ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-143 от 08.08.2011 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 5-143/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пенза 8 августа 2011 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Акимова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард-Малахит», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от Дата  в результате рассмотрения документов и сведений, имеющихся в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ПФО, на предмет исполнения ООО «Ломбард Малахит» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлено, что в ООО «Ломбард Малахит» в течение длительного времени не исполнялись требования законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля. ООО «Ломбард Малахит» было уведомлено о несоответствии правил внутреннего контроля действующему законодательству и необходимости их доработки (уведомление об отказе в согласовании правил внутреннего контроля от 16.09.2010 №04-13/3262). Вместе с тем в течение длительного времени в ООО «Ломбард Малахит» отсутствуют правила внутреннего контроля соответствующие законодательству, а именно несоответствия программы идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, приведенная в программе А правил требованиям п.7 -п. 14 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 967-р, отсутствия программы проверки внутреннего контроля в соответствии с п.31-п.33 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 №967-р, отсутствия программы оценки риска в зависимости от специфики деятельности клиентов организации в соответствии п. 15 - п. 16 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 №967-р, несоответствия программы хранения информации требованиям п.34 - п.36 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 №967-р. Кроме того в правилах внутреннего контроля отсутствуют программы выявления операций, подлежащих обязательному контролю, в соответствии п.17-п.25 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 №967-р. В нарушение установленных норм, правил внутреннего контроля вновь на согласование не представлялись, вместе с тем, о такой обязанности Общество было уведомлено, что свидетельствует об игнорировании публично-правовых норм, установленных законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ. Работа по правилам внутреннего контроля в течение длительного времени не соответствующим действующему законодательству РФ и не прошедшим процедуру согласования в уполномоченном органе не может считаться надлежащим исполнением действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отсутствие в течение длительного времени согласованных с уполномоченном органом правил внутреннего контроля свидетельствует об отсутствии в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля и об отсутствии осуществления программ внутреннего контроля, что привело к отсутствию выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что эти операции осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В ходе изучения сведений, имеющихся в МРУ Росфинмониторинга по ПФО выявлено, что ООО «Ломбард «Малахит» заключен ряд договоров залога, согласно условиям которых Общество выступало залогодержателем, а именно:

Договор залога с Г.А. от Дата , денежные средства по указанному договору залога перечислялись ООО «Ломбард «Малахит» в безналичной форме на счет Г.А. Дата  в размере 95 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 345 000 рублей. Всего перечислено денежных средств в рамках указанного договора на сумму 740 000 рублей.

Договор залога с С.В. от Дата , денежные средства по указанному договору залога перечислялись ООО «Ломбард «Малахит» в безналичной форме на счет С.В. Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 300 000 рублей, Дата  в размере 230 000 рублей. Всего перечислено денежных средств в рамках указанного договора на сумму 680 000 рублей.

Договор залога с Т.Д. от Дата , денежные средства по указанным договорам залога перечислялись ООО «Ломбард «Малахит» в безналичной форме на счет Т.Д. Дата  в размере 275 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 75 000 рублей. Всего перечислено денежных средств в рамках указанного договора на сумму 650 000 рублей.

Характер проводимых операций, их регулярность и частота совершения дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Отсутствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, соответствующих действующему законодательству, а также отсутствие осуществления программ внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю и необычных сделок, привело к отсутствию выявления в Обществе вышеуказанных операций, а также направления по ним сведений в уполномоченный орган, что ведет к повышенным рискам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, ООО «Ломбард Малахит» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло за собою непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В судебное заседание представитель ООО «Ломбард Малахит», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу К.Н. представила в суд ходатайство, с просьбой рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ломбард Малахит» в отсутствие представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

ООО «Ломбард Малахит» является ломбардом, о чем свидетельствуют: выписка из ЕГРЮЛ от Дата , где основным ОКВЭД зарегистрирован 65.22.6 - предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, пункт 2.4.1 Устава ООО «Ломбард Малахит», в соответствии с которым предметом деятельности Общества является предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, а также карта учета организации по форме 2-КПУ, представленная при постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, в графе 13 которой основным видом деятельности указан Ломбард.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) ООО «Ломбард Малахит» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Согласно ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля следует понимать, реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Ломбард Малахит» в течение длительного времени не исполнялись требования законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что подтверждается материалами дела.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Материалами дела установлено, что ООО «Ломбард Малахит» было уведомлено о несоответствии правил внутреннего контроля действующему законодательству и необходимостью их доработки (уведомление об отказе в согласовании правил внутреннего контроля от 16.09.2010 № 04-13/3262).

