ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1441/20 от 22.12.2020 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-1441/2020

78RS0017-01-2020-005962-87

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 декабря 2020 года

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Клюкина Е.В.,

с участием защитника ООО «ТОННЕЛЬГЕОСТРОЙ» Якупова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «ТОННЕЛЬГЕОСТРОЙ», место нахождения: <адрес>, ИНН , ОГРН ,

УСТАНОВИЛ:

Общества с ограниченной ответственностью «ТОННЕЛЬГЕОСТРОЙ» совершило нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, при следующих обстоятельствах.

При проведении внеплановой, выездной проверки на основании распоряжения врио руководителя Крымского управления <ФИО>3 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ТОННЕЛЬГЕОСТРОЙ» (далее ООО «ТГС») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (целью которой являлась проверка фактов, указанных в мотивированном представлении государственного инспектора <ФИО>4ДД.ММ.ГГГГ № СЛ-420-260-р в отношении опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон 21.07.1997 № 116-ФЗ), а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемого юридическим лицом ООО «ТГС», были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, допущенные юридическим лицом - ООО «ТГС», ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Опасный производственный объект, обладающий признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемый юридическим лицом ООО «ТГС», расположен по адресу: Республика Крым г. Симферополь и Симферопольский район».

Выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) «28» октября 2020 г. в 16 часов 00 минут, в части эксплуатации опасных производственных объектов II, III классов опасности с нарушением обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности, а именно:

Не проведена идентификация и регистрация опасного производственного объекта (ОПО) в государственном реестре опасных производственных объектов, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемого юридическим лицом ООО «ТГС», что является нарушением п. 2, 5 ст. 2, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 1.2.16 «Правил безопасности при строительстве подземных сооружений», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 01.11.01 №49 (ПБ 03-428-02) (далее ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений);

Эксплуатация опасного производственного объекта ООО «ТГС», обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно, «ведение подземных горных работ», осуществляется без соответствующей лицензии в области промышленной безопасности, на осуществление вида деятельности «Эксплуатации взрывопожарооопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», что является нарушением п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пп. 12 п.1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ), п. 9 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, I и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, I и III классов опасности» (далее Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, I и III классов опасности), п.1.2.2, 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

ООО «ТГС» не разработан и не утвержден план ликвидации аварий (ПЛА) для строящегося подземного опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно, «ведение подземных горных работ», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, ст. 9, п.2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 1.2.6, 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

Не заключён договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанный в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

Не заключён договор на обслуживание опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемого ООО «ТГС», с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

Не создана вспомогательная горноспасательная команда на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

Не обучены работники действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ»: эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

Не созданы системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений.

В судебное заседание явился защитник Общества Якупов А.М., вину не признал, представив письменные пояснения, из которых следует, что обязанность по обеспечению безопасности опасного производственного объекта возлагается на собственника или эксплуатирующую организацию, которыми ООО «ТГС» не является. Эксплуатирующей организацией является гарантирующая организация ГУП РК «Вода Крыма», заказчиком строительства объекта является ГКУ «Инвестстрой Республики Крым». ООО «ТГС» выполняло работы по проектированию канализационного коллектора и соответственно осуществляло авторский надзор. Сведений о том, что ООО «ТГС» эксплуатирует опасный производственный объект, приняло на себя обязанности по его содержанию, регистрации в государственном реестре, страхованию гражданской ответственности и выполнению прочих требований законодательства, в том числе указанных в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в представленных материалах нет.

Исследовав материалы дела, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам о доказанности вины ООО «ТГС» в совершении административного правонарушения.

