№5-1420/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<...> 06 августа 2020 года
Судья Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Зайдуллин Р.Р.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, участкового уполномоченного полиции отдела полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе лейтенанта полиции ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда г.Уфы РБ по адресу: <...>, каб. 405,
материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>58, пенсионера, не работающего, со слов не состоящего в браке, имеющего со слов на иждивении несовершеннолетнего ребенка 15-летнего возврата,
права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которому разъяснены,
УСТАНОВИЛ:
УУП Отдела полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе лейтенантом полиции ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2. КоАП РФ от 31.07.2020. в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который в сети Интернет на своей странице «Вконтакте» разместил призывы для граждан к участию 31.07.2020. в 12-00 час. в несогласованном с органами исполнительной власти (местного самоуправления) публичном мероприятии на Площади им. В.И.Ленина по адресу г.Уфа, <адрес>,<адрес> осуществив тем самым организацию несанкционированного публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления, о чем составлен акт осмотра Интернет-сайта от 28.07.2020. в 10-00 час. по адресу <...>.
ФИО1 в судебном заседании вину в совершенном правонарушении не признал, суду пояснил, что считает обвинение надуманным, поскольку является членом координационного совета общественного движения «СтопБашРТС». Предварительно было обсуждение по поводу повышения тарифов ЖКХ, решили провести собрание в очной форме в открытом месте, о чем было оповещение в группе «СтопБашРТС». Он сделал репост на своей странице информации о том, что 31.07.2020г. на площади им В.И.Ленина будет собрание общественного движения по поводу повышения тарифов, призывал всех людей, кто желал и мог, прийти на открытое собрание, если интересна тематика ЖКХ. Электронные адреса, указанные в протоколе осмотра Интернет-сайта, https://vk.com/albertlf - его личная страница, https://vk.com/public 192100548 – это группа, в которой много администраторов, данная информация находилась в общем доступе. Собрание состоялось 31.07.2020. в 12-00 час. на Площади им. В.И.Ленина, присутствовало десять человек, решили обратиться с предложением в Администрацию г.Уфы с инициативой проведения круглого стола, что оформлено протоколом общего собрания от 31.07.2020 г. Уведомление о проведении собрания он не направлял, поскольку для проведения собрания уведомление подавать не нужно. Плакатов не было, расположись на скамейке, проводили встречу единомышленников.
Защитник Чувилин Д.А. в судебном заседании пояснил, что в протоколе отсутствует место и время совершения правонарушения, составлен спустя двое суток с момента обнаружения правонарушения. Уведомление о проведении собрания как публичного мероприятия в соответствии с законом не подается.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО1, его защитника, показания свидетелей ФИО3, ФИО4, судья приходит к следующему.
Закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации). Во взаимосвязи с иными правами и свободами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьями 29, 30, 32 и 33, данное конституционное право обеспечивает гражданам реальную возможность посредством проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) оказывать влияние на деятельность органов публичной власти и тем самым способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, который может выражаться в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом. Соответственно, предполагается, что реагирование публичной власти на организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и во всяком случае - вне зависимости от политических взглядов их инициаторов и участников - нацеленным на обеспечение условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.
Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением собрания и одиночного пикета).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08 июня 2012 г. N 65-ФЗ) организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Из дела следует, что 29.07.2020 года из УОООП МВД по РБ в Отдел полиции №9 Управления МВД России по г. Уфе поступил рапорт КУСП №12476 начальника УОООП МВД по РБ полковника полиции ФИО5 о том, что в ходе мониторинга сети Интернет установлен факт нарушения гр. ФИО1 положений Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", путем размещения на своей личной странице «Вконтакте» призыва для граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии 31.07.2020. в 12-00 час. на Площади им. В.И. Ленина по адресу <...>.
