ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-142/19 от 15.11.2019 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS005-01-2019-000766-19

дело № 5-142/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Белый Яр 15 ноября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.

Судья Алтайского районного суда Республики Хакасия Белоногова Н.Г.,

при секретаре Цобенко А.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (ОГРН 1131901005510, ИНН 1901116203), юридический адрес: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чехова, д. 122А, строение 1, помещение 5Н, о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (далее Госохранинспекция) 20 августа 2019 года, на основании распоряжения от 19 июля 2019 года №102 и приказа от 25 июля 2019 года №106, проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее Общество), в ходе которой установлено, что последним допущено нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Должностным лицом Госохранинспекции в отношении Общества 09 сентября 2019 года составлен протокол № 8/19 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 09 сентября 2019 года № 8/19 20 августа 2018 года в 16 часов 00 минут актом проверки зафиксировано совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Установлено, что в нарушение требований ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №73-ФЗ) Обществом на участке Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения, расположенном в Алтайском районе Республики Хакасия, построена насыпная дорога, по которой осуществляется проезд тяжелой карьерной техники, в непосредственной близости от границ территорий выявленных объектов археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 11» и «Курганный могильник Аршаново 52».

В возражениях на протокол об административном правонарушении представитель Общества, выражая несогласие с вменяемым правонарушением, указал, что при проведении проверки административным органом нарушены требования ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 14, ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №294-ФЗ). В обоснование приводит доводы о том, что проверка проведена не уполномоченным лицом, поскольку должность ведущего советника, проводившего проверку, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 августа 2017 года № 444, которым утвержден перечень должностных лиц Госохранинспекции, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, не предусмотрена. Считает, что в нарушение требований ст. 16 Федерального закона №294-ФЗ акт проверки подписан лицом, не уполномоченным на проведение проверки. Обращает внимание, что в действиях Общества установлено нарушение ч. 3 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ, тогда как в исчерпывающий перечень обязательных требований, соблюдение которых подлежало проверке в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой проверки, соблюдение требований ч. 3 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ не входило. Приводит доводы о том, что в нарушение ч. 4 ст. 16, п. 3 ст. 21 Федерального закона №294-ФЗ акт проверки составлен в отсутствие руководителя, должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, при этом акт проверки названным лицам вручен не был, что, по мнению представителя Общества, является грубым нарушением, являющимся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными. Со ссылкой на положения ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, указывает, что у административного органа отсутствовали правовые основания для проведения проверки, поскольку мотивированное представление, вынесенное по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия при взаимодействии с Обществом, не могло служить правовым основанием для проведения проверки. При наличии указанных нарушений считает, что акт проверки, положенный в основу возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, не может являться допустимым доказательством, в связи с чем просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель административного органа - Терещенко И.А., действующая на основании доверенности от 01 июня 2019 года, настаивала на привлечении Общества к административной ответственности. Дополнительно представила пояснения, в которых указала, что мероприятия по контролю за состоянием выявленных объектов культурного наследия от 17 июня 2019 года №158 («Курганный могильник Аршаново 52») и от 24 июня 2019 года №175 («Курганный могильник Аршаново 11»), а также внеплановая документарная проверка и последующее составление акта в отношении Общества проведены уполномоченными должностными лицами Госохранинспекции в соответствии с планом проведения мероприятий по контролю за состоянием в отношении объектов культурного наследия, расположенных в зонах хозяйствования крупных недропользователей на 2019 год и приказов Госохранинспекции от 19 июля 2019 года №102, от 25 июля 2019 года №106. Со ссылкой на п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, считает, что подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, указанные в приказе о проведении проверки, не являются исчерпывающими при проведении проверки. Обращает внимание, что мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия были проведены без взаимодействия с юридическим лицом, а направление должностными лицами Госохранинспекции писем в адрес Общества с просьбой обеспечить доступ к объектам культурного наследия, участия Общества при проведении указанных мероприятий не требовало. Считает, что Обществом, в нарушение требований с. 2 ст. 24.1 и ч. 3 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ, производилось строительство дороги в отсутствие проекта по сохранению объектов археологического наследия.

