ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1427/2015 от 30.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело №5-1427/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 декабря 2015 г. г. Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия ФИО2,

при секретаре судебного заседания Алексейкиной О.В.,

с участием представителя юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия ФИО3, представившего доверенность №1-21/971 от 17 декабря 2015 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия,

установил:

28 октября 2015 г. Государственным инспектором Управления Министерства культуры России по Приволжскому Федеральному округу (далее по тексту Управление Минкультуры России по ПФО) ФИО1 в отношении юридического лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в период с 23 июня 2015 г. по 22 июля 2015 г. Управлением Минкультуры России по ПФО проведена плановая документарная и выездная проверка полноты и качества осуществления полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и нормативно-правовым регулированием по вопросам переданных полномочий в отношении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия. В ходе проверки установлен ряд нарушений действующего федерального законодательства.

В целях устранения выявленных нарушений Управлением Минкультуры России по ПФО Министерству культуры и туризма Республики Мордовия выдано предписание № 03/34/03 от 22 июля 2015 г. состоящее из 9 пунктов обязательных требований со сроком исполнения пунктов 1, 2, 3, 4, 8 - до 01 сентября 2015 г., пунктов 5, 9 - до 01 октября 2015 г., пунктов 6, 7 - до 31 декабря 2015 г.

01 сентября 2015 г. в адрес Управления Минкультуры России по ПФО поступило письмо Министерства культуры и туризма Республики Мордовия исх. № 1-21/641 от 14 августа 2015г. об исполнении пунктов 1, 2, 3, 4, 8 предписания от 22 июля 2015 г. № 03/34/03 с приложением подтверждающих документов.

01 октября 2015 г. в адрес Управления Минкультуры России по ПФО поступило письмо Министерства культуры и туризма Республики Мордовия исх. № 1-21/732 от 30 сентября 2015 г. об исполнении требований пунктов 5, 9 предписания от 22 июля 2015 г. № 03/34/03 с приложением подтверждающих документов.

По итогам анализа данного письма сотрудниками Управления Минкультуры России по ПФО установлено, что требование пункта 5 предписания, представить в Управление Минкультуры России по ПФО в срок до 01 октября 2015 г. материалы фотофиксации, подтверждающие установку подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения «Темниковский Санаксарский монастырь, XVIII в.» (Республика Мордовия, Темниковский район, п. Санаксарь), «Ансамбль Спасо-Преображенский монастыря, кон. VIII-XIX вв.» (Республика Мордовия, Краснослободский район, пос. Преображенский) - не исполнено, документы в установленный срок не представлены.

В судебном заседании представитель юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия ФИО3 вину юридического лица не признал по тем основаниям, что контроль за установкой подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения не входит в контрольно-надзорные полномочия Министерства культуры и туризма Республики Мордовия. Обязанность по установке информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения лежит на подрядчиках. В связи с чем отсутствует вина юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.

По этим основаниям просил производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства прихожу к следующему.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установле­на административная ответственность.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях задачами производства по делам об административных правонаруше­ниях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Часть 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела Управлением Минкультуры России по ПФО Министерству культуры и туризма Республики Мордовия выдано предписание № 03/34/03 от 22 июля 2015 г. состоящее из 9 пунктов обязательных требований со сроком исполнения пунктов 1, 2, 3, 4, 8 - до 01 сентября 2015 г., пунктов 5, 9 - до 01 октября 2015 г., пунктов 6, 7 - до 31 декабря 2015 г.

Органом, осуществляющим государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Управлением Минкультуры России по ПФО вменяется в вину юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушение пункта 5 вышеуказанного предписания, согласно которому в нарушение указаний заместителя министра культуры Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 270-01-39/10-ГП Министерством культуры и туризма Республики Мордовия не осуществлен контроль за установкой подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения «Темниковский Санаксарский монастырь, XVIII в.» (Республика Мордовия, Темниковский район, п. Санаксарь), «Ансамбль Спасо-Преображенский монастыря, кон. VIII-XIX вв.» (Республика Мордовия, Краснослободский район, пос. Преображенский).

В соответствии с частью 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых его вина доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Правоотношения в области осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:

ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;

выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;

3) федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предписания об устранении выявленных нарушений, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в рамках осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий обязательны для исполнения.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что предписание об устранении выявленных нарушений, выдается в рамках осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий.

Вместе с тем, из материалов дела об административном правонарушении не усматривается, что контроль за установкой подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения входит в контрольно-надзорные полномочия Министерства культуры и туризма Республики Мордовия.

Согласно пункту 4.3.24. государственного контракта № 1115-01-41/10-15 от 10 апреля 2015 г. заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Реставрационный проект» на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Ансамбль «Санаксарский монастырь», XVIII в. подрядчик обязуется установить специальный информационный стенд, утвержденного государственным заказчиком образца, на котором в обязательном порядке должна быть отображена следующая информация: изображение объекта; перечисление производимых работ; полное и краткое наименование организации (подрядчика) выполняемой работы; контакты для связи организации (подрядчика) выполняющей работы; иная необходимая информация, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2.4. вышеуказанного государственного контракта государственный заказчик вправе требовать надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту.

Аналогичные права и обязанности содержатся в государственном контракте № 1677-01-41/10-15 от 30 апреля 2015 г. заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «ДИЗАЙН» на проведение ремонтно­реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Спасо- Преображенского монастыря. Настоятельский корпус с угловой Юго- Западной башней.».

Из изложенного следует, что обязанность по установке информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения лежит на подрядчиках.

Министерство культуры и туризма Республики Мордовия не является стороной по вышеуказанным контрактам, следовательно, не имеет права требовать исполнения условий договора сторонами, их заключившими.

В соответствии с письмом Министерства культуры Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 270-01-39/10 ГП органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять контроль за установкой подрядными организациями информационного щита по прилагаемому образцу при выдаче разрешения на производство работ.

Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что, вышеуказанное письмо, положенное в основу предписания, не исполнение которого вменяется в вину юридическому лицу, не является нормативным правовым актом, не исполнение которого содержит состав административного правонарушения предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях юридического лица – Министерства культуры и туризма Республики Мордовия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

.Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличия события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствие состава административного правонарушения (пункт 21);

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия подлежит прекращению по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Министерства культуры и туризма прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

На постановление судьи может быть подана жалоба и принесен протест в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия ФИО2