ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Старый Оскол «18» августа 2016 года
ул. Комсомольская, 48 «а»
Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Прокудин А.Ф., с участием: законного представителя юридического лица Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – ФИО1 (по доверенности от 15.04.2016 года), заинтересованного лица – консультанта отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 312801001, юридический адрес: Белгородская область г. Старый Оскол, улица Ленина, дом №46/17,
установил:
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области не исполнила обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
04.08.2016 года консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области ФИО2 по вышеуказанному факту в отношении Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее Администрация округа) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанным протоколом установлено, что жилой дом г. Старый Оскол Белгородской области находится в муниципальной собственности Старооскольского городского округа.
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от 18.02.2014 года указанное здание признано аварийным, и распоряжением главы администрации от 22.08.2014 года предусмотрен его снос. В рамках реализации адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда Белгородской области в 2013-2015 годах жилые помещения изъяты у граждан в муниципальную собственность Старооскольского городского округа на основании соглашений о предоставлении жилых помещений взамен изымаемых с зачётом их стоимости в выкупную цену.
12.05.2016 года в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области (далее Управление) в соответствии с ч.2 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поступило заявление жителя г. Старый ФИО3 о включении здания, на котором ведутся работы по демонтажу, и обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Кроме этого в Управление поступали: 11.06.2016 года аналогичное заявление от Ф., а также заявления о необходимости сохранения указанного здания, представляющего ценность, от Ч. и Р., адресованные на имя Президента РФ и Губернатора Белгородской области, соответственно.
В связи с поступлением заявления об обнаружении объекта культурного наследия Управлением была организована работа по определению историко-культурной ценности указанного объекта, в ходе которой заключением государственного эксперта РФ по проведению историко-культурной экспертизы от 23.06.2016 года установлено: «В градостроительном аспекте здание представляет элемент фоновой застройки городского квартала, сформированного в 18-ом веке. В архитектурном отношении дом представляет оригинальный образец жилого дома, построенного в эпоху эклектики в кирпичном стиле богато декорированного архитектурными элементами, заимствованными из русской архитектуры и классицизма. Указанный дом представлял ценный в градостроительном отношении объект городской застройки исторического центра Старого Оскола. В связи с его разрушением, дом перестал представлять историко-культурную ценность».
12.05.2016 года и повторно 09.06.2016 года в адрес Администрации округа Управлением направлены уведомления о проведении работ по определению историко-культурной ценности объекта, в которых указано о необходимости обеспечения Администрацией округа сохранности указанного здания до определения его историко-культурной ценности.
11.06.2016 года на основании представленных Ф. заявления и фотографий Управлением обнаружено и зафиксировано совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Лишь 27.06.2016 года администрацией Старооскольского городского округа в Управление направлена информация о сносе указанного дома, произведённого во избежание несчастных случаев и в целях завершения программы переселения граждан из аварийного жилого фонда.
В судебном заседании законный представитель Администрации округа отрицал вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пояснил, что в адрес Администрации округа не поступало обязательных для исполнения письменных предписаний Управления о приостановлении работ на объекте. Направленные Управлением в адрес Администрации округа уведомления о сохранении указанного здания до определения его историко-культурной ценности не обладают признаками уведомлений, предусмотренных ч.8 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. В материалах дела об административном правонарушении отсутствует решение о включении спорного жилого дома в перечень выявленных объектов культурного наследия. Орган местного самоуправления, в том числе муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, не обязан, а вправе проводить работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Оснований считать дом в качестве объекта культурного наследия у Администрации округа не имелось. Кроме этого, указал, что Управлением не установлено кем именно велись работы по сносу указанного дома и кто выступал его заказчиком. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заинтересованное лицо Управления ФИО2 пояснила, что вина Администрации округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена полученными в ходе проверки доказательствами.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, прихожу к выводу о доказанности вины Администрации округа Белгородской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей (ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу требований ч.3 ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Требования Закона направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры
Так, указанным Федеральным законом предусмотрено:
- муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (ч.1 ст.16.1);
- муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (ч.2 ст.16.1);
- выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (ч.5 ст.16.1);
