ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1414/2021 от 25.08.2021 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-1414/2021

(УИД 42RS0011-01-2021-003442-54)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ленинск - Кузнецкий «25» августа 2021 года

Судья Ленинск - Кузнецкого городского суда Зеброва Л.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

юридического лица Акционерное общество (далее по тексту АО) «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Рубана производственная единица (далее по тексту ПЕ) Шахта им. А.Д. Рубана, адрес местонахождения общества: Кемеровская область, г. Ленинск - Кузнецкий, ул. Васильева,1, место совершения правонарушения: Кемеровская область, г. Ленинск - Кузнецкий, ул.Шилина, 1,

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

19.08.2021г. в 10-00 часов при проведении проверки соблюдения требований промышленной безопасности в АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление имени Анатолия Дмитриевича Рубана ПЕ шахта им. А.Д. Рубана, расположенном в Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Шилина,1, на основании Постановления Правительства РФ №1082 от 30.06.2021 г. «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» раздел IV и приказа Сибирского управления Ростехнадзора от <дата><номер> «Об осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на опасном производственном объекте «шахта угольная <номер>» «шахта им. А.Д. Рубана» регистрационный <номер> АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление имени Анатолия Дмитриевича Рубана (ПЕ Шахта им. А.Д. Рубана)» при обследовании подготовительного забоя ходового отделения между магистральным путевым штреком <номер> (МПШ-81) и магистральным вентиляционным штреком <номер> (МВШ-81), были выявлены нарушения ч.1 ст. 9 Федерального закона №116 от 21.07.1997г. ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (ПБ) (утв. Приказом Ростехнадзора России от 08.12.2020г. № 507, per. Минюстом РФ 18.12.2020 г., № 61587), а именно:

1. При проведении подготовительного забоя ходового отделения между МВШ-81 и МПШ-81 не осуществляется контроль метана с применением стационарных метанометров. (Нарушен пункт 96 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к загазированию, взрыву газа и гибели людей.

При проверке метановоздушной смесью стационарного метанометра ДМС-03 <номер>, установленного на исходящей струе воздуха из тупика конвейерного бремсберга <номер>, отключение электроэнергии не последовало. (Нарушен пункт 194 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву газа и гибели людей.

Подготовительный забой ходового отделения между МВШ-81 и МПШ-81 не обеспечен расчетным количеством воздуха при Qр=60м3/мин, Qф=30м3/мин. (Нарушен пункт 121 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к загазированию, взрыву метана и гибели людей.

Направление движения струи воздуха в ходовом отделении не соответствует схеме вентиляции шахты к действующему плану ликвидации аварии, что исключает возможность вывода людей из тупиковой части (ПЛА, позиция <номер>П). (Нарушен пункт 25 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к гибели людей.

Двери для прохода людей в вентиляционом шлюзе <номер> конвейерного бремсберга <номер> находятся в зафиксированном состоянии, в открытом виде. (Нарушены п ункты 138, 139 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к загазированию и гибели людей.

Скребковые конвейера СР-70/05 <номер> и <номер> в конвейерном бремсберге <номер> эксплуатируются при неисправных средствах пылеподавления. (Нарушен пункт 305 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву угольной пыли и гибели людей.

Нарушена целостность взрывоустойчивой изоляционной перемычки <номер>, изолирующей выработанное пространство лав пл. Полысаевский-2, склонного к самовозгоранию, для прокладки водоотливного трубопровода из ходового отделения. (Нарушен пункт 474 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к пожару и гибели людей.

8. Отсутствуют средства пожаротушения на пожарном кране ПОТ у устья выработки ходового отделения. (Нарушен пункт 474 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к невозможности тушения пожара и гибели людей.

Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а потому в действиях юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Р. ПЕ Шахта им. А.Д. Р. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам проверки главным государственным инспектором Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Хомченко А.М. 19.08.2021 года был составлен Протокол <номер> об административном правонарушении в отношении юридического лица, а также Протокол <номер> от 19.08.2021 года о временном запрете АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Рубана ПЕ Шахта им. А.Д. Рубана проведения подготовительного забоя ходового отделения между магистральным путевым штреком <номер> и магистральным вентиляционным штреком <номер> с 17 час. 00 мин. 19.08.2021 г. до рассмотрения дела в Ленинск-Кузнецком городском суде.

В судебном заседании заместитель начальника Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Грищук А.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия по <дата>, пояснил, что установленные нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью работников шахты, в связи с чем, в АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Рубана ПЕ Шахта им. А.Д. Рубана было запрещено проведение подготовительного забоя ходового отделения между магистральным путевым штреком <номер> и магистральным вентиляционным штреком <номер> с 17 час. 00 мин. 19.08.2021 г. до рассмотрения дела в Ленинск-Кузнецком городском суде.

