ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1443/20 от 20.11.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5 – 1443/2020

Санкт-Петербург 20 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 17.11.2020 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, Сезева О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица

общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РИФ» (далее ООО «ТД «РИФ»), юридический адрес: 125130, <...>, эт. 4, офис 403, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.06.2015 года, привлекаемого к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТД «РИФ» допустило несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, а именно: 19.05.2020 года в 13 часов 41 минуту на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни таможенным представителем ООО «ТД «РИФ» - ООО «Форум» была подана декларация на товары № 10216170/190520/0130914 с целью помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Согласно сведениям, заявленным в ДТ № 10216170/190520/0130914: отправитель товара: компания «CHUENG SHINE CO., LTD.» КНР, получатель товара, декларант, лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО «ТД «РИФ», сведения, заявленные в графе 54 ДТ: ООО «Форум». Товар №1 в контейнере : «мебель детская для сидения, вращающаяся, с регулирующими высоту приспособлениями, обитая, со спинкой, снабженная роликами, кресло регулируется по высоте…» в количестве 682 шт., таможенная стоимость 2688283,92 руб., классификационный код 9401300001 ТН ВЭД ЕАЭС, весом нетто 8236 кг.

Товар № 1 по коду ТН ВЭД ЕАЭС и описанию включен в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (далее ТР ТС) «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 32 от 15.06.2012 года.

При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара №1 по ДТ № 10216170/190520/0130914, для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования, таможенным представителем в графе 44 ДТ указаны сведения о сертификате соответствия ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года, в котором указано, что продукция, поименованная в нем соответствует требованиям ТР ТС 025/2012.

По результатам проведенного досмотра товаров (АТД № 10216100/210520/002597), было установлено, что информация, содержащаяся на товаре № 1 по ДТ № 10216170/190520/0130914 не соответствует обязательным требованиям ТР ТС 025/2012, а именно, на товаре отсутствует указание на местонахождение производителя и гарантийный срок, указанное влечет за собой невозможность принятия в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, при ввозе товара № 1 по ДТ 10216170/190520/0130914, представленный сертификат о соответствии ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года.

Выявленное таможенным органом несоответствие маркировки товаров требованиям ТР ТС 025/2012 является несоблюдением установленных запретов и ограничений в области технического регулирования.

Таким образом, ООО «ТД «РИФ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «ТД «РИФ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, доверил представлять интересы Общества защитнику Чипурко А.И.

В судебное заседание явился защитник ООО «ТД «РИФ» Чипурко А.И., действующий на основании доверенностей от 28.05.2020 года и от 26.10.2020 года, который пояснил, что общество вину в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ не признает, полагал, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Из письменного ходатайства защитника Чипурко А.И. о прекращении производства по делу следует, что cогласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера, подразумевает получение в установленном порядке необходимого разрешительного документа: лицензия на ввоз продукции, запрет на ввоз, разрешение органа власти, а также сертификат соответствия. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, применяются независимо от заявленной таможенной процедуры, такой как «выпуск для внутреннего потребления» либо «таможенный склад», то есть действие запретов и ограничений начитается с момента перемещения таких товаров через таможенную границу, а не с момента помещения под таможенную процедуру.

Обществом при таможенном декларировании соблюдены все условия помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», установленных статьей 135 ТК ЕАЭС, в том числе установленные запреты и ограничения.

Как установлено подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе меры технического регулирования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Согласно пункту 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Указанная норма корреспондируется с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

В зависимости от категорий товаров в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294, различными техническими регламентами ЕАЭС установлены требования о представлении в целях соблюдения мер технического регулирования документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - документы о соответствии) при совершении таможенных операций в отношении ввозимых товаров.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.03.2014 № 44 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012), согласно которому при таможенном декларировании товаров «мебель бытовая детская», классифицируемые в коде 9403208009 ТН ВЭД ЕАЭС представляется документ об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012).

Обществом при таможенном декларировании предоставлен документ, свидетельствующий о соблюдении установленных запретов и ограничений.

Сертификат соответствия C-TW.HA75.B.00439/20 является действующим, внесен в государственный реестр (https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate), подтверждает, что задекларированная продукция: соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2011; прошла в установленном порядке обязательное подтверждение соответствия в форме сертификации по схеме «2с» и типу объекта сертификации «серийный выпуск»; продукция прошла соответствующие испытания в аккредитованной в ЕАЭС Испытательной лабораторией ООО "Инновационные решения" по протоколу исследования (испытания) и измерения № 200508-002-07/ИР от 15.05.2020.

Ввозимая обществом продукция прошла оценку и подтверждение соответствия.