- в случае обнаружения в ходе проведения проектных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, заказчик указанных работ либо лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия (п.1 ч.4 ст.36).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При этом, в силу положений ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Администрации округа в инкриминируемом правонарушении подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 04.08.2016 года, в котором указаны обстоятельства его совершения;
- заявлениями: Ч. и Ф. о включении здания, на котором ведутся работы по демонтажу, и обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; Ч. и Р. о необходимости сохранения указанного здания, представляющего культурную ценность; приложенными к ним фотографиями объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
- заключением государственного эксперта РФ по проведению историко-культурной экспертизы от 23.06.2016 года о признании ценным в градостроительном отношении указанного объекта городской застройки;
- уведомлениями Управления от 12.05.2016 года и 09.06.2016 года, направленными в адрес Администрации округа о необходимости обеспечения сохранности здания, до определения его историко-культурной ценности;
- ответом Администрации округа, направленным в Управление 27.06.2016 года, о сносе указанного дома, произведённого во избежание несчастных случаев и в целях завершения программы переселения граждан из аварийного жилого фонда;
- распоряжением главы Администрации округа от 22.08.2014 года, которым организованы работы по сносу указного жилого дома;
- представлением и.о. Староосколького городского прокурора в адрес главы Администрации округа, вынесенным в соответствии с требованиями ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» по результатам проверки информации в СМИ о сносе здания, в котором установлен факт обращения 03.11.2015 года жителей города в Администрацию округа по вопросу сохранения указанного здания, как культурного объекта.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит их допустимыми, достоверными и достаточными для признания Администрации округа виновным в совершении административного правонарушения, поскольку не усматривает существенных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при их получении.
Исследованные в судебном заседании доказательства вопреки доводам законного представителя администрации свидетельствуют о неисполнении обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
Региональным органом охраны объектов культурного наследия – Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области после получения заявлений граждан в установленном законом порядке была организована работа по определению историко-культурной ценности объекта, однако ввиду действий администрации по сносу указанного здания, признанного заключением эксперта ценным в градостроительном отношении, указанный объект не был признан культурным наследием народов Российской Федерации.
Довод законного представителя Администрации округа об отсутствии письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия основан на неверном толковании закона, поскольку такого рода предписания предусмотрены при неисполнении заказчиком и (или) исполнителем работ обязанности по приостановлению работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность.
Его утверждения, что Управлением не установлен заказчик опровергаются распоряжением главы Администрации округа от 22.08.2014 года, согласно которому главой округа поручено Департаменту по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству администрации округа организовать работу по сносу жилого дома г. Старый Оскол.
Довод об отсутствии оснований считать объект культурным наследием опровергается наличием обращений, в том числе, отражённым в представлении прокурора и неоднократных публикациях в СМИ.
Таким образом, обязанность Администрации округа приостановить работ по сносу указанного здания вытекает непосредственно из требований закона, а доводы законного представителя в судебном заседании не влияют на фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, не могут служить основанием для освобождения Администрации округа от административной ответственности.
В действиях физического лица – Администрации округа усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку им не исполнены обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
У Администрации округа имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований закона о сохранении здания, обладающего признаками объекта культурного наследия, которые умышленно не были исполнены.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Администрации округа, не установлено.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, мнение заинтересованного лица по наказанию, прихожу к выводу о назначении юридическому лицу – Администрации Старооскольского городского округа административного наказания в виде административного штрафа в пределах санкции статьи, что будет отвечать целям административного наказания, являться соразмерным тяжести и другим обстоятельствам содеянного.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать юридическое лицо – Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Оплату штрафа производить в УФК по Белгородской области (Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области л/с <***>) ИНН <***>, КПП 312301001, р.сч. №40101810300000010002, Банк Отделение Белгород г. Белгород, БИК 041403001, КБК 833 11690050050000140, ОКТМО 1470100001, ОГРН <***>, ОКПО 22313840, ОКОПФ 75203, ОКФС 13, ОКОГУ 2300280, ППП 833), в 60-дневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа об уплате в добровольном порядке административного штрафа предоставить в Старооскольский городской суд.
Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Старооскольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья А.Ф. Прокудин