Законные представители АО «СУЭК-Кузбасс»: <данные изъяты> - Мазаник И.Е., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, выданной на срок с <дата> по <дата> включительно, <данные изъяты>Попков В.Ю., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, выданной на срок с <дата> по <дата> включительно, и Никитюк К.М., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, выданной на срок с <дата> по <дата> включительно, в судебном заседании факт наличия выявленных нарушений требований промышленной безопасности не отрицали, пояснили, что в настоящее время все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, - устранены в полном объеме, а потому просят ограничиться минимальным наказанием в виде приостановления деятельности предприятия с момента фактического приостановления деятельности до настоящего времени.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ) под требованиями промышленной безопасности следует понимать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.5 приложения №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. №116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти взрывы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки установлен I класс опасности согласно подп.1 п.8 приложения №2 к указанному Федеральному закону.

Требования промышленной безопасности в угольных шахтах установлены Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 507 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61587).

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Уставу АО «СУЭК-Кузбасс» является юридическим лицом.

Вина АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ «Спецналадка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица <номер> от 19.08.2021 года;

- протоколом <номер> от 19.08.2021 года о временном запрете АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Рубана ПЕ Шахта им. А.Д. Рубана проведения подготовительного забоя ходового отделения между магистральным путевым штреком <номер> и магистральным вентиляционным штреком <номер> с 17 час. 00 мин. 19.08.2021 г. до рассмотрения дела в Ленинск-Кузнецком городском суде.

Данные документы не оспаривается представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлено, что у АО «СУЭК-Кузбасс» имелась возможность для соблюдения правил безопасности, но не были приняты все меры по их соблюдению.

Совокупность собранных и исследованных доказательств, по мнению суда, является достаточной для разрешения данного дела, они согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не оспариваются представителями юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего правонарушения, не вызывают у суда сомнений в их объективности, в связи с чем суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.

С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что в действиях юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ «Спецналадка» имеет место нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью.

При решении вопроса о назначении административного наказания суд приходит к выводу о том, что установленные в ходе проверки состояния промышленной безопасности нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности создает реальную угрозу ввиду возможной аварии и ее последствий на опасном производственном объекте, в связи с чем, считает необходимым назначить наказания в виде административного приостановления деятельности.

Решая вопрос о сроке наказания в виде приостановления деятельности, суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность признает раскаяние законных представителей АО «СУЭК-Кузбасс», добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль, в настоящее время нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается представленными суду документами, а именно: распоряжением <номер>-р/Руб от <дата>, нарядами-путевками с отметками о выполнении работ, уведомлением об устранении нарушений, из которых следует, что:

- В забое ходового отделения между МВШ-81 и МПШ-81 для осуществления контроля метана установили стационарный датчик контроля концентрации СН4.

- Обеспечено отключение электроэнергии стационарным метанометром ДМС-03, установленным на исходящей струе воздуха из тупика конвейерного бремсберга <номер>, при превышении ПДК метана.

- В подготовительном забое ходового отделения между МВШ-81 и МПШ-81 пробурены дополнительные скважины диаметром 250 мм., для обеспечения расчетным количеством воздуха Qр=60м3/мин, Qф=90м3/мин.

- Направление движения струи воздуха в ходовом отделении приведено в соответствие схемы вентиляции шахты к действующему плану ликвидации аварии.

- Двери для прохода людей в вентиляционном шлюзе <номер> конвейерного бремсберга <номер> демонтированы.

- На скребковых конвейерах СР-70/05 <номер> и <номер> в конвейерном бремсберге <номер> приведены в исправное состояние средства пылеподавления.

- Восстановлена целостность взрывоустойчивой перемычки <номер>, изолирующей выработанное пространство лавы пл. Полысаевский-2.

- Установлены средства пожаротушения на пожарном кране ПОТ у устья выработки ходового отделения.

Также суду представлен документ, подтверждающий привлечение к ответственности работников шахты, виновных в нарушениях, указанных в протоколе об административном правонарушении, а именно:

- приказ от <дата> «О привлечении к дисциплинарной ответственности и снижении размера премии».

Сомневаться в объективности представленных документов у суда нет оснований, а потому суд считает справедливым, целесообразным и соразмерным назначить наказание

АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Рубана ПЕ Шахта им. А.Д. Рубана в виде приостановления деятельности – проведения подготовительного забоя ходового отделения между магистральным путевым штреком <номер> и магистральным вентиляционным штреком <номер>, - на срок 6 (шесть) суток, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 9.1 ч.1, 29.6 ч.5, 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо Акционерное общество «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление им. А.Д.Рубана ПЕ Шахта им. А.Д. Рубана, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности – проведения подготовительного забоя ходового отделения между магистральным путевым штреком <номер> и магистральным вентиляционным штреком <номер>, - на срок 6 (шесть) суток, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья: подпись. Л.А. Зеброва

Подлинный документ находится в деле об административном правонарушении №5-1414/2021 Ленинск – Кузнецкого городского суда Кемеровской области.