ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1429/19 от 25.09.2019 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 5 -1429/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.

Полный тест постановления изготовлен 27сентября 2019 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Пархоменко Галины Леонидовны (<...>).

С участием защитника Ильиных А.Н.,

при секретаре Михайлове А.В., Касьяновой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>

установил:

В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1

Из протокола об административном правонарушении следует, что 9 июля 2019 года при проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФИО1 исполнения предписания Министерства культуры Омской области по адресу:<...>, выявлено неисполнение мероприятий пунктов 1-3 предписания Министерства культуры Омской области от 14.12.2018 №, а именно: не разработан проект ремонтно-реставрационных работ с учетом сохранения исторического облика объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Жилой дом», расположенного по адресу: <...>, не проведена историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, не согласована проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта и акт государственной историко- культурной экспертизы в Министерстве культуры Омской области. в срок до 01.07.2019 (п.1-3 предписания).

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При указанных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без участия лица привлекаемого к административной ответственности.

Защитник Ильиных А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что предписание не было исполнено в связи с тем, что, во-первых, отсутствуют денежные средства, потому что это процедура дорогостоящая, во-вторых, считают, что решением Центрального суда установлено, что действия по установлению сроков, не важно, в чем бы они выражались, в предписании, охранном обязательстве, без учета мнения собственников, как это предписывает закон, являются нарушением прав собственников объектов культурного наследия. Соответственно эти сроки установлены с нарушением, они не обязательны для исполнения.

Представитель Министерства культуры Омской области, ФИО2, действующая на основании доверенности, указала на законность и обоснованность вынесенного предписания.

Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат - наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела здание: Жилой дом по адресу: <...> является объектом культурного наследия –памятником истории и культуры Российской Федерации регионального значения, оно постановлено на государственную охрану решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 22.01.1991 № 20(л.д.51-53),зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов России за №

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.06.2019, собственником ? доли Жилого дома, расположенного по адресу: <...>, является ФИО1 Право собственности на 19/120 долю зарегистрировано 13.11.2017, на 41/120 долей зарегистрировано 23.10.2017 (л.д. 50-51).

28.11.2018 Министром культуры Омской области выдано распоряжение № -рм о проведении внеплановой выездной проверки при осуществлении государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, в отношении ФИО1

Из представленного в материалах дела акта от 14.12.2018 следует, что по результатам проверки составлен акт о невозможности проведения проверки, акт №, согласно которому ФИО1 не разработан проект ремонтно-реставрационных работ объекта, не проведена государственная историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, не согласована проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта и акт государственной историко- культурной экспертизы в Министерстве культуры Омской области.

В целях устранения выявленных нарушений должностными лицами Министерства культуры Омской области 14.12.2018 ФИО1 выдано предписание с указанием перечня мероприятий, которые предписывается исполнить в указанные в предписании сроки, именно, в срок до 01.07.2019 разработать проект ремонтно-реставрационных работ с учетом сохранения исторического облика Объекта; провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объекта; согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта и акт государственной историко- культурной экспертизы в Министерстве культуры Омской области (л.д. 39).

Акт и предписание направлены ФИО1 по адресу регистрации: <адрес> и получены ей 27.12.2018.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г.№ 73-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся, в том числе, объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3).

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе: государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения (ст. 9.2).

Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов, в том числе и от физических лиц информацию и документы по вопросам охраны объектов культурного наследия; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа, с согласия собственников посещать и обследовать жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений; привлекать к административной ответственности (ст. 11).

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (ст. 15).

В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет.

Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр (ст. 18).

На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, …, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В паспорт объекта культурного наследия вносятся, в том числе: сведения о наименовании объекта культурного наследия; сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; сведения о виде объекта культурного наследия; номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в реестр; сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения о границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; описание предмета охраны объекта культурного наследия; фотографическое изображение объекта культурного наследия, сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия… (ст. 21).

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера … (ст. 33).

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (ч. 1 ст. 45).

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (ч. 2 ст. 45);

Ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, … являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 47.1).1.

В силу требований ст. 47.2 настоящего Федерального закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (ст. 47.2).

В силу положений ст. 47.6 в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 47.6).

Охранным обязательством устанавливаются, в том числе, требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона (п.2ст.47.6)

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 настоящего Федерального закона (п.4 ст. 47.6).

Охранным обязательством (п.6 ст.47.6) устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи:1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона; 2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц (п.11 ст.47.6).

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, …, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (п. 12 ст. 47.6).

В случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи (п. 13 ст. 47.6).

Судом установлено, что распоряжением Министерства культуры Омской области от 07.02.2019 №39-рм было утверждено охранное обязательство собственника и или иного законного владельца названного выше здания.

В акте технического состояния объекта культурного наследия от 21.01.2019, который является приложением к охранному обязательству, в пункте 9 указаны виды и сроки работ, которые необходимо провести по сохранению объекта культурного наследия, в том числе в срок до 01.07.2019 разработать проект ремонтно-реставрационных работ с учетом сохранения исторического облика Объекта; провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объекта; согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта и акт государственной историко- культурной экспертизы в Министерстве культуры Омской области (л.д. 39).

Решением Центрального районного суда г.Омска от 25.07.2019, вступившим в законную силу 27.08.2019 признано незаконным бездействие Министерства культуры Омской области, выраженное в определении сроков проведения работ по сохранению объекта культурного наследия «Жилой дом», расположенного по адресу: <...> без учета мнения собственника объекта культурного наследия. Возложена обязанность на Министерство культуры Омской области определить сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия – здания «Жилой дом», расположенного по адресу: <...> с учетом мнения собственников объекта культурного наследия.

Принимая во внимания, требования Федерального закона от 25 июня 2002 г.№ 73-ФЗ и установленные судом обстоятельства, а также учитывая, что на момент выдачи предписания собственнику ФИО1 охранное обязательство не выдавалось, состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ, объем проведения работ и сроки их проведения, в соответствии с требованиями ст.47.2 Федерального закона не устанавливались, с учетом требований частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований полагать о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.18 чт.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для привлечения к административной ответственности ФИО1

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 ФИО8 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения

Постановление может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья Г.Л. Пархоменко