ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«11» декабря 2018 года г. Новосибирск
Судья Советского районного суда г. Новосибирска Дузенко Е.А., находящийся по адресу: г. Новосибирск, Советский район, ул. Кутателадзе, д.16а, при секретаре судебного заседания Томкович М.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» (далее также ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук»), ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>,
установил:
06.11.2018 в Советский районный суд г. Новосибирска для рассмотрения по существу из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Новосибирску ГУ МЧС России по Новосибирской области в отношении ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» поступили материалы дел об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ (протоколы об административном правонарушении № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, № от 30.10.2018), а именно за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
В порядке подготовки на основании ст. 4.4 КоАП РФ определением судьи от 09.11.2018 рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ (протоколы об административном правонарушении № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, № от 30.10.2018) соединено в одно производство.
В судебном заседании представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 и ФИО2 факт наличия допущенных нарушений фактически признали, вместе с тем полагали, что в действиях ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, поскольку юридическое лицо обращалось к собственнику имущества о выделении субсидий на обеспечение пожарной безопасности, которые не были выделены, в связи с чем просили суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Также представители ФИО1 и ФИО2 в связи с имущественным положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ходатайствовали перед судом о снижении размера административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Лицо, составившее протоколы об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Суд, выслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Как следует из протоколов об административном правонарушении ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть повторно не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Так, согласно вступившему 14.11.2017 в законную силу постановлению о назначении административного наказания от 02.11.2017, вынесенному мировым судьей первого судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска, ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» было привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение до 02.10.2017 предписаний государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору №№№№ от 30.09.2016 в части того, что по <адрес> помещения не в полном объеме были оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре 2-го типа (за исключением коридоров), (здание главного корпуса, механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи) (абз. 4,15 ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15); по <адрес> помещения были не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре 2-го типа (здание разборочной №) (НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15); по <адрес> здание было не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (виварий №) (НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15); по <адрес> здание было не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (виварий №) (абз. 4,15 ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15).
В соответствии с актами проверок №№№№ от 22.10.2018 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору установлено, что ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» повторно не выполнило в установленный срок (01.10.2018) предписания №№№№ от 16.10.2017 органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор с аналогичными нарушениями, а именно: по <адрес> помещения были не в полном объеме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре 2-го типа (за исключением коридоров), (здание главного корпуса, механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи) (абз. 4,15 ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15); по <адрес> помещения были не в полном объеме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре 2-го типа (здание разборочной №) (НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15); по <адрес> здание было не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (виварий №) (НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15); по <адрес> здание было не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре (виварий №) (абз. 4,15 ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», НПБ 110-03 п. 9 т. 1, НПБ 104-03 п. 15).
Таким образом, суд полагает, что ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Суд полагает, что вина ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, нашла свое подтверждение и установлена в судебном заседании следующими доказательствами:
- распоряжениями органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» №№№№ от 25.09.2017 по контролю за выполнением предписаний государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору №№№№ от 30.09.2016 (срок исполнения до 02.10.2017);
- предписаниями №№№№ от 16.10.2017 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки выявленных в ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» нарушений пожарной безопасности (срок исполнения 01.10.2018);
- вступившим 14.11.2017 в законную силу постановлением о назначении административного наказания от 02.11.2017 по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенным мировым судьей первого судебного участка Советского судебного района г. Новосибирска в отношении ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» за неисполнение в срок до 02.10.2017 предписаний государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору №№№№ от 30.09.2016;
- распоряжениями органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» №№№№ от 28.09.2017 по контролю за выполнением предписаний государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору №№№№ от 16.10.2017;
- актами проверок №№№№ от 22.10.2018 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору, из которых следует, что ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» повторно не выполнило в установленный срок (01.10.2018) предписания №№№№ от 16.10.2017 органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор с аналогичными нарушениями;
- протоколами об административном правонарушении № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, № от 30.10.2018, из которых следует, что ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть повторно не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
При этом, при квалификации допущенного ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» нарушения в соответствии протоколом об административном правонарушении № от 30.10.2018 суд принимает ту квалификацию, которая отражена в протоколе - неисполнение юридическим лицом в установленный срок именно п. 1 предписания № от 16.10.2017;
- объяснениями представителей юридического лица ФИО1 и ФИО2, из которых следует, что в ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» действительно имеются выявленные нарушения правил пожарной безопасности, которые, в том числе после повторного внесения юридическому лицу предписаний, устранены не были;
- свидетельствами от 11.06.2010, от 30.06.2010 о государственной регистрации за ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» права оперативного управления на помещения и здания, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности;
- и другими материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По убеждению суда у ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поскольку как следует из письма Минобрнауки России от 07.12.2018 № МН-9.3/607 источником финансирования начала работ по устранению нарушений пожарной безопасности могут быть имеющиеся у юридического лица поступления от оказания услуг, выполнения работ для юридических и физических лиц, а также иной приносящей доход деятельности.
В связи с чем, доводы представителей юридического лица ФИО1 и ФИО2 об отсутствии в действиях ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» вины в совершении административного правонарушения являются не обоснованными.
Сам по себе факт направления ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» собственнику имущества писем о выделении субсидий на обеспечение пожарной безопасности не является безусловным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» не выполнило предписания в один установленный всеми предписаниями срок – 01.10.2018, факты невыполнения предписаний были выявлены должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, фактически в ходе одной выездной проверки – с 19.10.2018 по 22.10.2018.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наказание ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» следует назначить по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам суд относит фактическое признание вины, выразившееся в том, что представителями юридического лица фактически признаны допущенные юридическим лицом нарушения.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного юридическим лицом административного правонарушения, а также учитывая выше указанные обстоятельства, суд считает необходимым назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа, поскольку такая мера наказания может обеспечить восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения им новых правонарушений, и не находит оснований для назначения ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» иного вида наказания, предусмотренного санкцией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3 названной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» вину в содеянном фактически признало, учитывая конкретные обстоятельства совершенного им правонарушения, а также имущественное и финансовое положение государственного бюджетного учреждения, которое в основном финансируется за счет бюджетных средств, суд находит совокупность указанных обстоятельств исключительной, позволяющей назначить ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ наказание в виде штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
С учетом характера административного правонарушения суд не усматривает оснований для прекращения настоящего дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью.
На основании изложенного, руководствуясь, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам: получатель УФК по Новосибирской области (ГУ МЧС России по Новосибирской области), расчетный счет получателя 40101810900000010001 в Сибирском ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК 045004001, ИНН <***>, КПП 540601001, ОКТМО 50701000, КБК 17711607000016000140, УИН 17700713618000237439.
Судья Е.А. Дузенко