Дело №5-1427/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 декабря 2015 г. г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия ФИО2,
при секретаре судебного заседания Алексейкиной О.В.,
с участием представителя юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия ФИО3, представившего доверенность №1-21/971 от 17 декабря 2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия,
установил:
28 октября 2015 г. Государственным инспектором Управления Министерства культуры России по Приволжскому Федеральному округу (далее по тексту Управление Минкультуры России по ПФО) ФИО1 в отношении юридического лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в период с 23 июня 2015 г. по 22 июля 2015 г. Управлением Минкультуры России по ПФО проведена плановая документарная и выездная проверка полноты и качества осуществления полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и нормативно-правовым регулированием по вопросам переданных полномочий в отношении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия. В ходе проверки установлен ряд нарушений действующего федерального законодательства.
В целях устранения выявленных нарушений Управлением Минкультуры России по ПФО Министерству культуры и туризма Республики Мордовия выдано предписание № 03/34/03 от 22 июля 2015 г. состоящее из 9 пунктов обязательных требований со сроком исполнения пунктов 1, 2, 3, 4, 8 - до 01 сентября 2015 г., пунктов 5, 9 - до 01 октября 2015 г., пунктов 6, 7 - до 31 декабря 2015 г.
01 сентября 2015 г. в адрес Управления Минкультуры России по ПФО поступило письмо Министерства культуры и туризма Республики Мордовия исх. № 1-21/641 от 14 августа 2015г. об исполнении пунктов 1, 2, 3, 4, 8 предписания от 22 июля 2015 г. № 03/34/03 с приложением подтверждающих документов.
01 октября 2015 г. в адрес Управления Минкультуры России по ПФО поступило письмо Министерства культуры и туризма Республики Мордовия исх. № 1-21/732 от 30 сентября 2015 г. об исполнении требований пунктов 5, 9 предписания от 22 июля 2015 г. № 03/34/03 с приложением подтверждающих документов.
По итогам анализа данного письма сотрудниками Управления Минкультуры России по ПФО установлено, что требование пункта 5 предписания, представить в Управление Минкультуры России по ПФО в срок до 01 октября 2015 г. материалы фотофиксации, подтверждающие установку подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения «Темниковский Санаксарский монастырь, XVIII в.» (Республика Мордовия, Темниковский район, п. Санаксарь), «Ансамбль Спасо-Преображенский монастыря, кон. VIII-XIX вв.» (Республика Мордовия, Краснослободский район, пос. Преображенский) - не исполнено, документы в установленный срок не представлены.
В судебном заседании представитель юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия ФИО3 вину юридического лица не признал по тем основаниям, что контроль за установкой подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения не входит в контрольно-надзорные полномочия Министерства культуры и туризма Республики Мордовия. Обязанность по установке информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения лежит на подрядчиках. В связи с чем отсутствует вина юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
По этим основаниям просил производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Министерства культуры и туризма Республики Мордовия прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства прихожу к следующему.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Часть 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела Управлением Минкультуры России по ПФО Министерству культуры и туризма Республики Мордовия выдано предписание № 03/34/03 от 22 июля 2015 г. состоящее из 9 пунктов обязательных требований со сроком исполнения пунктов 1, 2, 3, 4, 8 - до 01 сентября 2015 г., пунктов 5, 9 - до 01 октября 2015 г., пунктов 6, 7 - до 31 декабря 2015 г.
Органом, осуществляющим государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Управлением Минкультуры России по ПФО вменяется в вину юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушение пункта 5 вышеуказанного предписания, согласно которому в нарушение указаний заместителя министра культуры Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 270-01-39/10-ГП Министерством культуры и туризма Республики Мордовия не осуществлен контроль за установкой подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения «Темниковский Санаксарский монастырь, XVIII в.» (Республика Мордовия, Темниковский район, п. Санаксарь), «Ансамбль Спасо-Преображенский монастыря, кон. VIII-XIX вв.» (Республика Мордовия, Краснослободский район, пос. Преображенский).
В соответствии с частью 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых его вина доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Правоотношения в области осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):
2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:
ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;
выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
3) федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предписания об устранении выявленных нарушений, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в рамках осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий обязательны для исполнения.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что предписание об устранении выявленных нарушений, выдается в рамках осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий.
Вместе с тем, из материалов дела об административном правонарушении не усматривается, что контроль за установкой подрядными организациями информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения входит в контрольно-надзорные полномочия Министерства культуры и туризма Республики Мордовия.
Согласно пункту 4.3.24. государственного контракта № 1115-01-41/10-15 от 10 апреля 2015 г. заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Реставрационный проект» на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Ансамбль «Санаксарский монастырь», XVIII в. подрядчик обязуется установить специальный информационный стенд, утвержденного государственным заказчиком образца, на котором в обязательном порядке должна быть отображена следующая информация: изображение объекта; перечисление производимых работ; полное и краткое наименование организации (подрядчика) выполняемой работы; контакты для связи организации (подрядчика) выполняющей работы; иная необходимая информация, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2.4. вышеуказанного государственного контракта государственный заказчик вправе требовать надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту.
Аналогичные права и обязанности содержатся в государственном контракте № 1677-01-41/10-15 от 30 апреля 2015 г. заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «ДИЗАЙН» на проведение ремонтнореставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Спасо- Преображенского монастыря. Настоятельский корпус с угловой Юго- Западной башней.».
Из изложенного следует, что обязанность по установке информационных стендов о проводимых ремонтно-реставрационных работах за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводом правил по организации строительства на объектах культурного наследия федерального значения лежит на подрядчиках.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия не является стороной по вышеуказанным контрактам, следовательно, не имеет права требовать исполнения условий договора сторонами, их заключившими.
В соответствии с письмом Министерства культуры Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 270-01-39/10 ГП органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять контроль за установкой подрядными организациями информационного щита по прилагаемому образцу при выдаче разрешения на производство работ.
Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что, вышеуказанное письмо, положенное в основу предписания, не исполнение которого вменяется в вину юридическому лицу, не является нормативным правовым актом, не исполнение которого содержит состав административного правонарушения предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях юридического лица – Министерства культуры и туризма Республики Мордовия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
.Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличия события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие состава административного правонарушения (пункт 21);
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия подлежит прекращению по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Министерства культуры и туризма прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
На постановление судьи может быть подана жалоба и принесен протест в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия ФИО2