В соответствии с п. 3 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению № 9 Договору - Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (далее - Протокол).

Протокол определяет порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках ЕАЭС.

Согласно ст. 2 Протокола «техническое регулирование» - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Под оценкой соответствия понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования.

Согласно ст. 5 Протокола оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах ЕАЭС, проводится, в частности в форме подтверждения соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.

Под обязательным подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза.

Под декларированием соответствия понимается форма обязательного подтверждения соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

Оценка соответствия продукции требованиям ТР ТС 025/2011 осуществляется изготовителем продукции (уполномоченным представителем изготовителя, импортером), зарегистрированным в установленном порядке в государствах - членах Таможенного союза и проводится путем подтверждения соответствия в форме сертификации на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке в государствах-членах Таможенного союза, и собственных доказательств. Сертификат соответствия № C-TW.HA75. В.00439/20 означает, что ввозимая в адрес Общества продукция прошла документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технического регламента.

На ввозимую продукцию нанесен Единый знак обращения на рынке.

Согласно ст. 6 Протокола продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.

Согласно акту таможенного досмотра товар промаркирован единым знаком обращения на рынке, что свидетельствует о том, что продукция прошла все установленные в ТР ТС 025/2012 процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует его требованиям.

Учитывая изложенное, таможенный орган в протоколе об административном правонарушении не указал на то, что единый знак обращения нанесен на товар неправомерно.

Ввозимая продукция соответствует установленным ТР ТС 025/2012 требованиям безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 53 Договора продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.

При этом согласно норме-определению пункта 2 Протокола, безопасность - это "отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба".

В рамках документального и фактического таможенного контроля, административного расследования таможенным органом не получено доказательств того, что представленные к декларированию по указанной таможенной декларации товары являются небезопасными. Также таможенный орган в своем решении не ссылается на несоблюдение по продукции требований безопасности товаров, в том числе по физико-химическим, токсикологическим, микробиологическим показателям, в том числе посредством проведения таможенной идентификационной экспертизы.

Сертификат соответствия № C-TW.HA75.В.00439/20 таможенным органом не был признан недействительным или несоответствующим Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» либо полученным с нарушением установленного порядка его выдачи.

Действительность сертификата соответствия подтверждается нахождением сертификата со статусом «действующий» в реестре, который ведет уполномоченный государственный орган (Федеральная служба по аккредитации) (https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate).

Отсутствие на маркировке товаров некоторых сведений не образует состав несоблюдения запретов и ограничений, поскольку полная маркировка должна быть нанесена при обращении и реализации продукции на внутреннем рынке.

Пунктом 1 статьи 4 ТР ТС 025/2012 установлено, что мебельная продукция выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Статьей 7.1 ТР ТС 025/2012 определено, что каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.

С учетом положений статьи 5 Протокола о мер технического регулирования маркировка продукции должна быть нанесена при обращении продукции на территории Союза.

Исходя из толкования приведенных норм ТР ТС 025/2012 следует, что полная маркировка на продукции, указанная в статье 7.2 ТР ТС 025/2012, должна быть нанесена только при обращении и реализации продукции на территории Союза.

Товар, находящийся в зоне таможенного контроля, не может считаться размещенным на внутреннем рынке ЕАЭС и на этом этапе не может быть осуществлена его реализация в ходе коммерческой деятельности.

Из этого следует, что возможное отсутствие у продукции, входящей в единый перечень, в отношении которой действует технический регламент Союза, маркировки на этапе ввоза продукции не означает несоответствие ее требованиям технического регламента и несоблюдение запретов и ограничений.

На таможенный орган возложен контроль за соблюдением запретов и ограничений, а не контроль за соблюдением отдельных мер технического регулирования, в том числе за соответствием товаров маркировке ТР ТС 025/2012.

Согласно п. 5.4 Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из РФ.

И.о. руководителя ФТС России ФИО1 письмом от 15 августа 2018 г. № 01-11/50898 «О возбуждении дел об административных правонарушениях в связи с несоблюдением мер технического регулирования» для нижестоящих таможенных органов разъяснено, что к полномочиям таможенных органов относится проверка в рамках таможенного контроля документов и сведений, указанных в декларации на товары либо заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования, а именно:

- в рамках документального контроля проверка достоверности сведений, указанных в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии;

в рамках фактического контроля идентификация фактически предъявленного товара со сведениями, указанными в документе о соответствии;

- при этом одно лишь несоответствие между маркировкой на товаре и сведениями, указанными в документе об оценке соответствия (в том числе отсутствие перевода маркировки на русский язык, наличие опечаток, ошибок, несоответствие формы маркировки) не образует правонарушения.

