Дело № 5-1434/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Армавир 25 августа 2023 года
Судья Армавирского городского суда Краснодарского края
Поликарпов А.В.,
с участием:
помощника прокурора Максаковой Е.П.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления образования администрации муниципального образования г. Армавир Мирчук Т.В., <...> года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <...>, привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
установил:
Должностное лицо – начальник управления образования муниципального образования г. Армавир Мирчук Т.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, квалифицированное как нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении:
Прокуратурой города по поручению прокуратуры края проведен анализ сведений, содержащихся в заключении КСП края о результатах экспертно – аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственной программы края «Развитие общественной инфраструктуры» за 2022 год», по результатам которого в действиях должностных лиц администрации муниципального образования город Армавир (далее – Администрация), ее органов и подведомственных учреждений установлены нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе при реализации указанной государственной программы на территории муниципального образования город Армавир.
В судебное заседание должностное лицо – Мирчук Т.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом по месту работы и по месту жительства.
Пом. прокурора Максакова Е.П. в судебном заседании полагала, что указанное выше административное правонарушение совершено должностным лицом – начальником управления образования администрации муниципального образования г. Армавир Мирчук Т.В.
Выслушав пом. прокурора г.Армавира, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 указанного Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Прокуратурой города по поручению прокуратуры края проведен анализ сведений, содержащихся в заключении КСП края о результатах экспертно – аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственной программы края «Развитие общественной инфраструктуры» за 2022 год», по результатам которого в действиях должностных лиц администрации муниципального образования город Армавир (далее – Администрация), ее органов и подведомственных учреждений установлены нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе при реализации указанной государственной программы на территории муниципального образования город Армавир.
В рамках подпрограммы «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» (мероприятие 1.1.4.1) государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №943, в 2021 году и государственной программы «Развитие общественной инфраструктуры», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.11.2021 №857, в 2022 году на территории муниципального образования город Армавир на условиях софинансирования реализовывалось мероприятие 1.4.1 подпрограммы «Создание объектов общественной инфраструктуры муниципальной собственности» государственной программы по предоставлению из краевого бюджета в 2021-2022 годах бюджету муниципального образования г. Армавир субсидии на строительство, реконструкцию (в том числе реконструкцию объекта незавершенного строительства) и техническое перевооружение объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретении объектов недвижимости.
В целях исполнения указанного мероприятия подпрограммы государственной программы «Развитие общественной инфраструктуры» в муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании город Армавир», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Армавир №2105 от 28.11.2018, а затем в п. 1.1.2.1.1 муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Армавир», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Армавир №2255 от 13.12.2022, предусмотрена реализация мероприятия «Подготовка проектной документации и проведение инженерных изысканий по объекту «Строительство блока начального образования на 400 мест МАОУ-СОШ <...><...> по адресу: <...>» в 2022 году с общим объемом финансирования 14,8 млн.руб. Координатором программы и исполнителем указанного мероприятия является управление образования Администрации.
В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу положений ст. 41 БК РФ дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся к безвозмездным поступлениям в составе доходов бюджетов.
На основании п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 ст. 139 БК РФ предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 №1129 (далее - Правила № 1129).
На основании абз. 2 п. 3 Правил №1129 в случае, если субсидии предоставляются в рамках государственных программ Краснодарского края, порядок предоставления и распределения этих субсидий устанавливается соответствующими государственными программами.
Приложением №5 к государственной программе «Развитие общественной инфраструктуры», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.11.2021 №857, утвержден порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в рамках подпрограммы «Развитие общественной инфраструктуры» (далее - Порядок).
В соответствии с требованиями абз. 3 п. 3 ст. 139 БК РФ, п.п. 3 п. 6, абз. 4 п. 6. (1) Правил №1129, п.п. 3 п. 17, п. 18 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения.
В целях реализации мероприятия государственной программы департаментом строительства Краснодарского края (далее - Департамент) в лице и.о. обязанности руководителя Департамента Мысакова М.С. и Администрацией в лице главы муниципального образования город Армавир заключено соглашение от 30.04.2021 № И-15 (далее - Соглашение №И-15) о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Армавир на строительство, реконструкцию (в том числе реконструкцию объекта незавершенного строительства) и техническое перевооружение объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретении объектов недвижимости.
В соответствии с разделом 2 Соглашения №И-15 общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете муниципального образования город Армавир на финансовое обеспечение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия, в 2021-2022 годах составляет 15,194 млн.руб.
На основании п.п. 4.3.3., 4.3.4. Соглашения №И-15 Администрация обязана обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в приложении №4 к Соглашения №И-15, соблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности согласно приложению №5 к Соглашению №И-15, являющихся их неотъемлемой частью.
Согласно приложению №4 и приложению №5 (в редакции дополнительного соглашения №1 от 16.09.2021 к Соглашению №И-15) показателем результативности использования субсидии является 1 комплект проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в 2022 году.
Одним из условий предоставления субсидии согласно п. 3.2. Соглашения №И-15 является осуществление расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, самостоятельно, через муниципальное казенное учреждение или через передачу на безвозмездной основе на основании соглашения своих полномочий муниципального заказчика в соответствии с п. 4 ст. 79 БК РФ.
