Дело № 5-1419/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Пархоменко Галины Леонидовны (<...>)
с участием защитников Васильевой А.А, Дмитриева Д.В.,
при секретаре Стоматовой О.И.,
рассмотрев 14 сентября 2018 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,<данные изъяты>
установил:
В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ года в период времени с 14.00 часов до 15.00 часов по маршруту от дома №12 по ул. Иртышская набережная и на Театральной площади по адресу:ул.<адрес> в г.Омске, организовала и провела публичное мероприятие в форме демонстрации и митинга (общегражданская акция граждан против повышения пенсионного возраста), без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
По данному факту в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОП-9 УМВД России по г. Омску составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 от дачи пояснений в соответствии с требованиями ст.51 Конституции РФ отказалась, однако в последующей пояснила, что вину в совершении правонарушения не признает, факт организации публичного мероприятия не оспаривает, проведена была только демонстрация, в проведении митинга она не участвовала, так как была задержана сотрудниками полиции. Считает, что процедура согласования проведения публичного мероприятии была завершена.Также заявила о нарушении ее прав на защиту, поскольку должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не был допущен защитник Васильева А.А., в ее присутствии протокол об административном правонарушении не составлялся, материалы дела для ознакомления должностным лицом не предоставлялись.
Должностное лицо ОП№9 УМВД России по г. Омску К.Б.Б. составивший протокол об административном правонарушении, в судебном заседании пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 им ей были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. От подписания протокола об административном правонарушении и ознакомления с материалами дела ФИО1 отказалась, данный отказ им был зафиксирован в присутствии понятых. Факт организации и проведения ФИО1 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга подтверждается видеозаписью, которая производилась сотрудниками ЭКЦ УМВД России по г.Омску ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"(далее по тексту Закон о публичных мероприятиях) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрацией признается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном названным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (ч.1,3,4,7).
Для целей указанных статей КоАП РФ под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур, на что прямо указывает Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума №28 от 26.06.2018 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" в случае, если публичное мероприятие планируется к проведению на территории, не относящейся к ведению органа публичной власти, уполномоченного на согласование проведения публичного мероприятия, организатор представляет совместно с уведомлением данные о согласовании проведения публичного мероприятия с лицом, в ведении которого эта территория находится.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вина ФИО1 в нарушении организации и проведения публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении, составленным 09.09.2018 старшим участковым уполномоченным полиции ОП№9 УМВД России по г. Омску, согласно которому 9 сентября 2018 года в период с 14.00 часов до 15.00 часов по маршруту от ул. Иртышской набережной 12 в г.Омске до Театральной площади по адресу:ул.<адрес> в г.Омске, .ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, организовала и провела публичное мероприятие в форме демонстрации и митинга (общегражданская акция граждан против повышения пенсионного возраста), без согласования с органами исполнительной власти, нарушив порядок проведения демонстрации и митинга, тем самым нарушив п.3 ч.4 и ч.5 ст.5 Федерального закона N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (л.д.2);
-рапортом заместителя начальника отдела ОООПУ и ПММ УОООП УМВД России по Омской области от 09.09.2018, согласно которому, ему поступила информация о проведении в 14 часов 05 минут несогласованной с органами исполнительной власти Омской области демонстрации и митинга. Прибыв на Театральную площадь, расположенную по адресу: г. Омск, ул. <адрес> он увидел группу граждан около 200 человек. Не далеко от лестницы, ведущей к Музыкальному театру, он увидел гражданку ФИО1, которая давала интервью представителям СМИ. Ранее гражданка ФИО1 подавала в ГУВП Омской области уведомление о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ года. Однако данное мероприятие ей было не согласованно, о чем она была проинформирована ДД.ММ.ГГГГ исх.18/ГУВП-05-02-1403. Данная гражданка была проведена к служебному автомобилю для доставления в отдел полиции № 9 для составления протокола;
-копией уведомления о проведении публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга ДД.ММ.ГГГГ года, поступившего в Главное управление внутренней политики Омской области 24.08.2018. В качестве организатора публичного мероприятия указана ФИО1. Согласно данному уведомлению маршрут и место проведения публичного мероприятия начинается на ул.Иртышская набережная напротив дома №12, по завершению демонстрации проводится митинг по адресу: г.Омск, Театральная площадь(площадь перед Омским государственным музыкальным театром).Дата и время проведения публичного мероприятия: начало демонстрации в 14.00 часов 00минут. Завершение публичного мероприятия в 16часов 00минут. Цель публичного мероприятия –«Омск против повышения пенсионного возраста»Предполагаемое количество участников-1500человек (л.д.75-76);
-копией письма начальника Главного управления внутренней политики Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО1, и полученного ДД.ММ.ГГГГ ее представителем по доверенности Васильевой А.А., согласно которому Главное управление уведомило организатора публичного мероприятия, о том, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018, в случае, если публичное мероприятие планируется к проведению на территории, не относящейся к ведению органа публичной власти, уполномоченного на согласование проведения публичного мероприятия, организатор представляет совместно с уведомлением данные о согласовании проведения публичного мероприятия с лицом, в ведении которого эта территория находится. Кроме того, у органа публичной власти отсутствует обязанность по согласованию проведения публичного мероприятия на указанной выше территории (в указанном выше помещении), если его организатором не получено согласие собственника или иного законного владельца на проведение публичного мероприятия на данной территории (в данном помещении). А также разъяснено, что в целях всестороннего и объективного рассмотрения подданного ей уведомления, необходимо устранить выявленные несоответствия, в противном случае согласование заявленного ей публичного мероприятия не представляется возможным (л.д.80-81),
-копией письма ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в Главное управление внутренней политики Омской области ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому организатор публичного мероприятия отказался устранить выявленные несоответствия, указав, что у него отсутствует обязанность по предоставлению чьего-либо согласия на проведение публичного мероприятия (л.д.82);
-копией письма начальника Главного управления внутренней политики Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО1 и полученного ее представителем по доверенности Васильевой А.А., согласно которому Главное управление внутренней политики Омской области повторно предложило организатору публичного мероприятия ФИО1 устранить выявленные несоответствия и довело до сведения организатора информацию о том, что Главное управление внутренней политики Омской области не может считать завершенным процесс согласования публичного мероприятия (л.д.83-84);
-копией письма ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главного управления внутренней политики Омской области, в котором организатор еще раз заявила об отказе устранить выявленные несоответствия (л.д.61-62);
-копией письма заместителя директора бюджетного учреждения культуры Омской области «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ граждане ФИО1 и Васильева А.А., а также доверенные лица не обращались в их адрес с просьбой о проведении публичного мероприятия на прилегающей к БУК «Омский государственный музыкальный театр» территории. Прилегающая территория находится в их постоянном(бессрочном )пользовании и расположена по адресу:г.Омск,ул.10 лет Октября,д.2(л.д.43);
-видеозаписью,на которой зафиксировано проведение ДД.ММ.ГГГГ в г.Омске публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга.