В данном случае таможенный орган в рамках проведения документального и фактического таможенного контроля не признал недействительной декларацию о соответствии или невозможность идентификации товара.

Однако, одно лишь возможное отсутствие на маркировке товаров некоторых сведений не означает несоблюдение запретов и ограничений.

Таможенный орган, действуя в рамках своей компетенции, определенной таможенным законодательством, устанавливает соблюдение лицом, ввозящим товар на таможенную территорию РФ, условий для их выпуска под таможенную процедуру, а не осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента ТР ТС 025/2012.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 812 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» государственный контроль (надзор) за соблюдением данного регламента осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а не таможенными органами.

Согласно ст. 2 Протокола "государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза" - деятельность уполномоченных органов государств-членов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований технических регламентов Союза юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, их уполномоченными представителями, осуществляемая посредством проведения проверок юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и принятия предусмотренных законодательством государств-членов мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также надзор за исполнением указанных требований, анализ и прогнозирование исполнения требований технических регламентов Союза при осуществлении деятельности юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

В случае выявления возможных нарушений требований технических регламентов ЕАЭС таможенный орган не уполномочен действовать непосредственно, а должен действовать во взаимодействии и через уполномоченный контролирующий орган, который проводит проверку в соответствии с установленной компетенцией.

Взаимодействие органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС и таможенных органов государств - членов ЕАЭС в целях предотвращения выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, регламентирован Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 22, согласно которой для предотвращения выпуска в обращение и обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, организуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и таможенных органов следующим образом.

Таможенный орган информирует орган государственного контроля (Роспотребнадзор) о ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, в отношении которой при проведении таможенного контроля имеются основания полагать, что меры технического регулирования не соблюдаются.

Орган государственного контроля (Роспотребнадзор), получивший от таможенного органа информацию в течение 5 рабочих дней проводит проверку в отношении такой продукции, юридического лица, принимает меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; и уведомляет таможенный орган, направивший информацию, о ее итогах.

Письмом и.о. руководителя ФТС России от 15 августа 2018 г. № 01- 11/50898 указано, что при обнаружении нарушений требований технических регламентов, порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, административная ответственность за которые установлена статьями 14.43, 14.46 КоАП РФ, и иных нарушений в области технического регулирования, не отнесенных к компетенции таможенных органов, документы и сведения, подтверждающие такие нарушения, необходимо направлять в соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов для привлечения лиц к административной ответственности.

Специальной правовой нормой, а именно статьей 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением ТР ТС 025/2012 не относится к компетенции таможенных органов, как было отмечено выше.

Таким образом, возможные отдельные несоответствия на товаре маркировки по ТР ТС 025/2012 не могут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, а должны квалифицироваться по отдельному специальному составу административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ.

Также защитник в случае установления наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, просил признать правонарушение малозначительным, либо назначить наказание в виде административного штрафа и заменить его на предупреждение по ст. 4.1.1 КоАП РФ, в случае невозможности замены штрафа на предупреждение, назначить административный штраф в размере минимальной санкции, установленной ст. 16.3 КоАП РФ.

В судебное заседание явилась ФИО2 - должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, которая пояснила, что, по мнению Балтийской таможни, вина ООО «ТД «РИФ» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, пояснила, что при декларировании товара был предоставлен сертификат соответствия на ввозимый товар, однако, фактически, товар № 1 не соответствовал требованиям ТР ТС 025/2012, в связи с отсутствием на нем требуемой маркировки, а именно, указания на местонахождение производителя и гарантийный срок, что являлось несоблюдением требований ТР ТС 025/2012 и как следствие, несоблюдением установленных запретов и ограничений. Сертификат соответствия недействительным документом не признавался.

Изучив материалы дела, заслушав ФИО2, защитника Чипурко А.И., суд считает вину юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РИФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ установленной и доказанной материалами дела, в том числе

-протоколом об административном правонарушении 10216000-992/2020 от 24.07.2020 года, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, в отсутствии законного представителя ООО «ТД «РИФ», уведомленного о дате, месте и времени составления протокола надлежащим образом, из протокола следует, что 19.05.2020 года в 13 часов 41 минуту на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни таможенным представителем ООО «ТД «РИФ» - ООО «Форум» была подана декларация на товары № 10216170/190520/0130914 с целью помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Согласно сведениям, заявленным в ДТ № 10216170/190520/0130914: отправитель товара: компания «CHUENG SHINE CO., LTD.» КНР, получатель товара, декларант, лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО «ТД «РИФ», сведения, заявленные в графе 54 ДТ: ООО «Форум». Товар №1 в контейнере : «мебель детская для сидения, вращающаяся, с регулирующими высоту приспособлениями, обитая, со спинкой, снабженная роликами, кресло регулируется по высоте…» в количестве 682 шт., таможенная стоимость 2688283,92 руб., классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, весом нетто 8236 кг. При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара №1 по ДТ № 10216170/190520/0130914, для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования, таможенным представителем в графе 44 ДТ указаны сведения о сертификате соответствия ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года, в котором указано, что продукция, поименованная в нем соответствует требованиям ТР ТС 025/2012.