Актом осмотра Интернет-сайта от 28.07.2020., составленного ст. оперуполномоченным ЦПЭ МВД по РБ майором полиции ФИО6 и ст.инспектором по особым поручениям УОООП МВД по РБ майором полиции ФИО7 в помещении служебного кабинета №9 УОООП МВД по РБ, расположенного по адресу: <...>, подтверждается, что в результате осмотра Интернет-сайтов http://vk.com/, в частности Интернет-страниц, которые расположены по электронным адресам: https://vk.com/albertlf и https://vk.com/public 192100548, установлено, что на указанных Интернет-страницах находится в открытом доступе и на всеобщем обозрении, в свободном доступе информация, доступ к которой имеется неопределенным кругом пользователей (лиц), следующего содержания:
«Координационный совет общественного движения 'СтопБашРТС" в связи с отсутствием финансов и невозможностью аренды помещения, 31 июля в 12.00 проведет собрание граждан по вопросу ЖКХ на площади Ленина напротив Горсовета. По примеру Хабаровска, будем кормить голубей, координаторы отчитаются о своей деятельности, проведут консультации, вместе наметим планы на ближайшее время.
Игнорируя наше требование о снижении высокого тарифа за отопление и горячую воду, с 1 июля республиканские власти снова повысили цены за услуги ЖКХ, в том числе и за услуги БашРТС. Хотя в некоторых регионах власти отказались от повышения цен в связи с пандемией короновируса. А разве жители нашей республики не пострадали? Разве мы и так не переплачиваем за услуги ЖКХ по повышенным тарифам? РСО и власти решили нас совсем задушить своими поборами??? Скажем нет коммунальному грабежу! Нет высоким тарифам за ЖКХ! Собрание граждан пройдет под девизом: «Лучше кормить голубей, чем БашРТС». Поэтому берем с собой семечки и обязательно защитные маски! Это не публичное мероприятие, поэтому плакатов быто не должно. Просим распространить информацию.».
Согласно справке ст. оперуполномоченного ЦПЭ МВД по РБ майора полиции ФИО6 от 28.07.2020. в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что администратором Интернет-сайтов http://vk.com/, в частности Интернет-страниц, которые расположены по электронным адресам: https://vk.com/albertlf, под ником «Альберт Рахматуллин» и https://vk.com/publicl92100548, электронное сообщество под названием «СТОПБАШРТС», является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Из писем от 30.07.2020. №01-02-21364, от 05.08.2020. №2-1-251-3598-О-019 следует, что уведомлений о проведении публичного мероприятия, проводимого в вышеуказанные время и месте, от ФИО1 и других лиц в Администрацию ГО г. Уфа РБ, Правительство РБ не поступали.
Из справки специалиста-лингвиста от 28.07.2020 г., подготовленной доктором филологических наук, доцентом, сотрудником Инновационного центра «Технопарк» Центра правовых и технических экспертиз ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», экспертом-лингвистом по специальности «Судебная лингвистическая экспертиза», негосударственным судебным экспертом по специальностям «Исследование продуктов речевой деятельности» (сертификат судебного эксперта от 02.08.18 г.), «Исследование психологии и психофизиологии человека (Психолингвистическая экспертиза. Исследование письменного или устного текста в целях решения вопросов его воздействия, смыслового восприятия и понимания)» (сертификат от 17.09.18 г.) ФИО8, следует, что содержание рассмотренного текста-обращения, размещенного в социальной сети «ВКонтакте», содержит лингвистические признаки призывов к несогласованным публичным акциям - то есть «организованной, активной форме реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способа удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся».
Призывы к сбору на площади им. Ленина перед Горсоветом 31.07.20 г. в 12:00 ч. присутствуют в тексте как в явной форме (По примеру Хабаровска, будем кормить голубей, вместе наметим планы на ближайшее будущее), так и в косвенной (...проведет собрание по вопросам ЖКХ), лозунгового типа высказываниях (Скажем нет коммунальному грабежу!!! Нет высоким тарифам, за ЖКХ!).
Языковая форма «будем кормить голубей» с элементом иронии здесь выступает как один из способов вуалирования публичности мероприятия, хотя в самом тексте имеется отрицание такового: «Это не публичное мероприятие, поэтому плакатов быть не должно».