Представитель Общества Малыхин Д.С., действующий на основании доверенности от 18 ноября 2018 года, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя в обоснование своей позиции доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях на протокол об административном правонарушении. Дополнительно пояснил, что строительство насыпной дороги выполнено до получения заключения экспертизы, однако на момент окончания проведения проверки - 20 августа 2019 года положительное заключение экспертизы было получено, при этом обратил внимание, что строительство насыпной дороги, не затрагивающей объекты археологического наследия («Курганный могильник Аршаново 52» и «Курганный могильник Аршаново 11»), проводилось в соответствии с проектом опытно-промышленной разработки Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии АБН16462ТЭ. Обращает внимание, что дорога, проходящая по объекту археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 52» и вблизи объекта археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 11» является проселочной, к строительству и организации которой Общество не имеет отношения. Полагает, что при отсутствии задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием в отношении выявленного объекта культурного наследия, оснований для проведения осмотра 03 июля 2019 года у должностных лиц Госохранинспекции не имелось.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 названного закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (пункт 2 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия).

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия).

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт нарушения Обществом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

Как усматривается из материалов дела, приказом Министерства культуры Республики Хакасия от 20 января 2015 года №7 утвержден список выявленных объектов археологического наследия Республики Хакасия, в котором значится «Курганный могильник Аршаново 11», расположенный в с. Аршаново Алтайского района Республики Хакасия в 3,8 км к югу. (л.д. 71).

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия от 22 марта 2019 года № 52 объект «Курганный могильник Аршаново 52», расположенный в 2,39 км к юго-западу от окраины с. Аршаново Алтайского района Республики Хакасия, в 2 км к юго-востоку от берега реки Абакан, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия от 23 мая 2019 года № 83 утверждены границы территорий выявленных объектов археологического наследия, в том числе «Курганных могильников Аршаново 11 и Аршаново 52» (л.д. 73-79).

29 апреля 2019 года руководителем Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия утвержден План проведения мероприятий по контролю за состоянием в отношении объектов культурного наследия, расположенных зонах хозяйствования крупных недропользователей на 2019 год, пунктами 73 и 90 которого запланировано проведение в июне 2019 года мероприятий по контролю в отношении объектов культурного наследия «Курганный могильник Аршаново 52» и «Курганный могильник Аршаново 11».

В соответствии с Планом проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия на 2019 год на основании заданий руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия от 17 и 24 июня 2019 года (л.д. 12, 13) специалистами Госохранинспекции проведен осмотр и фотофиксация выявленных объектов культурного наследия «Курганный могильник Аршаново 11», «Курганный могильник Аршаново 52».

По результатам осмотра составлены соответствующие акты.

Актом осмотра выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 52» от 21 июня 2019 года установлено, что по восточному краю памятника проходит отгрейдированная дорога, в ходе проведения которой были частично разрушены курганы №1 и № 2. На поверхности дорожного полотна в восточной части памятника, проходящего по направлению северо-запад – юго-восток, выявлены следы прохождения тяжелой гусеничной техники. Юго-западная пола кургана № 1 несет следы проведения земляных работ, вероятно, по выравниванию земляного полотна дороги (л.д. 26).

Из акта осмотра выявленного объекта археологического наследия «Могильник Аршаново 11» от 03 июля 2019 года следует, что территория, на которой расположен могильник в настоящее время используется под выпас скота и покос, что не разрушает памятник. В ходе визуального обследования 02 июля 2019 года установлено, что доступ к памятнику свободен, какие-либо работы не ведутся, распашка поля не производится. Ухудшения состояния памятника не зафиксировано (л.д. 14-18).

Осмотр выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 52» и последующее составление акта от 21 июня 2019 года проведены в соответствии с требованиями п. 4, 11 постановления Правительства Республик Хакасия от 31 августа 2017 года №444 «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Хакасия», п. 2, п.п 2 п. 3, п. 7 приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия от 12 октября 2018 года №98 «О задании на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Хакасия».

При этом доводы представителя Общества, касающиеся незаконности проведения осмотра выявленного объекта археологического наследия «Могильник Аршаново 11» не принимаются судом во внимание, поскольку указанным актом факта проведения земляных работ на указанном объекте зафиксировано не было.

