ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1407/18 от 23.08.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №5-1407/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 23 августа 2018 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Кочкина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО1, ____ года рождения, уроженки ___, зарегистрированной и проживающей по адресу: ____

установил:

____.2018 уполномоченным приказом от ____.2013 Счетной палаты РС(Я) инспектором ФИО2 в отношении должностного лица - Министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Счетной палаты Республики Саха (Якутия) ФИО2, ФИО3 протокол об административном правонарушении поддержали,, пояснили, что в нарушение требований ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, раздела VII ГП-64, Порядка №372, пункта 2.1 раздела 2 Соглашения Минстроем РС(Я) с муниципальным районом «Амгинский улус (район)» РС(Я) заключено соглашение о предоставлении в 2017 году субсидии на приобретение строящегося объекта «Школа на 220 учащихся в с.Бетюнцы Амгинского улуса» в отсутствие выписки из бюджета муниципального района, подтверждающей объем финансового обеспечения расходных обязательств муниципального района или гарантийного письма муниципального района, утвержденного плана, обеспечивающего достижение к 2025 году 100-процентной ликвидации 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше, сведений о специалистах муниципальных районов и городских округов, осуществляющих строительный контроль, либо заверенные в установленном порядке копии договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиях технических регламентов. Просят привлечь ФИО1 к административной ответственности

Представитель должностного лица ФИО1 по доверенности ФИО4 с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что указанные документы не требовались при заключении соглашения между Минстроем РС(Я) и МР «Амгинский улус (район)» о предоставлении в 2017 году субсидии местному бюджету из государственного бюджета РС(Я) на приобретение строящегося объекта «Школа на 220 учащихся в с. Бетюнцы Амгинского улуса» от ____.2017 , все предусмотренные соглашением и Правилами предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из государственного бюджета РС(Я) и их распределения между муниципальными образованиями РС(Я), утвержденными постановлением Правительства РС(Я) от 19.04.2014 №102, документы были предоставлены. Выписка из бюджета муниципального района была предоставлена МР «Амгинский улус (район)», не была направлена в Счетную палату РС(Я), поскольку в перечне запрошенных документов не была указана. Кроме того, в полномочия Минстроя РС(Я) не входит контроль за деятельностью других министерств, в том числе контроль за деятельностью Министерства образования и науки РС(Я) по отбору муниципальных образований и городских округов в рамках государственной программы, а также контроль за деятельностью Министерства экономики РС(Я) при формировании инвестиционной программы РС(Я). Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, просит производство по делу прекратить.

Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 указанной статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями приведенного Кодекса.

Как следует из материалов дела, в рамках проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета РС(Я), направленных на приобретение (выкуп), строительств (реконструкцию), капитальный ремонт и сейсмоусиление зданий общеобразовательных школ в рамках государственных программа Республики Саха (Якутия)» в соответствии с п. 2.8 Плана работы Счетной палаты РС(Я) на 2018 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) инспектором Счетной палаты РС(Я) выявлено следующее нарушение.

В соответствии с разделом VII «Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» Государственной программы РС(Я) «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016-2025 годы», утвержденной Указом Главы РС(Я) от 29.02.2016 №964, Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я) является уполномоченным органом по предоставлению субсидии из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству здания и пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, реконструкции и приобретению зданий и сооружений.

ФИО1 занимает должность Министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я).

В соответствии с Соглашением о предоставлении в 2017 году субсидии местному бюджету из государственного бюджета РС(Я) на приобретение строящегося объекта «Школа на 220 учащихся в с. Бетюнцы Амгинского улуса» от ____.2017 , заключенный между Минстроем РС(Я) в лице министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) ФИО1 и МР «Амгинский улус (район)» в лице главы ФИО5, Минстрой РС(Я) обязуется предоставить в 2017 году МР субсидию из государственного бюджета РС(Я) на приобретение строящегося объекта «Школа на 220 учащихся в с. Бетюнцы Амгинского улуса» в размере 47500000 руб.

Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я) платежным поручением от ____.2017 перечислило из государственного бюджета РС(Я) 47 500 000 рублей бюджету МР «Амгинский улус (район)» РС(Я).

Согласно п. 2.1 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидии» Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным районом условий предоставления субсидии, Правил предоставления субсидии, а также обязательств, предусмотренных Соглашением.

Согласно условиям предоставления и расходования субсидии (раздел VII ГП-64), Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях РС(Я) в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденный постановлением Правительства РС(Я) от 12.10.2016 №372 являются:

а) наличие в бюджете муниципальных районов и городских округов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации плана мероприятий, указанного в подпункте «б» раздела VII;

б) наличие в муниципальных районах и городских округах утвержденного плана, обеспечивающего достижение в 2025 году 100-процентной ликвидации 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше;

в) наличие документов, подтверждающих объемы необходимых расходов по мероприятиям, указанным в подпункте б) …;

г) наличие в муниципальных районах и городских округах специалистов, осуществляющих строительный контроль, либо предоставление заверенной в установленном порядке копии договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиях технических регламентов.

