Дело № 5-140/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 ноября 2016 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Е.Н. Головина, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
- защитника юридического лица КГБУ «Николаевский-на-Амуре психоневрологический интернат», действующей на основании доверенности № 502 от 24.11.2016 г. Мамуниной Н.В.,
материалы по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Краевого государственного бюджетного учреждения «Николаевский-на-Амуре психоневрологический интернат», юридический адрес: <...>, <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица Краевого государственного бюджетного учреждения «Николаевский-на-Амуре психоневрологический интернат» (далее по тексту – КГБУ «НПИ») возбуждено дело об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Событие административного правонарушения, факт совершения противоправных действий юридическим лицом КГБУ «НПИ», предусмотренных ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, установлено судом в период с 12.09.2016 г. с 12-00 до 17-00 и 13.09.2016 г. с 09-00 до 12-00 часов в г. Николаевске-на-Амуре, когда по месту нахождения юридического лица КГБУ «НПИ» по адресу: <...>, когда в рамках распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края от 12.08.2016 г. № 1026-р проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, в рамках проведения которой в указанный период времени и месте выявлены нарушения обязательных требований в области лицензирования, а именно: медицинская сестра ФИО2 согласно дополнительному соглашению от 23.05.2016 г. к трудовому договору от 15.08.2014 г. № 88-14, выполняет обязанности фармацевта, при этом у данного работника отсутствует среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста, поскольку последняя имеет только диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «сестринское дело», что является нарушением Приказа Минздрава России от 10.02.2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих здравоохранения», пп. «л» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081.
Действия (бездействие) юридического лица КГБУ «НПИ», квалифицированы должностным лицом по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, которую суд признает правильной.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях предусматривает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В судебное заседание должностное лицо административного органа, составившего административный протокол, ФИО3 не явилась, извещены в надлежащем порядке, до начала рассмотрения материалов дела по существу, представила заявление о рассмотрении составленных протоколов в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле материалам в отсутствие должностного лица (административного органа), составившего протокол об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник юридического лица КГБУ «НПИ», действующая на основании доверенности № 502 от 24.11.2016 г. и в пределах предоставленных полномочий, Мамунина Н.В., по существу показала, что нарушение имеется, действительно обязанности фармацевта выполняет медицинская сестра, которая только в настоящий период времени учится по специальности «фармация», имея диплом и сертификат по специальности «сестринское дело».
Суд, выслушав защитника Мамунину Н.В., изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Часть 3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Событие административного правонарушения, факт совершения противоправных действий (бездействия) и виновность юридического лица – КГБУ «НПИ» установлено судом в период с 12.09.2016 г. с 12-00 до 17-00 и 13.09.2016 г. с 09-00 до 12-00 часов в г. Николаевске-на-Амуре, когда по месту нахождения юридического лица КГБУ «НПИ» по адресу: <...>, в рамках распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края от 12.08.2016 г. № 1026-р в ходе проведенной плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, выявлены нарушения обязательных требований в области лицензирования при обстоятельствах, указанных в постановлении.
Событие административного правонарушения и вина юридического лица «КГБУЗ «НПИ» при описываемых выше обстоятельствах подтверждается доказательствами, собранными в материалы в дела, относимость, допустимость, достоверность и достаточность которых у суда сомнений не вызывает: списком работников КГБУ «НПИ» (л.д.17-27), актом проверки б/н от 21.09.2016 г. (л.д.8-9), предписанием б/н от 21.09.2016 г. (л.д.9), распоряжением № 1026-р от 12.08.2016 г. (л.д.10-13), Уставом КГБУ «НПИ» (л.д.39-46), трудовым договором (л.д.48-50), приказом № 113/1 от 25.05.2016 г. ( л.д.51), сертификатом и дипломом (л.д.52-53), требованиями (л.д.54).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Источниками получения доказательств, из которых суд сделал соответствующие выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.37 ч.2 КоАП РФ, стали собранные материалы административного дела.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного насилия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическим лицами и ИП отдельных видов деятельности.
Согласно Приказа Минздрава России от 10.02.2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих здравоохранения» квалификационными требованиями к фармацевтическим работникам в должности фармацевта является наличие среднего профессионального образования по специальности «фармация», сертификата специалиста по специальности «фармация».
В соответствии с пп. «л» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: л) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
Как установлено судом из материалов дела КГБУ «НПИ» в соответствии с Уставом является некоммерческой организацией и должна осуществлять свою деятельность, в том числе фармацевтическую, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Хабаровского края. Как установлено судом КГБУ «НПИ» имеет действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, что не оспорено и защитником юридического лица, в которой указаны виды и перечень осуществляемой фармацевтической деятельности.