Из справки о лингвистическом исследовании от 31.07.2020 г., проведенном специалистом-экспертом ОТЭ ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан ФИО9, имеющим высшее филологическое образование (специальность «Филология») и стаж экспертной работы два года по экспертной специальности: «Исследование текста в целях решения вопросов смыслового понимания», следует, что в представленном на исследование тексте, начинающемся словами: «ВНИМАНИЕ! Координационный совет» и заканчивающемся словами: «Просим распространить информацию», имеются высказывания побудительного характера, содержащие побуждения к действиям: «Собраться на площади Ленина напротив Горсовета на собрание, проводимое координационным советом общественного движения "СтопБашРТС"»; «Распространить информацию о собрании, проводимом координационным советом общественного движения "СтопБашРТС"».
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относится проведение предварительной агитации.
При этом закон не ограничивает организаторов в формах проведения такой акции, в связи с чем такая акция может быть проведена и посредством электронных средств массовой информации, к которым отнесена компьютерная сеть Интернет.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в судебном заседании ФИО1 в нарушение требований статей 4, 7, 10 Федерального закона N 54-ФЗ публично призывал через сеть Интернет на принадлежащих ему страницах в социальной сети по электронным адресам: https://vk.com/albertlf, https://vk.com/publicl92100548, и агитировал граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии, которое должно состояться 31.07.2020. в 12-00 час. на Площади им. В.И.Ленина по адресу <...>.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, начал проводить агитацию за участие в нем до согласования его проведения с компетентным органом власти, что является нарушением установленного порядка организации публичного мероприятия.
Из материалов дела усматривается, что организатором публичного мероприятия уведомление о проведении публичного мероприятия не направлялось.
Следовательно, установленный порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.
Объективных данных, позволяющих усомниться в том, что данное сообщение размещено от имени непосредственно ФИО1, по делу не имеется, указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде им не оспаривались.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 31.07.2020 г., рапортом работника полиции от 31.07.2020 г., актом осмотра Интернет-сайта от 28.07.2020., справкой от 28.07.2020., справкой специалиста-лингвиста от 28.07.2020., справкой о лингвистическом исследовании от 31.07.2020 г., письмом Администрации ГО г. Уфа РБ от 30.07.2020. о несогласовании публичного мероприятия, распечатками с Интернета и другими материалами.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе описано событие вменяемого административного правонарушения, изложенные в протоколе сведения объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Оснований, порочащих данный документ как доказательство, не выявлено.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства соответствуют требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составлявших процессуальные документы, материалы дела не содержат, а исполнение ими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного ФИО1 административного правонарушения.
Причин для оговора ФИО1 с их стороны не установлено.
Оснований не доверять перечисленным выше доказательствам не имеется, поскольку они полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.
Действия ФИО1 судья квалифицирует по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава и события вмененного административного правонарушения, опровергается материалами дела.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ собранием признается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 в нарушение требований статей 4, 7, 10 Федерального закона N 54-ФЗ публично призывал через сеть Интернет на принадлежащих ему страницах в социальной сети по электронным адресам: https://vk.com/albertlf, https://vk.com/publicl92100548, активно агитировал граждан (неопределенный круг лиц, а не только участников общественного движения) к участию в несогласованном публичном мероприятии, используя при этом высказывания лозунгового типа тематического содержания (Скажем нет коммунальному грабежу!!! Нет высоким тарифам, за ЖКХ!), а впоследствии лично принял участие в указанном публичном мероприятии.
Таким образом, исходя из понятия этой формы публичного мероприятия, положений ст. 2 названного Федерального закона, в силу которых проведение публичных мероприятий допускается в различных сочетаниях, перечисленных в данной норме форм, а также фактических установленных обстоятельств дела, организуемое ФИО1 публичное мероприятие не отвечало признакам собрания, в связи с чем, доводы об обратном судом отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания судья учитывает личность ФИО1, характер совершенного административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; то, что вину в совершении правонарушения ФИО1 не признал; с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, приходит к выводу о том, что назначение более мягкого вида наказания, чем административный арест, не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем суд считает возможным назначить наказание в виде административного ареста сроком на 3 (трое) суток.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
признать гражданина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного ареста сроком на 3 (трое) суток.
Срок исчислять с 06 августа 2020 года 11 часов 30 минут.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.Р. Зайдуллин