Дело №5-144/2020
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 февраля 2020 года г. Чита
Судья Центрального районного суда г. Читы Еремеева Ю.В., при секретаре Бороевой А.А., с участием помощника Военного прокурора Читинского гарнизона ФИО1, представителей Забайкальского регионального управления Росприроднадзора ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (сокращенное наименование и далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), №, юридический адрес: 105005, <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель военного прокурора Читинского гарнизона ФИО6 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Военной прокуратурой Читинского гарнизона совместно со специалистами Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения юридическим лицом - ФГБУ ЦЖКУ МО РФ законодательства в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельной №, расположенной по адресу: <адрес> (военный городок №), которой выявлены нарушения, содержащие признаки административного правонарушения.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации котельная №, расположенная по адресу: <адрес> (военный городок №), закреплена на праве оперативного управления и фактически эксплуатируется жилищно-коммунальной службой № филиала ФГКУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу (Минобороны России. В ходе проведённой ДД.ММ.ГГГГ специалистами межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений Филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» произведён отбор проб для определения концентрации загрязняющих веществ в промышленных выбросах с стационарного источника выбросов - котельной №, расположенной по адресу: <адрес> (военный городок №), о чём составлен соответствующий протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому весовое количество выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной № составил: окислов азота - 0,0552, оксида азота - 0,0072, диоксида азота - 0,0442, сернистого ангидрида - 0,0760, оксида углерода - 0,4881.
Также проверкой установлено, что в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусмотрено наличие и использование газоочистного оборудования, в том числе при эксплуатации котельной №, расположенной по адресу: <адрес> (военный городок №), которое на момент проверки отсутствовало.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Читинского гарнизона ФИО7 поддержал доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, считает вину ФГБУ «ЦЖКУ», ответственного за содержание и безопасную эксплуатацию котельной, доказанной, просил назначить наказание в виде штрафа, ссылаясь на запрет приостановления деятельности в части поставки энергоресурсов.
Представителей Забайкальского регионального управления Росприроднадзора ФИО3 пояснил, что в ходе проверки установлен факт эксплуатации котельной №, работающей на твердом топливе, без установки газоочистного оборудования, что образует состав вменяемого правонарушения, вопрос о назначении наказания оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании представители ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО4 и ФИО5 вину в совершении вменяемого правонарушения не признали, ссылаясь на то, что указанная котельная принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, которое и несет ответственность за ее эксплуатацию. В случае привлечения к ответственности просили назначить наказание в виде предупреждения или ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С 01.04.2017 содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, созданной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Уставом ФГБУ ЦЖКУ МО РФ основными его целями деятельности является осуществление деятельности, связанной с содержанием объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе при эксплуатации объектов, поставляющих энергоресурсы (теплоснабжение, водоснабжение) - котельных.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу п. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Закон) запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. ст. 16.1 Закона эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, Утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами эксплуатации установок очистки газа, утверждёнными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 №498 (далее по тексту - Правила) устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ)
Пунктами 8 и 9 Правил установлено, что запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы). ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации котельная №, расположенная по адресу: <адрес> (военный городок №), закреплена на праве оперативного управления и фактически эксплуатируется жилищно-коммунальной службой № филиала ФГКУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу Минобороны России.
Факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств: заключением специалиста по результатам участия в проверке органов прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ., протоколом испытаний промышленных выбросов № от ДД.ММ.ГГГГ, проколом отбора проб промышленных выбросов №№ от ДД.ММ.ГГГГ
Действия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Довод представителей ФГБУ «ЦЖКУ» о том, что котельная принадлежит Министерству обороны РФ, которое несет ответственность за ее эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку спорная котельная находится в эксплуатации и на коммунальном обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ», что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на требование прокурора.
При назначении вида и размера наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, ранее не привлекавшегося к ответственности за совершение аналогичных правонарушений, отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, считает возможным назначение наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией данной статьи.
При этом суд не усматривает оснований для применения наказания в виде предупреждения, поскольку санкцией данной статьи такой вид наказаний не предусмотрен.
Оснований применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда не имеется в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в рамках рассмотрения обращения ЦБ РФ, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Суд также не усматривает оснований для размера штрафа ниже низшего предела, поскольку возможность применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ имеется только в случаях, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Руководствуясь ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (№ юридический адрес: 105005, <адрес>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье.
В случае невыполнения указанных требований, лицо будет нести ответственность в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ – наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Хабаровскому краю (ВП ВВО) л/с №
ИНН №, КПП №,
р/счет №,
КОД ДОХОДА №
Банк: Отделение Хабаровск, г. Хабаровск, БИК №
ОГРН №
ОКТМО №
На постановление может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.В. Еремеева