По результатам проведенного досмотра товаров (АТД № 10216100/210520/002597), было установлено, что информация, содержащаяся на товаре № 1 по ДТ № 10216170/190520/0130914 не соответствует обязательным требованиям ТР ТС 025/2012, а именно, на товаре отсутствует указание на местонахождение производителя и гарантийный срок, указанное влечет за собой невозможность принятия в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, при ввозе товара № 1 по ДТ №10216170/190520/0130914, представленный сертификат о соответствии ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года. Несоответствие маркировки товаров требованиям ТР ТС 025/2012 является несоблюдением установленных запретов и ограничений в области технического регулирования;

- ДТ №10216170/190520/0130914, в которой указан отправитель товара: компания «CHUENG SHINE CO., LTD.» КНР, получатель товара, декларант, лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО «ТД «РИФ», сведения, заявленные в графе 54 ДТ: ООО «Форум». Товар №1 в контейнере «мебель детская для сидения, вращающаяся, с регулирующими высоту приспособлениями, обитая, со спинкой, снабженная роликами, кресло регулируется по высоте…» в количестве 682 шт., таможенная стоимость 2688283,92 руб., классификационный код 9401300001 ТН ВЭД ЕАЭС, весом нетто 8236 кг.;

-сертификатом соответствия ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года, в котором указано, что продукция, поименованная в нем соответствует требованиям ТР ТС 025/2012;

-актом таможенного досмотра № 10216100/210520/002597, в котором указано, что в результате досмотра было установлено, что на товаре № 1 ввозимом по ДТ № 10216170/190520/0130914 отсутствует указание на местонахождение производителя и гарантийный срок;

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №10216000-992/2020 от 27.05.2020 года, согласно которому в качестве предмета АП из контейнера изъят товар – «изделия сложной геометрической формы в виде мебели для сидения» всего 682 изделия в 682 коробках общим весом брутто 8715,5 кг, нетто 8715,5 кг;

-актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 27.05.2020 года, согласно которому товар, являющийся предметом АП, изъятый из контейнера 27.05.2020 года передан на ответственное хранение в ООО «Валро»;

Суд признает представленные доказательства достоверными, непротиворечивыми и достаточными для установления вины ООО «ТД «РИФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Согласно п.3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры используется декларация на товары.

Согласно пп. 32 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с п.п.7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений представляются таможенному органу при декларировании товара.

На основании пункта 4 ст. 128 ТК ЕАЭС, обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Как указано, в пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

ООО «ТД «РИФ» является получателем, декларантом товара по ДТ № 10216170/190520/0130914. В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Союза за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Пункт 1 ст. 84 ТК ЕАЭС предусматривает право декларанта осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, в том числе для помещения товаров под таможенную процедуру.

По наименованию и заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС товар №1 включен в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.

Статьей 2 ТК ЕАЭС определено понятие «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе, вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее Договор о ЕАЭС), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Пунктами 1,2 ст. 52 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 года установлено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, принимаются Технические регламенты ЕАЭС. При этом Технические регламенты имеют прямое действие на территории ЕАЭС.

В соответствии со ст. 2 п. 2 ТР ТС 025/2012 данный технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза мебельную продукцию - изделия, наборы, гарнитуры мебели бытовой и для общественных помещений, в том числе изготовленную по индивидуальным заказам. Из ст. 3 ТР ТС 025/2012 следует, что выпуск продукции в обращение - размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправленной со склада изготовителя, продавца, либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств членов Таможенного союза.

Согласно п. 7.2 ст. 5 ТР ТС 025/2012, маркировка должна быть четкой и содержать: наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное); товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии); наименование страны изготовителя; наименование и местонахождение изготовителя; наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера; дату изготовления; гарантийный срок; срок службы, установленный изготовителем; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Статьей 351 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы обеспечивают и исполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

Нанесение маркировки в установленном соответствующим техническим регламентом порядке носит обязательный, а не добровольный (рекомендательный) характер. Неприменение требований, предъявляемых к маркировке продукции, свидетельствует о несоблюдении требований технического регламента Союза.