08 июля 2019 года начальником отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госохранинспекции, в связи с выявлением факта проведения земляных работ без соблюдения требований законодательства, руководителю внесено мотивированное представление о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Общества в целях установления фактов проведения земляных и строительных работ без необходимой документации (л.д. 27-28).

По результатам мотивированного представления от 08 июля 2019 года руководителем Госохранинспекции 19 июля 2019 года вынесено распоряжение от №102 о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Уполномоченным на проведение проверки назначена ведущий советник отдела государственного надзора Терещенко И.А., срок проведения проверки установлен с 24 июля 2019 года по 20 августа 2019 года (л.д. 32-36).

Приказом руководителя Госохранинспекции от 25 июля 2019 года №106 в распоряжение от 19 июля 2019 года №102 внесены изменения, согласно которыми уполномоченным на проведение проверки также назначен руководитель Госохранинспекции Левченко Д.А. (л.д. 37).

19 июля 2019 года, в рамках проводимой внеплановой документарной проверки, Госохранинспекцией направлен запрос Обществу о предоставлении документов для проведения проверки, а также распоряжение о проведении проверки от 19 июля 2019 года, которые были получены Обществом 22 июля 2019 года (л.д. 38-39).

По результатам проверки представленных Обществом документов должностными лицами Госохранинспекции Левченко Д.А., Терещенко И.А. 20 августа 2019 года составлен акт проверки №5/19 из которого следует, что в нарушение требований к обеспечению сохранности выявленных объектов культурного наследия «Могильник Аршаново 11» и «Курганный могильник Аршаново 52» на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, Обществом велось строительство насыпной дороги, по которой осуществляется проезд тяжелой карьерной техники, при отсутствии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты археологического наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (л.д. 106-115).

Довод представителя Общества о том, что акт является недопустимым доказательством, поскольку проверка проведена и акт подписан не уполномоченными лицами, копия акта не вручена представителю Общества, суд находит несостоятельным.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 августа 2017 № 444 утвержден Порядок осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Хакасия (далее Порядок).

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что осуществлять региональный государственный надзор уполномочены руководитель Госохранинспекции; советник Госохранинспекции, в должностные обязанности которого входят вопросы государственного надзора; советник Госохранинспекции, в должностные обязанности которого входят вопросы государственной охраны объектов культурного наследия; советник Госохранинспекции, в должностные обязанности которого входят вопросы государственного учета и регистрации объектов культурного наследия; ведущий консультант Госохранинспекции, в должностные обязанности которого входят вопросы организационного обеспечения.

Как следует из материалов дела, приказами руководителя Госохранинспекции от 19 июля 2019 года № 102 и от 25 июля 2019 года №106 лицами, уполномоченными на проведение проверки являются руководитель Госохранинспекции ФИО1 и ведущий советник отдела государственного надзора Терещенко И.А., в связи с чем суд приходит к выводу, что как внеплановая документарная проверка, так и последующее составление акта, осуществлялись уполномоченными должностными лицами.

Довод представителя Общества о том, что акт проверки не вручен руководителю либо уполномоченному представителю Общества опровергается имеющимся в материалах дела сопроводительным письмом от 30 августа 2019 года №430-1930 о направлении директору Общества акта внеплановой проверки от 20 августа 2019 года № 5/19 и предписания об устранении выявленных нарушений, на котором имеется отметка о получении указанных документов уполномоченным представителем Малыхиным Д.С. ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, имеющимися в материалах дела квитанцией и описью вложения, подтверждается направление акта проверки Обществу почтой ДД.ММ.ГГГГ и его получение последним ДД.ММ.ГГГГ.

Довод о том, что мотивированное представление, вынесенное по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия при взаимодействии с юридическим лицом, не могло служить правовым основанием для проведения проверки судом не принимается во внимание, поскольку он основан на неверном толковании норм права.

Согласно ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) (ч. 1 ст. 8.3 Закона).

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 8.3 Закона).

Исходя из положений указанных правовых норм, для проведения осмотра территории не требуется взаимодействие государственного органа с юридическим лицом, при этом запрет на такое взаимодействие законом не установлен.

