ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-142/2018 от 08.05.2018 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-142/2018

Постановление

г. Усинск 08 мая 2018 года

Судья Усинского городского суда Республики Коми, расположенного по адресу: <...>, С.Г. Волкова,

при секретаре О.А. Долговой,

с участием:

представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Максима» - КТС, ВСА

должностного лица – начальника ОВМ ОМВД России по г. Усинску СЕА

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Максима», ОГРН ... дата регистрации юридического лица дд.мм.гггг. года, ИНН ..., юридический адрес: ...

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

дд.мм.гггг. в ... час. в ходе проведения плановой документарной проверки в отношении ООО «Максима», проводимой в соответствии с распоряжением Министра внутренних дел по РК от дд.мм.гггг. установлено, что дд.мм.гггг. ООО «Максима» заключило трудовой договор с гражданином Республики ...ЧМЙ по профессии «...» (Приказ о приеме на работу от дд.мм.гггг.), при этом ЧМЙ имеет патент серии , выданный дд.мм.гггг. для осуществления трудовой деятельности по профессии «...», то есть ООО «Максима» заключило трудовой договор с иностранным гражданином по иной профессии, чем указана у него в патенте. Указанное является нарушением п.п. 1, 16 ст. 13.3 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которым работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

Начальником ОВМ ОМВД России по г. Усинску СЕА в отношении ООО «Максима» составлен протокол об административном правонарушении от дд.мм.гггг. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, материал направлен на рассмотрение в Усинский городской суд РК.

Представитель ООО «Максима» КТС в судебном заседании пояснила, что ООО «Максима» вину в совершении правонарушения не признает, полагает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку профессия указанная в патенте свидетельствует о наличии знаний и умений, позволяющих выполнять определенный вид работы. Мастер капитального ремонта скважин является лицом, руководящим работами, выполняемыми бригадой КРС в состав которой входит бурильщик капитального ремонта скважин, при этом должностные обязанности являются схожими. ФИО1, имея патент на должность «мастера капитального ремонта скважин» мог выполнять работы по должности бурильщика.

Начальник ОВМ ОМВД России по г. Усинску СЕА полагает необходимым привлечь ООО «Максима» к административной ответственности согласно протоколу от дд.мм.гггг., поскольку ООО «Максима» могло принять ЧМЙ на работу на должность мастера, указанную в патенте.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

На основании пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

Из содержания пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ, регулирующей особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента, следует, что в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

Согласно ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавший совершению административных правонарушений.

Как следует из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что дд.мм.гггг. в ходе проведения документарной проверки в отношении ООО «Максима» установлено, что ООО «Максима» дд.мм.гггг. заключило трудовой договор с гражданином Республики Узбекистан ЧМЙ по профессии «...» (Приказ о приеме на работу от дд.мм.гггг.), при этом ЧМЙ имеет патент серии , выданный дд.мм.гггг. для осуществления трудовой деятельности по профессии «...».

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, применительно к рассматриваемому делу, составляют действия по привлечению к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).

Из представленных в материалы дела копий должностных инструкций мастера капитального ремонта скважин и бурильщика капитального ремонта скважин ООО «Максима» следует, что мастер капитального ремонта скважин должен обладать опытом и знаниями, предусмотренными для выполнения работ бурильщиком, имеет должностные обязанности, позволяющие ему выполнять работу бурильщика и при этом является непосредственным руководителем по отношению к бурильщику капитального ремонта скважин.

Согласно Дополнению II части квалификационного справочника должностей служащих «Должностей руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях», утвержденному постановлением Государственного комитета совета министров от 14 августа 1973 г. № 232 буровой мастер осуществляет руководство работами по проводке скважин. Организует и контролирует соблюдение бригадой требований геолого-технического наряда, режимно-технологической карты и плана-графика буровых работ. Обеспечивает выполнение буровой бригадой плановых заданий, полную загрузку и эффективное использование оборудования. Контролирует правильность эксплуатации бурового инструмента. Выполняет на рабочем месте наиболее сложные и ответственные работы по бурению скважины, по предотвращению и ликвидации осложнений и аварий. Обеспечивает внедрение научной организации труда на буровой, передовой технологии проводки скважин и оптимальных режимов бурения, механизации и автоматизации трудоемких процессов, передовых приемов и методов труда, мероприятий по освоению и выполнению норм времени (выработки). Вносит предложения по пересмотру устаревших норм. Ведет установленную документацию о работе оборудования и бурового инструмента, по учету рабочего времени бригады с расшифровкой баланса времени по элементам. Составляет заявки на материалы, инструмент и оборудование для бригады. Ведет учет материальных ценностей, принимает меры по обеспечению их сохранности, своевременному и правильному списанию и пр.

Квалификационные требования. При бурении скважин на нефть и газ - высшее образование и стаж работы бурильщиком не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы помощником бурильщика и бурильщиком не менее 3 лет. При отсутствии высшего или среднего специального образования - стаж работы помощником бурильщика и бурильщиком не менее 10 лет.

Таким образом, выполнение работы по должности бурильщика капитального ремонта скважин, входит в круг обязанностей при выполнении работы по должности мастер капитального ремонта скважин, при таких обстоятельствах вывод административного органа о совершении ООО «Максима» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15. КоАП РФ в данном случае необоснован.

С учетом вышеизложенного, в действиях ООО «Максима» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.15. КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 29.1-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО «Максима» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 11 мая 2018 года.

Судья - С.Г. Волкова