ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-142/2021 от 01.04.2021 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-142/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М., в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д.17, зал 22,

с участием защитника ООО «Современные системы реновации» ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления министерства культуры РФ по СЗФО ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Современные системы реновации», ИНН ОГРН , юридический адрес: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Современные системы реновации» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, выразившееся в проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельных и монтажно-строительных работ по прокладке коммуникаций в границах территории и защитной зоне объекта культурного наследия «Ансамбль Новгородского Кремля», ДД.ММ.ГГГГ века» по адресу: <адрес>, а также в границах территории объекта культурного наследия «Ансамбль Ярославова дворища и древнего Торга», ДД.ММ.ГГГГ» по адресу: <адрес>, при отсутствии разрешения на проведение указанных работ, в нарушении ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России» в данный перечень включены «Ансамбль Новгородского Кремля», ДД.ММ.ГГГГ» по адресу: <адрес>, <адрес> «Ансамбль Ярославова дворища и древнего Торга», ДД.ММ.ГГГГ» по адресу: <адрес>.

На основании задания Управления Министерства культуры РФ по СЗФО от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр (обследование) с фотофиксацией территории в границах объекта культурного наследия и защитной зоны объекта культурного наследия Ансамбль <адрес>, а также территории объекта культурного наследия Ансамбль <адрес>, в ходе которого выявлено, что в границах территории и защитной зоне объекта культурного наследия Ансамбль <адрес>, а также в границах территории объекта культурного наследия Ансамбль <адрес> ведутся земельные и монтажно-строительные работы по прокладке коммуникаций. Согласно сведениям из информационного стенда (паспорта объекта строительства), расположенного на ограде раскопа (в 14,66 м. от крепостной стены <адрес>), проводятся работы на объекте «Реконструкция газопровода среднего давления от <адрес> (инв. ) <адрес>».

На основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Дигрупп» и ООО «Современные системы реновации» заказчиком указанных работ является АО «Газпром газораспределение Великий Новгород», подрядчиком ООО «Дигрупп», субподрядчиком ООО «Современные системы реновации».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Современные системы реновации» получена лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия Минкультуры России.

Разрешение на производство указанных строительно-монтажных работ на территории данных объектов культурного наследия не выдавалось, уведомление о проведении работ не поступало.

В судебное заседание законный представитель ООО «Современные системы реновации» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебном заседании защитник ООО «Современные системы реновации» ФИО2 пояснил, что между ООО «Современные системы реновации» и ООО «Дигрупп» заключен договор на санацию газопровода, в связи с чем ООО «Современные системы реновации» прокладка магистрального газопровода не осуществлялась, осуществлялась только прокладка трубы к зданию, ООО «Современные системы реновации» проводило санацию уже имеющегося газопровода, работы проводились на площади объекта. Кроме того, пояснил, что разрешение на проведение работ должно было быть получено ООО «Дигрупп», при этом сведения о том, что данное разрешение получено не было, у ООО «Современные системы реновации» отсутствовали, в связи с чем общество проводило работы на указанных объектах. Также пояснил, что работы были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ, при этом ООО «Современные системы реновации» выполняются действия, направленные на расторжение заключенного с ООО «Дигрупп» договора. Кроме того, защитником ФИО2 в судебном заседании представлена письменная позиция по делу, согласно которой земляные работы, о проведении которых указано в протоколе об административном правонарушении, юридическим лицом не проводились. Вопреки акту осмотра объектов культурного наследия федерального значения от ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание услуг по авторскому надзору между ООО «Дигрупп» и ООО «Современные системы реновации» не заключался, а также ООО «Современные системы реновации» не согласно с информацией, указанной в акте осмотра о том, что наличие «приямков» свидетельствует о проведении работ по прокладке нового трубопровода от существующего.

Представитель Управления Министерства культуры РФ по СЗФО ФИО1 в судебном заседании данные, изложенные в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела, подтвердил, полагает, что вина ООО «Современные системы реновации»» полностью доказана и подтверждается представленными материалами дела. Кроме того, пояснил, что акт осмотра является первичным документом, при этом в ходе проведения расследования было установлено, что ООО «Современные системы реновации» осуществляло работы, указанные в протоколе об административном правонарушении, без разрешения, в ходе осмотра установлено, что фактически был проложен новый газопровод, при этом старый трубопровод на месте проведения работ отсутствует.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что вина ООО «Современные системы реновации» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами, а именно:

- данными протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России» в перечень объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, включены «Ансамбль <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ» по адресу: <адрес>, , «Ансамбль <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ» по адресу: <адрес>, <адрес>, На основании задания Управления министерства культуры РФ по СЗФО от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр (обследование) с фотофиксацией территории в границах объекта культурного наследия и защитной зоны объекта культурного наследия Ансамбль <адрес>, а также территории объекта культурного наследия Ансамбль <адрес>, в ходе которого выявлено, что в границах территории и защитной зоне объекта культурного наследия Ансамбль <адрес>, а также в границах территории объекта культурного наследия Ансамбль <адрес> ведутся земельные и монтажно-строительные работы по прокладке коммуникаций. Согласно сведениям из информационного стенда (паспорта объекта строительства), расположенного на ограде раскопа (в 14,66 м. от крепостной стены Новгородского кремля), проводятся работы на объекте «Реконструкция газопровода среднего давления от <адрес> (инв. ) <адрес>». На основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Дигрупп» и ООО «Современные системы реновации» заказчиком указанных работ является АО «Газпром газораспределение <адрес>», подрядчиком ООО «Дигрупп», субподрядчиком ООО «Современные системы реновации». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Современные системы реновации» получена лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия Минкультуры России. Разрешение на производство указанных строительно-монтажных работ на территории данных объектов культурного наследия не выдавалось, уведомление о проведении работ не поступало. Таким образом, ООО «Современные системы реновации» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допустило нарушение требований ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- заданием Управления Министерства культуры РФ по СЗФО от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России;