Ссылка представителя Общества на то, что в действиях Общества установлено нарушение ч. 3 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ, тогда как в исчерпывающий перечень обязательных требований, соблюдение которых подлежало проверке в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки, соблюдение требований ч. 3 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ не входило, является необоснованной, поскольку должностными лицами Госохранинспекции осуществлялась проверка в целом соблюдения Обществом положений, в том числе и ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ, что отражено в качестве правового основания для проведения проверки.

При этом, несмотря на утверждение представителя Общества об обратном, как в акте проверки, так и в протоколе по делу об административном правонарушении, составленном в отношении Общества, установлено нарушение последним требований ч.ч. 1. 3 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ.

Грубых нарушений, предусмотренных ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки, вопреки доводам представителя Общества, судом не установлено.

Кроме акта проверки факт совершения административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно лицензии <данные изъяты> Общество вправе осуществлять деятельность по разведке и добыче каменного угля на участке Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, участок расположен в Бейском и Алтайском районах Республики Хакасия (л.д. 41).

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы №1-10-2018, выполненной ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, на участках проектируемых производственных объектов: промплощадка, горные работы, склады ПГС, ПРС автодороги ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположенного в пределах Алтайского района Республики Хакасия, общей площадью 27,8 гектар объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также, объекты обладающие признаками объекта культурного наследия, выявленные объекты археологического наследия не выявлены. Испрашиваемые земельные участки расположены вне зон охраны, защитных зон культурного наследия (л.д. 48-52).

Письмом от 20 июня 2018 года Госохранинспекция сообщила Обществу о том, что на участке изысканий по объекту «Участок «Бейский – Западный 1 этап отработки» расположены три объекта культурного наследия, в том числе «Курганный могильник Аршаново 11» (л.д. 66-72).

Из представленного Обществом Проекта опытно-промышленной разработки Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии <данные изъяты> и приложения к нему (<данные изъяты> выполненного ООО «Гринфилд Консалтинг» в 2018 году, следует, что указанным проектом промышленной разработки предусмотрена автодорога на участок переработки угля протяженность 7,1 км, материал верха дорожной одежды дороги - щебень фракционный, которая проходит рядом с объектами археологического наследия «Курганных могильников Аршаново 11 и Аршаново 52» (л.д. 53-63).

Согласно акту Государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ вся площадь выявленных объектов культурного наследия, в том числе «Курганный могильник Аршаново 52» и «Могильник Аршаново 11», располагается на территории проектируемых производственных объектов (промплощадка, горные работы, склады ПГС, ПРС, автодороги) ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный». Территория объекта культурного наследия «Могильник Аршаново 11» используется под выпас скота и покос. Объект культурного наследия «Курганный могильник Аршаново 52» состоит из 25 курганов, западная часть насыпи кургана №1 срезана в ходе грейдирования дороги, по восточному краю памятника проходит отгрейдированная дорога, в ходе проведения которой были частично разрушены курганы №№1, 2. В ходе сооружения проектируемых объектов курганам угрожает полное уничтожение. С целью предотвращения уничтожения памятников необходимо на них провести мероприятия по сохранению в виде спасательных археологических работ всех курганов. На заявленных земельных участках общей площадью 1 242 га на территории проектируемых производственных объектов (промплощадка, горные работы, склады ПГС, ПРС, автодороги) ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположенного в пределах Бейского и Алтайского районов Республики Хакасия, проведение земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ возможно только при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты археологического наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Заключение экспертизы отрицательное. Заказчик работ в соответствии со ст. ст. 36, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ обязан: разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия либо план проведения спасательных археологических работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на каждый объект культурного наследия; получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместного с указанной документацией в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия на согласование; обеспечить реализацию согласованной с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия (л.д. 81-96).

Согласно научно-техническому отчету «О проведении археологической разведки на территории проектируемых производственных объектов (промплощадка, горные работы, склады ПГС, ПРС, автодороги) ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположенного в пределах Бейского и Алтайского районов Республики Хакасия, выполненному в 2019 году кандидатом исторических наук ФИО3 (приложение № 1 к акту) западная часть насыпи кургана № 1 могильника Аршаново 52, восточная половина насыпи кургана № 2 могильника Аршаново 52 срезаны в ходе грейдирования дороги. По восточному краю памятника проходит отгрейдированная дорога в ходе ее проведения были частично разрушены курганы №№ 1 и 2.

