ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-141/2023 от 19.08.2023 Тулунского городского суда (Иркутская область)

ПО С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тулун 19 августа 2023 года

Судья Тулунского городского суда Иркутской области Шовкопляс А.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, переводчика ФИО3 рассмотрев дело об административном правонарушении *** (УИД ***) в отношении:

ФИО1, родившегося ...... в ****.........., гражданина .........., женатого, официально не трудоустроенного, с образованием 11 классов, имеющего 4 несовершеннолетних детей, регистрации не имеющего, фактически проживающего по адресу: ****, ****, **** (здание ОГБУЗ «Тулунская городская больница»), паспорт гражданина .......... выдан ......, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, судья

установил:

ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

В ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия с целью противодействия «теневой занятости» и выявления фактов незаконной миграции, сотрудником ОВМ МО МВД России «Тулунский» по адресу: ****, был выявлен гражданин ****, ФИО1, который прибыл в РФ 07.02.2023 г., через КПП «Иркутск «Авиа» с целью въезда работа, патент не оформлял, миграционный учет закончился 07.05.2023 года, тем самым последний нарушил положения п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не выехал с территории РФ по истечении срока временного пребывания, предусмотренного Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в связи, с чем является лицом незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, признал полностью, пояснил, что он является гражданином ****, в браке с гражданкой Российской Федерации, не состоит, детей на территории России не имеет. В Россию приехал ...... с целью въезда работа. Патент для осуществления трудовой деятельности не оформлял. Миграционный учет закончился ....... Денег для оплаты патента у него не было. Приехал в **** около 20 дней назад для ремонта здания поликлиники, где работал штукатуром. Проживал также в здании поликлиники по адресу: ****, ****, ****.

Выслушав пояснения ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделенииили подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлениемв территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1, будучи гражданином .........., въехал на территорию РФ 07.02.2023 через КПП «Иркутск «Авиа» с целью въезда работа, патент не оформлял, миграционный учет закончился 07.05.2023, чем нарушил положения п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не выехал с территории РФ по истечении срока временного пребывания, предусмотренного Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с чем является лицом незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

протоколом об административном правонарушении от ...... УВМ *** (л.д.4), копией паспорта, данными из базы ФМС России АС ЦБДУИГ (9-17); рапортом инспектора ОВМ МО МВД России «Тулунский» (л.д.2), которые суд оценивает как относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства.

В связи с указанным действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств учитываю признание вины, привлечение к административной ответственности впервые, наличие несовершеннолетних детей.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

При назначении наказания учитываю, что ФИО1 не имел и не имеет в Российской Федерации официальных источников средств существования, места жительства и регистрации, в браке с гражданкой Российской Федерации, не состоит, детей на территории России не имеет.

Так, согласно позиции изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 27.10.2022 № 2671-О - выдворение за пределы Российской Федерации в качестве обязательного наказания за определенные миграционные правонарушения не противоречит Конституции Российской Федерации, а точность и ясность правил назначения наказаний предотвращают излишнее усмотрение и злоупотребления в процессе применения административных санкций (определения от 5 марта 2014 года N 628-О, от 28 сентября 2017 годаN 1808-О и др.).

При этом в Определении от 4 июня 2013 года N 902-О Конституционный Суд Российской Федерации, следуя ранее высказанным правовым позициям (Постановление от 17 февраля 1998 года N 6-П, Определение от 12 мая 2006 года N 155-О и др.), пришел к выводу, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными; правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно прав иностранных граждан не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из Российской Федерации, так и о временном проживании на ее территории. Это согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации о том, что наложение предусмотренного законом административного наказания при определенных обстоятельствах может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П).

При этом при назначении наказания суд исследовав и оценивав все обстоятельства дела, в том числе и личности ФИО1 приходит к убеждению, что выдворение ФИО1 не будет нарушать право на уважение частной и семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.4 ст.3.10 КоАП РФ прихожу к выводу о необходимости назначить ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Поскольку у ФИО1 отсутствует возможность самостоятельного выезда из Российской Федерации в .........., нахожу необходимым определить ему принудительное выдворение из Российской Федерации с применением меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - исполнения принятого по делу постановления, в виде помещения ФИО1 в специальное учреждение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.11, 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

ФИО1, родившегося ...... в ****.........., гражданина .........., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Применить к ФИО1 в целях исполнения настоящего постановления помещения его в специальное учреждение: в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по ****, расположенный по адресу: ********, до выдворения за пределы Российской Федерации.

ФИО1 в соответствии с ч.1.1 ст.32.2 КоАП РФ оплатить штраф не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк по следующим банковским реквизитам:

УФК по **** (ГУ МВД России по ****), Банк получателя: отделение Иркутск, ****, расчетный счет 4***, БИК ***, ИНН ***, КПП ***, ОКТМО ***, КБК 18***, УИН 18***

Квитанцию, подтверждающую оплату штрафа, необходимо представить в Тулунский городской суд Иркутской области.

Разъяснить лицу, подвергнутому административному наказанию, что в случае неуплаты штрафа в сроки, установленные ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, обязанное уплатить штраф, может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей меру наказания в виде уплаты штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья: А.С. Шовкопляс