В силу п.п. 5.1., 5.2 Соглашения №И-15 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за достижение значений показателей, установленных приложением №4 к Соглашению №И-15 и выполнение этапов реализации инвестиционного проекта, указанных в приложении №5 к Соглашению №И-15, несут уполномоченные должностные лица Администрации.
На основании ст. 36 Устава муниципального образования город Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 26.04.2017 №236 (ред. от 26.05.2022) «О принятии Устава муниципального образования город Армавир», Администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Армавир, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края, структуру которой составляют глава муниципального образования, первый заместитель, заместители главы муниципального образования, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.
Согласно решениям Армавирской городской Думы №67 от 24.12.2015 (с изменениями) «О структуре администрации муниципального образования город Армавир» и №669 от 11.09.2014 «Об утверждении Положения об управлении образования администрации муниципального образования город Армавир» управление образования Администрации входит в структуру Администрации, является уполномоченным органом муниципального образования город Армавир в сфере образования, функциональным органом Администрации, обладает правами юридического лица.
Установлено, что в целях реализации указанного мероприятия подпрограммы «Создание объектов общественной инфраструктуры муниципальной собственности» государственной программы «Развитие общественной инфраструктуры», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.11.2021 №857, на условиях софинансирования, Соглашения №И-15 казначейскими уведомлениями №925/618 от 19.04.2021, №925/659 от 22.04.2021 управлению образования Администрации доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 15,194 млн.руб.
С учетом изложенного, на основании ст. 6 БК РФ управление образование Администрации как орган Администрации, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств местного бюджета, является получателем средств краевого бюджета.
Не смотря на то, что Соглашение №И-15 заключено 30.04.2021, лимиты бюджетных обязательств доведены 19.04.2021 и 22.04.2021 для выполнения условий Соглашения №И-15 управлением образования Администрации только по истечении 4-х месяцев 01.09.2021 с МАОУ-СОШ №4 в лице директора учреждения Колосовой В.А. заключено соглашение №1и1о-2021 о передаче полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени управления образования Администрации контрактов при осуществлении за счет средств местного бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования город Армавир (далее – соглашение №1и1о-2021), по условиям которого (п. 3.3.) учреждение обязано определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключать и исполнять муниципальные контракты от имени управления образования Администрации от лица получателя средств местного бюджета; направлять в установленном порядке информацию и документы для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками; осуществлять в рамках переданных полномочий муниципального заказчика в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия от лица получателя средств местного бюджета.
При этом, на основании п. 3.2 соглашения №1и1о-2021 управление образования Администрации вправе осуществлять контроль за соблюдением учреждением условий, установленных соглашением, путем осуществления плановых и внеплановых проверок; согласовывать разработанные учреждением проекты документаций о закупках до начала определения поставщиков; запрашивать у учреждения информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением условий, установленных соглашением; давать обязательные для исполнения указания.
Установлено, что только по истечении 3-м месяцев со дня передачи управлением образования Администрации полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени управления образования Администрации контрактов полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени управления образования Администрации контрактов по соглашению №1и1о-2021 02.12.2021 между МАОУ-СОШ <...>, действующим от лица управления образования Администрации, и ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» по результатам открытого конкурса в электронной форме <...> на основании Федерального закона от <...> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заключен муниципальный контракт №32 на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства «Строительство блока начального образования на 400 мест МАОУ-СОШ <...><...>» на сумму 14,8 млн.руб. (далее – муниципальный контракт №32).
Пунктом 1.3 муниципального контракта №32 установлены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта, завершение выполнения работ и сдача результата – не позднее 25.11.2022. Промежуточные сроки выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложение №2).
На основании п.п. 1.4, 1.5 муниципального контракта №32 результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Обязательства считаются выполненными подрядчиком при получении заказчиком положительного заключения государственной экспертизы, а также о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
В силу п. 7.9 муниципального контракта №32 дата подписания сторонами документа о приемке является датой выполнения подрядчиком работ.
Акт сдачи – приемки выполненных работ подписан МАОУ-СОШ №4 и ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» 02.05.2023.
Несмотря на нарушение ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» промежуточных сроков выполнения проектных работ, установленных графиком выполнения работ, являющимся приложением №2 к муниципальному контракту №32, МАОУ-СОШ <...> начало вести претензионную работу только после срыва срока исполнения контракта.
Так, 28.11.2022 МАОУ-СОШ <...> в адрес ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» посредством почтовой связи направлено письмо с требованием в кротчайшие сроки обеспечить исполнение муниципального контракта и уплаты начисленной неустойки в размере 11,1 тыс.руб.
14.12.2022 МАОУ-СОШ <...> также в адрес ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» посредством почтовой связи направлено письмо с требованием в кротчайшие сроки обеспечить исполнение муниципального контракта и уплаты начисленной неустойки в размере 70,3 тыс.руб.
Помимо этого, МАОУ-СОШ <...> в адрес ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» посредством почтовой связи направлено письмо от 09.01.2023 с требованием в кротчайшие сроки обеспечить исполнение муниципального контракта и уплаты начисленной неустойки в размере 55,5 тыс.руб.
Таким образом, управление образование Администрации как уполномоченный орган Администрации, являющееся получателем средств краевого бюджета по Соглашению №И-15, не обеспечив своевременную передачу полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени управления образования Администрации контрактов при осуществлении за счет средств местного бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования город Армавир МАОУ-СОШ <...>, не осуществив надлежащий контроль за исполнением МАОУ-СОШ <...> условий соглашения №1и1о-2021 от 02.12.2021 по своевременному заключению учреждением муниципального контракта №32, его исполнению и своевременному принятию учреждением должных мер, в том числе претензионного характера, по исполнению ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» условий муниципального контракта №32, вопреки ст.ст. 6, 41, 139 БК РФ, п.п. 3 п. 6, абз. 4 п. 6. (1) Правил №1129, п.п. 3 п. 17, п. 18 Порядка предоставление субсидий, п.п. 4.3.3., 4.3.4., приложений №№4,5 к Соглашению №И-15 01.01.2023 допустило нарушение условий расходования субсидий, не достигнув значения показателя результативности использования субсидии по разработке 1 комплекта проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в 2022 году.
Допущенное управлением образования Администрации нарушение условий предоставления субсидий посягает на установленный законом порядок межбюджетных отношений, подрывает основы бюджетной системы Российской Федерации, нарушает нормальное функционирование государственных институтов в сфере межбюджетных отношений, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
В судебном заседании установлено, что 01.01.2023 года по адресу: 352900, Краснодарский край, гор. Армавир, ул. К. Либкнехта, 52, должностное лицо органа местного самоуправления – начальник управления образования администрации муниципального образования г.Армавир Мирчук Т.В., недолжным образом исполнила свои должностные обязанности.
Не смотря на не признание вины, вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.07.2023; заключением Контрольно – счетной палаты Краснодарского края от 17.05.2023; - соглашением о предоставлении субсидии от 30.04.2021 года; дополнительным соглашением № 1 к соглашению о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования г.Армавир от 30.04.2021 года № И-15 от 16.09.2021 года; казначейскими уведомлениями; соглашением о передаче полномочий муниципального заказчика от 01.09.2021 года № 1и-1о-2021; муниципальным контрактом № 32 на выполнение работ для муниципальных нужд от 02.12.2021 года; актом приема –передачи проектной документации от 16.03.2023 года;обращеними о выполнении условий контракта; приказом о переводе Мирчук Т.В.; должностной инструкцией начальника пального образования город Армавир (вопросы развития городского хозяйства», утвержденной 01.09.2020; - соглашением № 2/21 от 19.02.2021 с приложением; - дополнительным соглашением №1 от 18.05.2021 к соглашению от 19.02.2021; - отчетом о непосредственном осуществлении государственных полномочий и расходовании субвенций на осуществление государственных полномочий Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на 01.01.2022; - заключением Контрольно – счетной палата Краснодарского края о результатах анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» за 2021 год, проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2021 год», утвержденным 29.04.2022; - решением Армавирской городской Думы №201 от 23.12.2021; - положением «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир» - приложение к решению Армавирской городской Думы №201 от 23.12.2021; - решением Армавирской городской Думы №310 от 26.10.2017 с приложением; - постановлением главы муниципального образования город Армавир №1944 от 22.10.2021 с приложением №1 и №2; - выпиской из ЕГРЮЛ от 15.06.2023.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные доказательства отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам: - они являются относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для установления вины должностного лица – начальника управления образования администрации муниципального образования г.Армавир Мирчук Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица - начальника управления образования администрации муниципального образования г.Армавир Мирчук Т.В. состава, вменяемого ей в вину административного правонарушения.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Доводы защитника о том, что Мирчук Т.В. не является субъектом вменяемого правонарушения исследованы в судебном заседании и не нашли своего подтверждения, поскольку опровергаются представленными в материалы дела документа о назначении Мирчук Т.В. на должность начальника управления образования администрации муниципального образования г.Армавир, а также должностной инструкцией и др. доказательствами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
При назначении наказания судья в соответствии с ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьёй не установлено.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства дела, судья полагает возможным назначить должностному лицу – начальника управления образования администрации муниципального образования г.Армавир Мирчук Т.В. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном его размере, установленном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать должностное лицо - начальника управления образования администрации муниципального образования г.Армавир Мирчук Т.В., <...> года рождения, паспорт <...>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, путем внесения или перечисления штрафа по следующим реквизитам: получатель УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края л/с 04182000100), ИНН 2309061852, КПП 230901001, банк получателя: Южное ГУ Банка России/УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар, БИК ТОФК 010349101, единый казначейский счет: 40102810945370000010, казначейский счет: 03100643000000011800, ОКТМО 03701000, КБК 810 116 01156 01 0000 140.
При отсутствии подтверждающих документов об уплате административного штрафа, лицо не уплатившее штраф может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Председательствующий подпись