Письмом от 15 августа 2019 года Госохранинспекция сообщила Обществу о том, что согласна с отрицательным выводами Государственной историко-культурной экспертизы от 17 мая 2019 года, а также указала на необходимость выполнения предусмотренных заключением экспертизы мероприятий (л.д. 97-98).

Согласно акту № Государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия «Проект обеспечения сохранности объектов археологического наследия «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия в составе проектной документации по объекту «Строительство разреза по добыче каменного угля в границах лицензионного участка Бейский-Западный. Пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2» выявленный объект археологического наследия «Могильник Аршаново 11» относится к первому типу воздействия при проведении планируемых хозяйственных работ по объекту «Строительство разреза по добыче каменного угля в границах лицензионного участка Бейский-Западный. Пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2» (ограниченное воздействие). Выявленный объект археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 52» относится ко второму типу воздействия при проведении планируемых хозяйственных работ по объекту «Строительство разреза по добыче каменного угля в границах лицензионного участка Бейский-Западный. Пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2» (существенное воздействие). В качестве мероприятий по обеспечению сохранности объектов археологического наследия по объекту «Строительство разреза по добыче каменного угля в границах лицензионного участка Бейский-Западный, пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2», предлагаются:

- для первого типа воздействия (ограниченное воздействие): уведомление Заказчиком строительства разреза всех подрядных организаций, непосредственно осуществляющих земляные, строительные, хозяйственные работы, о наличии на этой территории выявленных объектов культурного наследия, о необходимости обеспечения их сохранности и об ответственности, согласно действующему законодательству Российской Федерации; запрет движения транспортных средств, иной техники по территории объекта археологического наследия; обеспечение доступа (в уведомительном режиме) представителей органов власти для контроля за состоянием объекта археологического наследия, исследователей для проведения полевых археологических работ; выполнение требований по обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия; выполнение требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия;

- для второго типа воздействия (существенное воздействие): запрет движения транспортных средств, иной техники по территории объектов археологического наследия; установка ограждений. Предписываются для предотвращения несанкционированного движения транспортных средств и иной хозяйственной деятельности на территории объектов археологического наследия; обеспечение доступа (в уведомительном режиме) представителей органов власти для контроля за состоянием объектов археологического наследия, исследователей для проведения полевых археологических работ; выполнение требований по обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия; выполнение требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия до проведения спасательных археологических раскопок (л.д. 99-105).

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что он является ведущим советником Госохранинспекции. Им, при осмотре объекта археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 52» установлено, что в 50 метрах от границ объектов археологического наследия расположена насыпная дорога, высотой около 3 метров, находящаяся в процессе строительства, по которой двигаются самосвалы и другая тяжелая техника.

Нахождение насыпной дороги на земельном участке, непосредственно связанном с земельными участками в границах территории объектов археологического наследия «Курганный могильник Аршаново 11» и «Курганный могильник Аршаново 52», помимо приведенных выше доказательств, подтверждается имеющимися в материалах дела фотографиями, схемами места расположения дороги (л.д. 22-26, 29, 30-31, 80).

Исследовав фактические обстоятельства, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд находит установленным факт нарушения Обществом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поскольку Обществом начато строительство насыпной дороги без получения положительного заключения Государственной историко-культурной экспертизы и без получения акта Государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия «Проект обеспечения сохранности объектов археологического наследия «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия в составе проектной документации по объекту «Строительство разреза по добыче каменного угля в границах лицензионного участка Бейский-Западный. Пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2». При этом суд учитывает, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод представителя Общества о том, что последним производилось ограждение объектов археологического наследия путем отсыпки отвалов для защиты указанных объектов, судом не принимается во внимание, поскольку мерами по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, указанными в акте № , таких мер, как отсыпка отвалов для сохранения объектов археологического наследия, не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 17.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются: характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Общества, по делу не установлено.

Суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности, предусмотренных ч. 3 ст. 17.13 КоАП РФ, как не усматривает и нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и проведении проверки.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства совершения административного правонарушения, суд считает необходимым назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере полагая, что применение именно такой санкции будет соответствовать целям административного наказания, характеру совершенного административного правонарушения и характеру деятельности Общества.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский», что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Реквизиты для уплаты штрафа:

<данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Г. Белоногова