Вина ООО «ТГС» в совершении административного правонарушения полностью подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства материалами дела:

-протоколом -Пр-420-313-0/ВЗ об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, за взрывоопасными и химически опасными объектами, горного надзора Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес><ФИО>4, в котором отражены обстоятельства совершения административного правонарушения;

-актом проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица – ООО «ТГС» -А, согласно которому на основании распоряжения врио руководителя Крымского управления <ФИО>3 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № РП-420-313-О в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в отношении ООО «ТГС», в ходе которой, выявлен ряд нарушений Обществом обязательных требований нормативно-правовых актов, а именно:

1.Осуществляется строительство объекта капитального строительства «Строительство и реконструкция канализационного коллектора, расположенного по адресу: Республика Крым г.Симферополь и Симферопольский район» без разрешения, выданного уполномоченным органом, что является нарушением ч.1,2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ;

2.Не проведена идентификация и регистрация опасного производственного объекта (ОПО) в государственном реестре опасных производственных объектов, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемого юридическим лицом ООО «ТГС», что является нарушением п. 2, 5 ст. 2, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

3.Эксплуатация опасного производственного объекта ООО «ТГС», обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», осуществляется без соответствующей лицензии в области промышленной безопасности, на осуществление вида деятельности «Эксплуатации взрывопожарооопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», что является нарушением п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп. 12 п.1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, п.9 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, I и III классов опасности, п. 1.2.2, 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

4.ООО «ТГС» не разработан и не утвержден план ликвидации аварий (ПЛА) для строящегося подземного опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно «ведение подземных горных работ», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, ст. 9, п.2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.1.2.6, 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

5.Не заключён договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанный в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

6.Не заключён договор на обслуживание опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемого ООО «ТГС», с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

7.Не создана вспомогательная горноспасательная команда на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

8.Не обучены работники действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений;

9.Не созданы системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на опасном производственном объекте, обладающем признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение подземных горных работ», эксплуатируемом ООО «ТГС», что является нарушением п. 6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений.

-протоколом № о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с 16 часов 00 минут 28.10.2020 запрещена эксплуатация опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно, «ведение горных работ», эксплуатируемого юридическим лицом ООО «ТГС», расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь и Симферопольский район;

-предписанием -П-1 об устранении нарушений законодательства в области промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

В ходе судебного заседания защитником были представлены документы также подтверждающие вину Общества:

-копия муниципального контракта _316935 от ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным казенным учреждением Департамент капитального строительства Администрации города Симферополя Республики Крым (Заказчик) и ООО «ТГС» (Подрядчик), согласно которому по заданию Заказчика Подрядчик обязуется выполнить работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: «Строительство и реконструкция канализационного коллектора, г.Симферополь, Республика Крым».

-копия соглашения о расторжении муниципального контракта _316935 от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного сторонами ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому контракт расторгается с момента подписания.

Вышеуказанные документы составлены в соответствии с требованиями гл. 28 КоАП РФ, уполномоченными на то должностными лицами, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, а потому не вызывают сомнений в своей объективности, в связи с чем, суд кладет их в основу постановления.

Нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущих его недействительность, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, в ходе его рассмотрения не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Согласно п. 1.2.16 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений, работы по строительству подземных сооружений в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ относятся к категории опасных.

В силу ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2, 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с пп. 12 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензированию подлежат, в том числе, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Исходя из п.9 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, I и III классов опасности, ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", относится к лицензируемому виду деятельности.

Согласно п. 1.2.2 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений, организации, осуществляющие строительство, должны иметь: соответствующие лицензии; необходимую комплектную проектно-техническую документацию, в том числе ПОС, ППР, утвержденные в установленном порядке; технологические карты, а также письменное разрешение на производство работ администрации населенного пункта или территории, уведомления владельцев коммуникаций и сооружений, находящихся в зоне строительства.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1.2.6 ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений, 1для каждого строящегося подземного объекта должен быть разработан и утвержден план ликвидации аварий (ПЛА) в соответствии с Инструкцией по составлению и реализации планов ликвидации аварий на строительстве подземных сооружений (Приложение 1). ПЛА пересматривается не реже чем через 6 месяцев и должен быть утвержден не позднее 15 дней до ввода его в действие.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ являются, в том числе, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Поскольку деятельность ООО «ТГС» связана с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию опасного производственного объекта – канализационного коллектора, что следует из представленных документов, то оно является эксплуатирующей опасный производственный объект организацией, и обязано было выполнить указанные выше требования Закона.

