ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1442/2022 от 28.06.2022 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

№ 5-1442/2022

УИД 31RS0016-01-2022-003870-57

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Белгород 28 июня 2022 года

ул.Сумская, д.76 «а»

Судья Октябрьского районного суда г.Белгорода Зенченко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отношении ИП ФИО1, <данные изъяты>

установил:

ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляя свою коммерческую деятельность, направленную на розничную реализацию продуктов питания в торговом павильоне «Продукты», расположенном по адресу: <...> в период времени предшествующий 21.02.2022, более точная дата и время не установлены, хранил в целях сбыта товар, а именно водку в стеклянных бутылках по 500 мл Nemiroff Original в количестве 5 шт и Nemiroff Delikat в количестве 8 шт, на котором отсутствуют в совокупности какая-либо информация на русском языке, акцизные марки, а также единый знак обращения продукции на территории ЕАС, и который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Указанную алкогольную продукцию ФИО1 хранил с целью последующего сбыта в помещении торгового павильона «Продукты» по адресу: <...> до их обнаружения и изъятия должностными лицами Белгородской таможни, в ходе проведенного 21.02.2022 в период времени с 22 часов до 23 часов 50 минут в соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенного осмотра помещения вышеуказанного магазина.

В судебное заседание ИП ФИО1 не явился, уведомлен о месте и времени его проведения заказным письмом, возращенным в суд за истечением срока хранения, посредством телефонограммы просил рассмотреть дело без его участия, пояснившего, что вину признает и просил о минимальном наказании. При таком положении, с учетом правовой позиции выраженной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о порядке уведомления лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к выводу о надлежащем уведомлении ФИО1 и считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Вина ИП ФИО1 подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: копией предписания на проведение таможенного осмотра помещения от 21.02.2022 (л.д.6); копией акта таможенного осмотра помещения торгового павильона «Продукты», расположенного по адресу: <...> в ходе которого было установлено, что ИП ФИО1 хранит и предлагает к продаже водку в стеклянных бутылках по 500 мл Nemiroff Original в количестве 5 шт и Nemiroff Delikat в количестве 8 шт (л.д.7-10); выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.37-41); протоколом изъятия (л.д.11-15); объяснением ФИО1 (л.д.16-17); протоколом взятия проб и образцов от 05.03.2022 (л.д.20-21); заключением эксперта №12403030/0006055 от 11.03.2022, согласно выводов которого изъятые у ИП ФИО1 спиртные напитки (водка) не отвечает требованиям законодательства РФ и не может быть реализована на территории РФ, в связи с чем рыночной стоимости на территории РФ не имеет. При этом, рыночная стоимость аналогичной (однородной) продукции того же количества составляет 4326,30 рублей (л.д.27-32); протоколом об административном правонарушении от 21.03.2021, составленным в отсутствие ФИО1 в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ (л.д.47-52).

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, в том числе в заключении эксперта оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами, которые могут быть положены в основу постановления.

Все изложенные доказательства оцениваю как относимые, допустимые и достоверные. В своей совокупности эти же доказательства оцениваю как достаточные для правильного разрешения данного административного дела и вывода о полной и всесторонней доказанности вины ИП ФИО1 в совершенном правонарушении.

Согласно ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленным техническим регламентом ЕАЭС, в том числе после нанесения обязательной маркировки и единого знака обращения продукции на рынке (ЕАС) ЕАЭС.

Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 05.12.2018 № 98 утвержден технический регламент «О безопасности алкогольной продукции». Согласно п.7 Регламента алкогольная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками.

Согласно п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (далее – Положение), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, и в отношении которой законодательством государств – членов Таможенного союза установлены обязательные требования (далее – Единый перечень).

В соответствии с п. 54 Единого перечня алкогольная продукция входит в перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза.

В соответствии с пунктами 3 и 6 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС в технических регламентах ЕАЭС могут устанавливаться, в том числе требования к маркировке продукции, при этом маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС является обязательным требованием для продукции, в отношении которого приняты технические регламенты ЕАЭС.

Согласно п. 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.

В соответствии с п. 7 ТР ТС 047/2018 алкогольная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

В соответствии с ТР ТС маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии алкогольной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.

В соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (Правилами маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции) марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и поставляемой на экспорт алкогольной продукции, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, после окончания последней технологической операции, связанной с производством алкогольной продукции, а также должны наноситься на алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию, организациями, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, в том числе из государств - членов Евразийского экономического союза, до ее ввоза в Российскую Федерацию.

Для нанесения марок на потребительскую тару должна применяться технология, исключающая возможность подделки марок и их повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания двухмерного штрихового кода (графической информации в кодированном виде), содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система), с использованием технических средств единой информационной системы в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте.

Ввозимый товар должен иметь маркировку «ЕАС» и установленные акцизные марки, а также нанесенные средства идентификации на момент пересечения государственной границы – страны участника ЕАЭС.

Диспозицией ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование, приобретение и хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги.

С учетом положений ТР ТС 035/2014, Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, их приобретения, маркировки ими алкогольной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, в их совокупности алкогольная продукция, хранившаяся у ИП ФИО1, является незаконно ввезенной на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку на данной продукции отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, а также акцизные марки для маркировки продукции установленных образцов.

Деяние ИП ФИО1 квалифицирую по ст. 16.21 КоАП РФ, т.к. он приобрел и хранил товар – алкогольную продукцию (водку), который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого, не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.
ИП ФИО1, осуществляя на территории РФ предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией населению алкогольной продукции, как продавец, несет предпринимательские риски, поэтому должен знать все обстоятельства, связанные с реализацией иностранной табачной продукции на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации при ее осуществлении. Однако приобретя и хранив, с целью дальнейшей продажи алкогольную продукцию иностранного производства ИП ФИО1 имел возможность осмотреть товар, и, установив отсутствие документов и акцизных марок (что свидетельствует о незаконном ввозе товара на территорию Евразийского экономического союза) не получать товар и осуществлять его хранение, а отказаться от приема товара, сообщить в таможенные или правоохранительные органы о наличии товара, не соответствующего требованиям законодательства РФ, или возвратить товар, однако, не сделал этого, что при данных обстоятельствах судьей расценивается как самонадеянное, рискованное, не отвечающее разумной степени заботливости и осмотрительности действие.

ИП ФИО1 имел правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ИП ФИО1 признаю привлечение к административной ответственности впервые, признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Таким образом, ИП ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности с назначением наказания ему, в силу примечания к ст.16.1 КоАП РФ, как юридическому лицу.

Поскольку ввоз на территорию Российской Федерации иностранной алкогольной продукции для ее реализации без акцизных марок запрещен, соответственно изъятая у ИП ФИО1 алкогольная продукция иностранного производства, не имеющая маркировки акцизными марками, находится в незаконном обороте.

Таким образом, суд считает, что справедливым наказанием для ИП ФИО1 будет являться штраф в размере 2163,15 рубля (одна вторая размера стоимости аналогичного товара 4326,30:2=2163,15) без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, который силу ч.3 ст.3.7 КоАП РФ не подлежит конфискации, а должен быть изъят из оборота и уничтожен.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать ИП ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2163,15 рубля без конфискации предметов административного правонарушения.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель – Операционный департамент Банка России // Межрегиональное операционное УФК г.Москва 701, ИНН <***>, КПП 773001001, БИК 024501901, КБК 15311601161010000140, ОКТМО 45328000, Код таможенного органа (поле 107) 10101000, счет № 40102810045370000002, номер счета получателя средств 03100643000000019502, назначение платежа - оплата штрафа по делу об АП №10101000-484/2022, УИН 15310101010000484222.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроков отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ.

Уничтожить товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 21.02.20212и помещенный в камеру хранения вещественных доказательств Белгородской таможни (ТП МАПП Нехотеевка): водка Nemiroff Original в количестве 5 шт и Nemiroff Delikat в количестве 8 шт.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья – подпись

Постановление13.07.2022