Вместе с тем в течение длительного времени в ООО «Ломбард Малахит» отсутствуют правила внутреннего контроля соответствующие законодательству, а именно несоответствия программы идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, приведенная в программе А правил требованиям п.7 -п. 14 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 967-р, отсутствия программы проверки внутреннего контроля в соответствии с п.31-п.33 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 967-р, отсутствия программы оценки риска в зависимости от специфики деятельности клиентов организации в соответствии п.15-п.16 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 967-р, несоответствия программы хранения информации требованиям п.34 - п.36 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 №967-р. Кроме того в правилах внутреннего контроля отсутствуют программы выявления операций, подлежащих обязательному контролю, в соответствии п.17-п.25 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 967-р.

В нарушение установленных норм, правила внутреннего контроля вновь на согласование не представлялись, вместе с тем, о такой обязанности Общество было уведомлено, что свидетельствует об игнорировании публично-правовых норм, установленных законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ.

Работа по правилам внутреннего контроля в течение длительного времени не соответствующим действующему законодательству РФ и не прошедшим процедуру согласования в уполномоченном органе не может считаться надлежащим исполнением действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Отсутствие в течение длительного времени согласованных с уполномоченном органом правил внутреннего контроля свидетельствует об отсутствии в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля и об отсутствии осуществления программ внутреннего контроля, что привело к отсутствию выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что эти операции осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Кроме того, в соответствие с п. 2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с п. 3 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ.

МРУ Росфинмониторинга по ПФО в ходе изучения имеющихся сведений выявлено, что ООО «Ломбард «Малахит» заключен ряд договоров залога, согласно условиям которых Общество выступало залогодержателем, а именно:

Договор залога с Г.А. от Дата , денежные средства по указанному договору залога перечислялись ООО «Ломбард «Малахит» в безналичной форме на счет Г.А. Дата  в размере 95 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 345 000 рублей. Всего перечислено денежных средств в рамках указанного договора на сумму 740 000 рублей.

Договор залога с С.В. от Дата , денежные средства по указанному договору залога перечислялись ООО «Ломбард «Малахит» в безналичной форме на счет С.В. Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 300 000 рублей, Дата  в размере 230 000 рублей. Всего перечислено денежных средств в рамках указанного договора на сумму 680 000 рублей.

Договор залога с Т.Д. от Дата , денежные средства по указанным договорам залога перечислялись ООО «Ломбард «Малахит» в безналичной форме на счет Т.Д. Дата  в размере 275 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 150 000 рублей, Дата  в размере 75 000 рублей. Всего перечислено денежных средств в рамках указанного договора на сумму 650 000 рублей.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае если сумма на которую она совершается равна или превышает 600 000 рублей, а также относится в частности к операциям (сделкам), связанным с помещением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард.

Таким образом, характер проводимых операций, их регулярность и частота совершения дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, при осуществлении программ внутреннего контроля, которые в соответствии со ст.4 Федерального закона №115-ФЗ являются обязательными, Общество обязано было выявить подобные сделки и направить о них сообщения в уполномоченный орган не позднее дня следующего за днем их выявления.

Отсутствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, соответствующих действующему законодательству, а также отсутствие осуществления программ внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю и необычных сделок, привело к отсутствию выявления в Обществе вышепоименованных операций, а также направления по ним сведений в уполномоченный орган, что ведет к повышенным рискам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона №115-ФЗ обязанность по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст.5 Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 15.27 КоАП действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, представленные суду доказательства однозначно свидетельствуют о том, что ООО «Ломбард Малахит» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло за собою непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 2 той же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании установлено, что ООО «Ломбард Малахит» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных выше требований закона.

Суд считает, что ООО «Ломбард Малахит» располагало возможностями, позволяющими соблюсти требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Следовательно, ООО «Ломбард Малахит» должно быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ. Оснований для признания совершенного ООО «Ломбард Малахит» административного правонарушения малозначительным не имеется.

С учетом характер совершенного правонарушения, принимая во внимание имущественное и финансовое положение ООО «Ломбард Малахит», обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, суд считает необходимым назначить ООО «Ломбард Малахит» наказание в виде административного приостановления деятельности на срок, предусмотренный санкцией ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «Ломбард Малахит» (Данные изъяты) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток.

Исполнение постановления суда возложить на службу судебных приставов-исполнителей немедленно.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.А.Акимова