При этом, как следует из объяснений защитника <ФИО>6, содержащихся в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, «с нарушением согласны, нарушения будут устранены в установленные сроки». Ни на момент проведения проверки, ни на момент составления протокола об административном правонарушении защитник не заявлял, что Общество фактически не осуществляло эксплуатацию опасного производственного объекта. Из акта проверки следует, что фактически осуществлялось строительство опасного производственного объекта.

При таких условиях, довод защитника Якупова А.М. о том, что Общество является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, несмотря на расторжение муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, не принимается во внимание. Кроме того, расторжение контракта не освобождало ООО «ТГС» об обязанности выполнять обязательные требования законодательства в области промышленной безопасности при выполнении работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Строительство и реконструкция канализационного коллектора, <адрес>» с момента, когда Общество приступило к выполнению условий контракта. Таким образом, несмотря на расторжение муниципального контракта, именно ООО «ТГС» эксплуатировала указанный опасный производственный объект, в том числе и на момент проведения проверки.

Представленная защитником копия письма из Администрации города Симферополя Республики Крым о даче согласия ГКУ «Инвестсрой Республики Крым» на выполнение работ по реконструкции существующего участка канализационного коллектора в рамках реализации объекта: «Строительство и реконструкция канализационного коллектора, г.Симферополь, Республика Крым», датирована ДД.ММ.ГГГГ, в то время как внеплановая проверка проведена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанный документ, отношения к настоящему делу об административном правонарушении отношения не имеет.

Как следует из копии ответа на запрос из Муниципального казенного учреждения Департамент капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РФ «Вода Крыма» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В силу п.6 ст.2 Федерального закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении», гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

По смыслу указанной нормы закона, с учетом обстоятельств настоящего дела, гарантирующая организация ГУП РФ «Вода Крыма» до ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта «Строительство и реконструкция канализационного коллектора, г.Симферополь, Республика Крым» какой-либо ответственности по соблюдению требований законодательства в области промышленной организации не несет. При этом, как следует из материалов дела, опасный производственный объект не был введен в эксплуатацию, находился в стадии строительства.

При таких обстоятельствах, довод защитника о том, что эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта «Строительство и реконструкция канализационного коллектора, г.Симферополь, Республика Крым» является ГУП РФ «Вода Крыма», также является несостоятельным.

При этом у ООО «ТГС» имелась возможность для соблюдения правил и норм в области промышленной безопасности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценивая обстоятельства правонарушения, собранные по делу доказательства, суд считает установленным факт нарушения ООО «ТГС» требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, при указанных обстоятельствах, и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При назначении наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

При этом, следует отметить, что несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «ТГС» судом не установлено.

С учетом обстоятельств дела, суд, анализируя все виды наказаний, предусмотренные ч.1 ст. 9.11 КоАП РФ, приходит к выводу о назначении ему наказания в виде штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ТОННЕЛЬГЕОСТРОЙ», место нахождения: <адрес>, помещение 169, ИНН , ОГРН признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Указанный штраф перечислить согласно следующим реквизитам:

счет 40101810335100010001, отделение Республика Крым ЦБРФ БИК 043510001, ИНН <***>, КПП 910201001, ОКТМО 35701000, 498 1 16 01091010001140.

Отменить временный запрет деятельности согласно протоколу № 28-10/07-Пр-420-313-0/ВЗ от 28.10.2020, а именно, установленный с 16 часа 00 минут 28 октября 2020 года запрет эксплуатации опасного производственного объекта, обладающего признаком опасности, указанным в Приложении 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - «ведение подземных горных работ», эксплуатируемого юридическим лицом ООО «ТОННЕЛЬГЕОСТРОЙ», расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь и Симферопольский район».

Разъяснить, что в соответствии сост.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: