ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-141/2018 от 04.05.2018 Мичуринского районного суда (Тамбовская область)

№ 5-141/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«04» мая 2018 года г.Мичуринск

Судья Мичуринского районного суда Тамбовской области Калинина О.В.,

при участии представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), местоположение: 107174, <...>, ИНН <***>, зарегистрировано 23.09.2003 года за основным государственным регистрационным номером 1037739877295 Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по г.Москве, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 77 № 007105126,

УСТАНОВИЛ:

6 февраля 2018 года в 10 час 50 мин. на железнодорожном переезде 442 км перегона Избердей-Никольское Петровского района Тамбовской области ОАО «РЖД» в нарушение п.4.5.3 ГОСТ Р50597-93, п.5.2.1 ГОСТ Р50970-2011, п.5.2.1, 7.1.1, 7.1.3 ГОСТ Р50971-2011г., п.13 Основных положений Правил дорожного движения РФ, не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании железнодорожного переезда, допущена эксплуатация железнодорожного переезда с частичным отсутствием световозвращателей на сигнальных столбиках.

Представитель ОАО «РЖД» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что действительно на железнодорожном переезде 442 км перегона Избердей-Никольское Петровского района Тамбовской области на некоторых столбиках отсутствовали световозвращатели. После зимнего периода времени часть световозвращателей всегда происходит в негодность и требует замены. Однако большое число железнодорожных переездов, обслуживание нескольких областей делает невозможным устранить все неисправности одномоментно. ОАО «РЖД» все выявленные нарушения были устранены 27.04.2018 года. Кроме того пояснил, что железнодорожный переезд 442 км перегона Избердей-Никольское Петровского района Тамбовской области является освещаемым на всем его протяжении с двух сторон, в связи с чем отсутствие на сигнальных столбиках световозвращателей не создавало какой-либо опасности при движении транспортных средств. Также указал на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, который был составлен только 06.04.2018 года, тогда как правонарушение было выявлено 06.02.2018 года, поскольку административное расследование не проводилось. Кроме того, при осмотре железнодорожного переезда представитель ОАО «РЖД» не приглашался.

Представитель ОГИБДД МОМВД России «Мичуринский» ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя ОАО «РЖД», исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) ПДД РФ, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" бремя содержания железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе и железнодорожных переездов, осуществляется за счёт собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков и иных юридических лиц, а также за счёт средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.

Как следует из сообщения начальника Кочетовской дистанции пути от 07.03.2018 года хозяйствующим субъектом, осуществляющим содержание железнодорожного переезда 442 км перегона Избердей-Никольское в Петровском районе Тамбовской области является ФИО3 дистанция пути, являющаяся структурным подразделением Юго-Восточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

Таким образом, на ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры возложена обязанность по содержанию железнодорожных переездов, на расстоянии 10 метров от крайнего рельса, а также работы по устранению выбоин, восстановлению дорожной разметки, очистка проезжей части от посторонних предметов, которые выполняются именно в рамках содержания автомобильных дорог.

Как следует из пункта 4.5.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), сигнальные столбики и маяки должны иметь окраску, вертикальную разметку и световозвращатели в соответствии с требованиями ГОСТ 13508.

Из пункта 4.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50971-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2011 г. N 53-ст), следует, что световозвращатели дорожные по конструктивному исполнению и цвету классифицируют на типы и разновидности в соответствии с таблицей А.1 (приложение А), световозвращатели КД1 и КД2 – это сигнальные столбики с светововзращателем белого и красного цвета.

Пунктом 5.2 указанного стандарта предусмотрено, что крепление световозвращателей типов КД1 и КД2 к элементам обустройства дорог осуществляют с помощью болтов, заклепок, мастики или клея, обеспечивающих надежное удержание световозвращателей во время их мойки с применением средств механизации работ и их защиту от возможного хищения.

Пунктами 7.1.1 и 7.1.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50971-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2011 г. N 53-ст), предусмотрено, что световозвращатели типов КД1 и КД2 устанавливают на боковых поверхностях сигнальных столбиков в соответствии с ГОСТ Р 50970. На дорогах без разделительной полосы световозвращатели устанавливают таким образом, чтобы водитель справа по ходу движения видел красный световозвращающий элемент (КД1-К или КД2-К), а слева - белый (КД1-Б или КД2-Б).

Как следует из пункта 10.3.4.5 Отраслевого дорожного методического документа ОДМ218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", утвержденного Распоряжением Федерального дорожного агентства от 12 января 2011 г. N 13-р "Об издании и применении ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", независимо от интенсивности движения дорожные сигнальные столбики устанавливают на следующих участках дорог, если по данным табл.13 ГОСТР52289-2004 на них не требуется устанавливать дорожные удерживающие ограждения: - на кривых сопряжений пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне (п.8.2.2. ГОСТР52289-2004); - на железнодорожных переездах (п.8.2.2. ГОСТР52289-2004).