На момент проведения проверки Счетной палатой порядка предоставления бюджетных средств, из перечисленных документов в Минстрое РС(Я) отсутствовали следующие документы:- выписка из бюджета муниципального района и городского округа, подтверждающая объем финансового обеспечения расходных обязательств муниципального района и городского округа или гарантийное письмо муниципального района и городского округа;

- утвержденный план, обеспечивающий достижение к 2025 году 100-процентной ликвидации 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше;

- сведения о специалистах муниципальных районов и городских округов, осуществляющих строительный контроль, либо заверенные в установленном порядке копии договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов.

С учетом отсутствия у уполномоченного органа по предоставлению субсидии из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам предусмотренных Порядком предоставления и расходования субсидий документов административный орган пришел к выводу о нарушении должностным лицом Минстроя РС(Я) положений ст. 139 Бюджетного кодекса РФ.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ могут быть как юридические, так и должностные лица. При этом, должностные лица несут административную ответственность за данные правонарушения лишь в том случае, когда это связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, по смыслу закона, с учетом положений ч.3 ст. 139 БК РФ, существенное значение при рассмотрении указанного дела имеет разрешение вопроса о том, нарушены ли уполномоченным органом (Минстроем РС(Я)) положения закона Республики Саха (Якутия) о целях и условиях предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критериях отбора муниципальных образований, а также входило ли в должностные обязанности ФИО1 совершение тех действий, невыполнение которых повлекло нарушение порядка предоставления субсидий.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.10.2016 №372 (действовавшим на момент возникновения правоотношений) утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (далее Порядок).

Согласно п. 4.2 Порядка муниципальные районы и городские округа в течение пяти дней после опубликования извещения представляют в Министерство образования Республики Саха (Якутия) заявки на участие и документы в соответствии с перечнем, указанным в пункте 4.4 и 4.5 настоящего Порядка.

Согласно п. 4.5 Порядка муниципальные районы и городские округа в составе заявки предоставляют документы, в том числе нормативный правовой акт муниципального района или городского округа об утверждении плана мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 2.2 настоящего Порядка, а именно наличие в муниципальных районах и городских округах утвержденного плана, обеспечивающего достижение к 2025 году 100-процентной ликвидации второй смены в школе и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше (п.п.а); выписку из бюджета муниципального района и городского округа, подтверждающая объем финансового обеспечения расходных обязательств муниципального района и городского округа или гарантийное письмо муниципального района и городского округа (п.п.л); сведения о специалистах муниципальных районов и городских округов, осуществляющих строительный контроль, либо заверенные в установленном порядке копии договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (п.п.м).

В соответствии с п. 4.6 Порядка для рассмотрения заявок приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) создается комиссия с включением представителей Министерства экономики Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия).

Комиссия в соответствии с настоящим Порядком принимает решение о распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в соответствии с представленными заявками муниципальных районов и городских округов на основании критериев, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, в течение трех дней с момента окончания приема заявок, указанного в пункте 4.2 настоящего Порядка. Решение комиссии оформляется протоколом.

Заявка муниципальных районов и городских округов не подлежит рассмотрению в случае отсутствия документов, указанных в пункте 4.4 настоящего Порядка.

Итоги распределения субсидий между муниципальными районами и городскими округами утверждаются постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Таким образом, утвержденным законом субъекта порядком предоставления субсидии, представление документов, отсутствие которых в Минстрое РС(Я) вменяется ФИО1 в качестве правонарушения, предусмотрено в Министерство образования Республики Саха (Якутия). Обязанность по проверке наличия указанных документов и соответствие муниципальных образований критериям отбора, возлагается на межведомственную комиссию, созданную Министерством образования РС(Я), также как и отклонение заявок муниципальных образований при отсутствии необходимых документов.

После принятия межведомственной комиссией решения о распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и утверждения итогов распределения субсидий между муниципальными районами и городскими округами постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), у уполномоченного органа (в данном случае Минстроя РС(Я)), отсутствуют основания для пересмотра решения межведомственной комиссии и постановления Правительства РС(Я) в части определения назначения субсидий либо для их не исполнения в части перечисления денежных средств по назначению. Решения о приостановлении перечисления (сокращения объема) субсидии, перераспределении субсидии в силу раздела V Порядка принимаются также межведомственной комиссией.

В нарушение положений ст. 24.1 КоАП РФ в материалах дела об административных правонарушениях отсутствуют доказательства того, что на момент принятия Комиссией решения о предоставлении в 2017 году субсидии местному бюджету из государственного бюджета РС(Я) на приобретение строящегося объекта «Школа на 220 учащихся в с. Бетюнцы Амгинского улуса» необходимые документы в Министерство образования РС(Я) представлены не были, а также того, что ФИО1 являлась членом комиссии и в ее обязанности входила проверка указанных документов и принятие решения как членом комиссии об отклонении заявки муниципального образования.

При этом законом (утвержденным Порядком) не предусмотрена обязанность уполномоченного органа по истребованию от межведомственной комиссии документов, послуживших основанием для принятия решения о распределении субсидии.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства неисполнения либо ненадлежащего исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей и оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности не усматривается.

При таких обстоятельствах, в силу п.п.2 п.1 ст.24.5, ст. 1.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием в действиях должностного лица состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО1 прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: А.А. Кочкина