-фотоматериалом, на котором зафиксировано проведение публичного мероприятия (л.д.26-27).
Факт организации и проведения ФИО1 публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ также подтвердили в судебном заседании П.И.В.К.О.А.., допрошенные судом в качестве свидетелей.
О том, что ФИО1 являлась организатором указанного выше публичного мероприятия, подтверждается уведомлением о проведении публичного мероприятия, а также не оспаривалось самой ФИО1 в судебном заседании.
Доводы ФИО1 о том, что проводилось два самостоятельных публичных мероприятия судом оцениваются критически, поскольку они опровергаются материалами дела.
Статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.
Кроме того, из смысла Федерального закона № 54-ФЗ следует, что на каждое публичное мероприятие подается уведомление.
Организатор в уведомлении от 24.08.2018 самостоятельно указал, что будет проводить «публичное мероприятие в форме демонстрации и митинга» (именно в единственном числе – публичное мероприятие).
Доводы защиты о том, что Главное управление внутренней политики Омской области обязано было предложить иное место проведения публичного мероприятия основаны на неправильном толковании закона.
Право органа исполнительной власти субъекта РФ предложить организатору устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона напрямую предусмотрено Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 12).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 определено, что в случае, если публичное мероприятие планируется к проведению на территории, не относящейся к ведению органа публичной власти, уполномоченного на согласование проведения публичного мероприятия, организатор представляет совместно с уведомлением данные о согласовании проведения публичного мероприятия с лицом, в ведении которого эта территория находится. Например, исходя из принципа неприкосновенности частной собственности для проведения публичного мероприятия на частной территории, в том числе на территории (в помещении) со свободным доступом на нее неопределенного круга лиц, требуется согласие собственника или иного законного владельца территории (помещения) на проведение публичного мероприятия, которое представляется в орган публичной власти одновременно с уведомлением о проведении публичного мероприятия.
Как установлено Главным управлением внутренней политики Омской области, в поданном организатором уведомлении указаны территории, не относящиеся к ведению органа публичной власти, уполномоченного на согласование проведения публичного мероприятия.
Главное управление внутренней политики Омской области в своем письме в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ предложило получить согласование владельцев территорий на проведение мероприятий.
Поскольку организатор публичного мероприятия не обращался к собственнику или иному законному владельцу территории, на которой им будет проведено публичное мероприятие, за получением согласия на проведение публичного мероприятия, у органа публичной власти обязанность довести до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении территории (помещения) не возникла.
При изложенных обстоятельствах, доводы защиты о подаче ФИО1 уведомления в установленном порядке, о проведении публичного мероприятии в соответствии требования закона, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом были разъяснены положения ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, каких –либо заявлений от ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении не поступало, от подписания протокола об административном правонарушении, как и от ознакомлении с материалами дела ФИО1 отказалась, установленные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей М.К.С..и Н.Е.В.. Данные лица были предупреждены судом об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, в связи с чем, оснований подвергать сомнению данные показания у суда не имеется.
Право ФИО1 давать объяснения, заявлять ходатайства, а также право на защиту в ходе производства по делу было реализовано. Сама ФИО1 и ее защитники принимали участие при рассмотрении дела, участвовали в исследовании доказательств по делу, ФИО1 давала объяснения относительно обстоятельств правонарушения, пользовались иными процессуальными правами.
В связи с чем, доводы ФИО1 и ее защитника Васильевой А.А. о нарушении ФИО1 права на защиту, которое было реализовано в ходе рассмотрения дела, не могут служить основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности.
Давая оценку исследованным доказательствам, учитывая требования ст. 24.1, ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит установленным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 Кодекса, лицо ФИО1, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, приходит к выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, именно, организация и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются характер совершенного ФИО1 административного правонарушения, сведения о личности, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность суд признает совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетних детей.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым применить к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (часть 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), такой меры государственного принуждения, как административный штраф, поскольку она с наибольшим эффектом достигнет цели восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: УФК МФ РФ по Омской области (УМВД России по городу Омску), ИНН <***>; КПП 550701001; Расчетный счет: №, банк: отделение Омск, БИК 045209001; КБК 18811690040046000140; ОКТМО 52701000, УИН 18880455188809030289.
Настоящее постановление одновременно является исполнительным документом.
Постановление может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья Г.Л. Пархоменко