При этом пунктом 8.2.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что сигнальные столбики устанавливают на автомобильных дорогах без искусственного освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений: в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика на подходе с каждой стороны дороги) при высоте насыпи не менее 2м, интенсивности движения не менее 1000 ед./сут - на расстояниях l_0 и l_1 указанных в таблице 19 (рисунок В.29), и на расстоянии l_2, равном 50м.; в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика на подходе с каждой стороны дороги) при высоте насыпи не менее 1м, на расстояниях l_0, l_1, и l_2, указанных в таблице 20 (рисунок В.30), и на расстоянии l_3, равном 50м.

При этом обязанность по установке сигнальных столбиков на железнодорожном переезде также установлена пунктом 22 Приказа Министерства транспорта РФ от 31 июля 2015 г. N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов", из которого следует, что стойки шлагбаумов, мачты светофоров переездной сигнализации, ограждений, перил и направляющих (сигнальных) столбиков устанавливают на расстоянии не менее 0,75м от края проезжей части автомобильной дороги. Направляющие (сигнальные) столбики устанавливаются с обеих сторон железнодорожного переезда на расстоянии от 2,5 до 16м от крайних рельсов через каждые 1,5 м. В населенных пунктах при наличии проездов, ведущих на территории организаций или улицы населенных пунктов, в границах железнодорожных переездов, установка направляющих (сигнальных) столбиков производится владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Таким образом, вина ОАО «РЖД» в совершении вменяемого административного правонарушения нашла свое подтверждение в судебном заседании, и подтверждается в том числе: актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги,железнодорожного переезда от 06.02.2018 года; фототаблицей; схемой места совершения административного правонарушения от 06.02.2018 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.02.2018г.; протоколом об административном правонарушении 68 ПЮ № 002364 от 06.04.2018 года; рапортом от 06.04.2018 года.

Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Мичуринский» был нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, а также то, что при осмотре железнодорожного переезда представитель ОАО «РЖД» не приглашался, нахожу необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 81 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (с изменениями и дополнениями), утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 г. N 380, основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу. Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

Согласно пунктам 86 и 87 вышеуказанного Административного регламента, в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. При выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом17 настоящего Административного регламента.

Как следует из пункта 17.2, 17.4 данного Административного регламента, по результатам исполнения государственной функции принимаются следующие решения: о возбуждении дела об административном правонарушении; выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

При этом присутствие понятых и представителей юридического лица при осуществлении надзора и выявлении недостатков, а также при составлении акта выявленных недостатков Административным регламентом не предусмотрено.

Таким образом, действия должностного лица соответствовали требованиям административного регламента и не противоречат требованиям устанавливающим порядок привлечения к административной ответственности.

Исходя из требований п. 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

В силу пп. "и" п. 3 Положения к должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный надзор, относятся, в том числе сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.

Согласно пп. "а" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию дорог.

Доводы представителя ОАО «РЖД» о нарушении государственным инспектором безопасности дорожного движения положений закона, выразившиеся в том, что проверка, выявившая нарушение ГОСТа, была осуществлена без извещения ОАО «РЖД» о ее проведении, в отсутствии представителей ОАО «РЖД», являются несостоятельными.

ГИБДД МВД РФ для осуществления контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе, проверок и надзора.

Вышеуказанное следует из Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380.

В силу п. 8 Административного регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Согласно п. 81 Административного регламента надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

При надзоре за дорожным движением осуществляется, в том числе выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Протокол об административном правонарушении вынесен государственным инспектором по результатам контрольного мероприятия, при проведении которого не требуется взаимодействие контролирующего органа и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

Нарушения на железнодорожном переезде 442 км перегона Избердей-Никольское Петровского района Тамбовской области были выявлены страшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Мичуринский» ФИО2 06.02.2017 года, о чем составлен акт выявленных недостатков.

08.02.2018 года инспектором вынесено определение 68 ОВ № 030662 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого была истребована информация о лицах, ответственных за содержание железнодорожного переезда, должностные инструкции должностных лиц, получены объяснения указанных должностных лиц.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 06.04.2018 года был составлен государственным инспектором после проведения административного расследования, что полностью соответствовало требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, суд находит вину ОАО «РЖД» доказанной полностью представленными доказательствами, которые являются достоверными и бесспорными, полученными с соблюдением норм закона, и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает следующие обстоятельства: ОАО «РЖД» ранее не привлекалось к административной ответственности; в кратчайшие сроки, а именно 27.04.2018 года ОАО «РЖД» устранило выявленные нарушения, что судья в силу п.7 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Кроме того, судья учитывает, что каких-либо серьезных последствий совершенное правонарушение не повлекло, поскольку судом установлен факт наличия искусственного освещения на железнодорожном переезде, что подтверждается представленным актом проверки уровня освещенности и напряжения в установках наружного освещения железнодорожного переезда от 12.10.2017 года; световозвращателей не имелось только на нескольких сигнальных столбиках, тогда как другие столбики имели указанное оборудование.

Таким образом, действия ОАО «РЖД» хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного правонарушения. В связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Норма ст.2.9 КоАП РФ является общей, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений, может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ч. 2 ст. 4.4., 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» объявить устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (или получения) копии постановления.

Судья О.В.Калинина