По результатам проведенного досмотра, таможенным органом было выявлено несоответствие ввозимого товара № 1 требованиям ТР ТС 025/2012 (на маркировке ввозимого товара не указано местонахождение производителя и гарантийный срок), согласно представленному с ДТ сертификату соответствия, продукция, поименованная в нем, соответствует требованиям ТР ТС 025/2012, следовательно, невозможно принять в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, при ввозе товара № 1 по ДТ №10216170/190520/0130914, представленный сертификат о соответствии ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года, что является несоблюдением установленных запретов и ограничений в области технического регулирования. Указанный сертификат соответствия не является недействительным, он может быть предоставлен при декларировании такого же товара, но только в том случае, если ввозимый товар будет соответствовать требованиям ТР ТС 025/2012, в том числе, и в части маркировки товара.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

На основании ч.2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правом, предоставленным декларанту ст. 84 ТК ЕАЭС, ООО «ТД «РИФ» не воспользовалось, то есть у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Тот факт, что ДТ № 10216170/190520/0130914 была подана в Балтийскую таможню таможенным представителем ООО «Форум», не снимает ответственности с ООО «ТД «РИФ» за не соблюдение запретов и ограничений при ввозе товара на территорию РФ.

Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом вменяемого правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок ввоза и (или) вывоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.

Объективную сторону составляют действия (бездействие), в результате которых не соблюдаются установленные запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию или вывоз товаров с таможенной территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае несоблюдение запретов и ограничений не носящих экономического характера, не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах.

Таким образом, судом установлено, что действия ООО «ТД «РИФ» правильно квалифицированы по ст. 16.3 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Суд, оценив характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, учитывая, что в данном случае существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений проявляется в несоблюдении Обществом таможенных норм и правил при перемещении товаров через таможенную границу, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В связи с вышеуказанным, оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ или ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает, а доводы, изложенные в письменном ходатайстве защитника, считает несостоятельными. Ссылки защитника на письмо и.о. руководителя ФТС России ФИО1 от 15 августа 2018 г. № 01-11/50898 «О возбуждении дел об административных правонарушениях в связи с несоблюдением мер технического регулирования», в котором для нижестоящих таможенных органов даны некоторые разъяснения, суд считает несостоятельными, так как данное письмо не является нормативно-правовым актом. Наличие на ввозимом товаре знака ЕАС, не означает, что он полностью соответствует требованиям ТР ТС 025/2012, в рассматриваемом случае в ходе досмотра было обнаружено не соответствие маркировки товара требованиям ТР ТС 025/2012, что повлекло за собой невозможность принятия в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, при ввозе товара № 1 по ДТ №10216170/190520/0130914, представленного сертификата о соответствии ЕАЭС RU С-ТW.HA75.B.00439/20 от 15.05.2020 года, что явилось основанием для возбуждения дела об АП по ст. 16.3 КоАП РФ. При квалификации действий общества по ст. 16.3 КоАП РФ, обязательного указания в протоколе об АП о неправомерности нанесения на товар знака ЕАС, не требуется.

При назначении административного наказания суд, учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, отсутствие как отягчающих, так и смягчающих административную ответственность юридического лица обстоятельств, считает возможным назначить ООО «ТД «РИФ» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 16.3 КоАП РФ без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств, по мнению суда, не имеется, так как совершенным правонарушением создается угроза безопасности здоровья людей и безопасности государства.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст.16.3, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РИФ» ИНН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

Товар: «мебель детская для сидения вращающаяся с регулирующими высоту приспособлениями, обитая, со спинкой, снабженная роликами, кресло регулируется по высоте…» в количестве 682 шт., общим весом брутто/нетто 8715,5кг, изъятый согласно протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №10216000-992/2020 от 27.05.2020 года, и переданный на ответственное хранение в ООО «Валро», согласно акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 27.05.2020 года, вернуть законному владельцу для помещения его под соответствующую таможенную процедуру.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Денежные средства зачислить на следующие реквизиты: Получатель:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя - Операционный департамент Банка России (ОПЕРУ № 1 Банка России), Москва, 701; БИК 044501002 ОКТМО 45328000, счет 40101810800000002901, КБК 15311601161010000140 (поле 104), назначение платежа (поле 24): оплата штрафа по постановлению № 10216000- 992/2020 для Балтийской таможни (поле 107 - код Балтийской таможни 10216000), УИН 15310102160000992202.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга, расположенную по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 38, каб. 111 (тел. <***>) не позднее следующего дня после окончания 60-ти дневного срока для оплаты штрафа.

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок, правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушения

Судья: О.Б. Сезева