- актом осмотра (обследования) объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фотофиксацией, в силу которого сотрудниками Управления министерства культуры РФ по СЗФО осуществлен визуальный осмотр состояния объектов культурного наследия «Ансамбль <адрес>», «Ансамбль <адрес><адрес>», по результатам которого в границах территории «Ансамбль <адрес>» зафиксировано проведение работ по реконструкции газопровода среднего давления по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Заказчиком работ является АО «Газпром газораспределение <адрес>», подрядчиком ООО «Дигрупп», субподрядчик ООО «Современные системы реновации»;

- картой (схемой) границ территорий объектов культурного наследия «Ансамбль <адрес>», «Ансамбль <адрес>»;

- договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между ООО «Дигрупп» и ООО «Современные системы реновации», согласно которому ООО «Современные системы реновации» обязуется выполнять работы, указанные в Техническом задании на объекте «Реконструкция газопровода среднего давления от <адрес>»;

- выпиской из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, согласно которой ООО «Современные системы реновации» получена лицензия ДД.ММ.ГГГГ;

- выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой ООО «Современные системы реновации» зарегистрировано по адресу: <адрес>

Все указанные исследованные доказательства суд оценивает как относимые, поскольку обстоятельства, которые они устанавливают, имеют значение для правильного разрешения дела; как допустимые, поскольку указанные доказательства получены с соблюдением требований законодательства, проверены судьей, соответствуют фактическим обстоятельствам дела; как достоверные, поскольку не имеется оснований не доверять данным доказательствам; а в своей совокупности как достаточные для установления вины ООО «Современные системы реновации» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

В частности, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным, незаинтересованным в деле лицом, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Из положений ч. 1 ст. 34.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ следует, что защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Согласно ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Учитывая, что специальный статус объектов культурного наследия «Ансамбль <адрес>», «Ансамбль <адрес>», и наличие обязательств по его охране был известен ООО «Современные системы реновации», являющемуся лицензиатом, принимая во внимание, что распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России», является общедоступным нормативным правовым актом, а также ООО «Современные системы реновации» был известен порядок сохранения, использования, охраны данных объектов культурного наследия и необходимость соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», однако ООО «Современные системы реновации» не предприняло достаточных мер для соблюдения установленных требований.

Вместе с тем, суд находит неубедительным довод защитника ООО «Современные системы реновации» о недоказанности вины юридического лица, так как договором подряда, заключенным между ООО «Современные системы реновации» и ООО «Дигрупп», обязанность получения всех разрешительных документов относительно исполнения договора возложена на ООО «Дигрупп», ввиду того, что ООО «Современные системы реновации» является обладателем лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и обязано знать и выполнять требования законодательства, в том числе, удостовериться в наличии разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия до их начала.

Также, суд не принимает во внимание довод защитника ООО «Современные системы реновации» о том, что общество не осуществляло прокладку газопровода, а лишь проводило санацию уже имеющегося газопровода, так как проведение любых работ в границах объектов культурного наследия требует получения разрешения, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Наряду с изложенным, суд находит несостоятельным довод защитника ООО «Современные системы реновации» о том, что акт осмотра объектов культурного наследия федерального значения от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверные сведения, в части указания на заключенный между ООО «Дигрупп» и ООО «Современные системы реновации» договор на оказание услуг по авторскому надзору, и в части вывода о том, что наличие «приямков» свидетельствует о проведении работ по прокладке нового трубопровода от существующего, поскольку сведения, отраженные в акте осмотра являются первичными, после чего, в ходе проведения административного расследования, были установлены все обстоятельства вменяемого правонарушения и отражены в протоколе об административном правонарушении. Вместе с тем, факт проведения ООО «Современные системы реновации» работ без разрешения на их проведение, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, действия ООО «Современные системы реновации» подлежат квалификации по ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку оно совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, выразившихся в проведении земельных и монтажно-строительных работ на объектах культурного наследия федерального значения, при отсутствии разрешения на проведение указанных работ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ влечет наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Принимая во внимание, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, действия ООО «Современные системы реновации» повлекли нарушение прав граждан на сохранность объекта культурного наследия, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения и существо допущенных нарушений, финансовое положение юридического лица, то, что ООО «Современные системы реновации» ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а именно: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, могут быть достигнуты при назначении ООО «Современные системы реновации» административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ООО «Современные системы реновации» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000000 (одного миллиона) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по г. Санкт-Петербургу (Управление Министерство культуры РФ по СЗФО), ИНН 7838415359, КПП 783801001,

Банк: Северо-Западное ГУ Банка России // г. Санкт-Петербург,

расчетный счет 03100643000000017200, БИК 014030106,

КБК 05411601071010013140, ОКТМО 4030300,

штраф по постановлению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга

от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья