушав защитника, показания свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, прихожу к следующему.
Как следует из части 1 статьи 4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора по Архангельской области поступило письмо Северо-Западного управления Ростехнадзора о нарушениях в сфере природопользования, выявленных в ходе внеплановой проверки ОАО «Соломбальский ЦБК», а именно: слив мазута из резервуара № 1 на объекте «Топливное хозяйство ТЭЦ-1» на земельный участок, слив черного щелока ТЭЦ-2 на земельный участок.
Определением № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Архангельской области в отношении ОАО «Соломбальский ЦБК» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе проведения проверки соблюдения ОАО «Соломбальский ЦБК», расположенного по адресу: <адрес>, требований законодательства в области использования и охраны земель выявлено загрязнение химическими веществами (фенолом) почв на земельном участке бакового хозяйства ТЭЦ-2, превышение допустимых нормативов содержания нефтепродуктов в почве на земельных участках хозяйства ТЭЦ-1 более 1000 мг/кг, фоновый показатель нефтепродуктов в почте, обобранный на участке, прилегающей к территории мазутного хозяйства ТЭЦ-1, составил 130 мг/кг. На основании полученных результатов определения токсичности почв выявлено загрязнение почв нефтепродуктами с превышением допустимого уровня на площадке хранения мазута в 1421 раз, на территории, прилегающей к площадке хранения мазута, - в 2146 раз, мазутно-насосной станции – в 2307 раз.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Соломбальский ЦБК» составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО «Соломбальский ЦБК» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами количественного химического анализа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами результатов определения токсичности почвы от ДД.ММ.ГГГГ, актами отбора почв от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами к акту смотра, договором о землепользовании от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений и дополнительных соглашений, сведениями, характеризующие опасный производственный объект, картами учета опасного производственного объекта.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор в области охраны окружающей среды по АО ФИО суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора по Архангельской области поступило письмо Северо-Западного управления Ростехнадзора о нарушениях в сфере природопользования, выявленных в ходе внеплановой проверки ОАО «Соломбальский ЦБК», а именно: слив мазута из резервуара № 1 на объекте «Топливное хозяйство ТЭЦ-1» на земельный участок, слив черного щелока ТЭЦ-2 на земельный участок. Государственным инспектором Росприроднадзора в присутствии понятых, с участием представителя ОАО «СЦБК» ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр территории с отбором почв. Согласно результатов исследования отбора почв было установлено загрязнение химическими веществами (фенолом) почв на земельном участке ОАО «СЦБК».
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, прихожу к выводу несоблюдении ОАО «Соломбальский ЦБК» правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, следствием которого явилось причинение вреда в виде порчи плодородного слоя почвы.
В действиях ОАО «Соломбальский ЦБК» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Доказательства невозможности исполнения Обществом требований законодательства в области использования и охраны земель в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины ОАО «Соломбальский ЦБК» во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом не принимается довод ОАО «СЦБК» об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что загрязнение почв нефтепродуктами с превышением допустимого уровня произошло не одномоментно, а продолжалось на протяжении длительного времени.
Административное правонарушение в объективной стороне которого имеется длительно непрекращающееся невыполнение обязанности, возложенной законом, является длящимся.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Применительно к настоящему административному делу, наличие признаков состава административного правонарушения вменяемого ОАО «Соломбальский ЦБК» было выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. Время выявления события правонарушения в протоколе указано. Соответственно срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не истек.
Санкция ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридического лица в виде административного штрафа от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания ОАО «Соломбальский ЦБК» принят во внимание характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения. Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Учитывая изложенное, суд находит возможным назначить ОАО «Соломбальский ЦБК» наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: получатель платежа: ИНН 2901127831, КПП 290101001, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Росприроднадзора по Архангельской области л.с. 04241780320), ОКТМО 11701000, № счета 40101810500000010003 в Отделение Архангельска г.Архангельск, БИК 041117001, код бюджетной классификации доходов 04811625060016000140.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Архангельский областной суд.
Судья О.Г. Кривуля