Как установлено судом на должность фармацевта принята и осуществляет трудовую функцию ФИО1., которая соответствующей квалификации не имеет, что является нарушением вышеуказанного законодательства, и отражено в акте проверки, объективно подтверждено исследованными материалами дела, соответственно указанное правонарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Акт проверки б/н от 21.09.2016 г. со стороны юридического лица не оспорен, не опровергнут, равно как и не оспорены и не опровергнуты юридическим лицом в установленным законом сроки вынесенное по результатам проведенной проверки предписания об устранении указанных нарушений юридическим лицом в срок до 01.09.2017 года.
Виновность юридического лица КГБУ «НПИ» выразилась в действиях (бездействии), в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), т.е. ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Доказательств того, что КГБУ «НПИ» были приняты меры к надлежащему выполнению возложенных на него законом обязанностей по выполнению указанных правил и требований, регламентирующих лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности, судом не установлено, и со стороны КГБУ «НПИ» не представлено.
При указанных обстоятельствах действия (бездействие) юридического лица КГБУ «НПИ» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в связи с чем обоснованность привлечения данного юридического лица к административной ответственности является законным.
Доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, получены в установленном КоАП РФ порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, каких-либо нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, иных протоколов по делу, судом не установлены.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не установлено.
Факт административного правонарушения (событие) и виновность КГБУ «НПИ» нашли свое подтверждение собранными материалами административного дела.
Оснований для признания деяния малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку данное нарушение указывает на грубое и пренебрежительное отношение со стороны юридического лица к исполнению возложенных нормой закона правовых обязанностей, создает угрозу охраняемым интересам в сфере прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, окружающей среды, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства.
Отсутствие должного финансирования не влияет на правильность квалификации действий (бездействия) КГБУ»НПИ» по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и не может служить обстоятельством отсутствия в действиях данного юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
КГБУ «НПИ», являясь юридическим лицом и имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, имело правовую и реальную возможность исполнять надлежащим образом и в соответствии с требованиями закона возложенные на него обязанности, обеспечивать деятельность учреждения в соответствии с законодательством РФ, осуществлять должный контроль за соблюдением правил и норм действующего законодательства РФ, принимать соответствующие меры для соблюдения законодательства РФ, вместе с тем всех зависящих мер не приняло, какие-либо препятствия для соблюдения обществом указанных норм и правил, не имелось.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
В соответствии с п.3.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного юридическим лицом правонарушения, которое в силу п.2.9 КоАП РФ не может быть признано судом малозначительным, учитывая, что противоправное действие (бездействие) КГБУ «НПИ» не привели к наступлению негативных последствий, учитывая степень вины юридического лица, учитывая финансовое и имущественное положение, являющегося некоммерческой организацией (учреждением), а именно государственным учреждением, финансируемым за счет средств соответствующего бюджета, доходов самостоятельных не имеющего, учитывая социально значимую роль данного учреждения, деятельность которого направлена на выполнение и реализацию социально значимых функций государства, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства следует признать исключительными, в связи с чем назначенное наказание даже в минимальном размере – 150 000 рублей не может рассматриваться судом как справедливое и соразмерное установленному судом правонарушению и фактическим обстоятельствам дела, отвечающее принципу индивидуализации назначенного наказания, в связи с чем суд полагает необходимым снизить размер назначенного наказания и назначить его с учетом положений п.3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела, назначив сумму штрафа по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в размере 75000 рублей, указанная сумма с учетом установленных по делу обстоятельств будет способствовать индивидуализации назначенного ГКБУ «НПИ» наказания и обеспечит назначение справедливого и соразмерного административного наказания данному юридическому лицу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Краевое государственное бюджетное учреждение «Николаевский-на-Амуре психоневрологический интернат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Назначить юридическому лицу Краевому государственному бюджетному учреждению наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей с перечислением штрафа на реквизиты: УФК по Хабаровскому краю (Министерство здравоохранения Хабаровского края) ИНН <***>, КПП 272101001, ОКАТО 08401000000, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю БИК 040813001 КБК 01811690040040000140, наименование платежа: штраф за нарушение административного законодательства (с указанием номера и даты решения суда).
Разъясняется, что штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроки отсрочки и (или) рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. При этом неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысяч рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.
Судья Е.Н. Головина