ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-144/2016 от 11.05.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу 5-144/2016

11 мая 2016 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе судьи Лябах И.В., при секретаре Атоян А.Х., с участием помощника Ахтубинского городского прокурора Александровой И.С., защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Паруновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Нарузбаева А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. <данные изъяты>, работающего главой администрации МО «Город Ахтубинск», зарегистрированного по адресу: <адрес>,

установил:

Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Ахтубинской городской прокуратурой в период в январе-феврале 2016 года проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления о муниципальной собственности, жилищного законодательства по обращению ФИО6, в ходе которой установлено, что согласно передаточному акту в муниципальную собственность МО «Город Ахтубинск» пережано жилое здание, находящееся по адресу: <адрес>, однако в нарушение требований действующего законодательства органом местного самоуправления не обеспечено включение данного недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности. Жилые помещения в <адрес> неоднократно признавались непригодными для проживания, последствием чего являлось предоставление на условиях договора социального найма гражданам иных пригодных для проживания жилых помещений. Процедура обследования жилого помещения на предмет его пригодности для проживания имеет заявительный характер, многие жилые помещения указанного дома не признаны непригодными для проживания, а также дом в целом не признан аварийным. Администрацией МО «Город Ахтубинск», как представителем собственника недвижимого имущества муниципального образования, в межведомственную комиссию заявления о признании жилых помещений непригодными для проживания, а также о признании многоквартирного дома аварийным не подавались, обследование не проводилось. По результатам проведенной проверки в адрес главы МО «Город Ахтубинск» внесено представление содержащее требования: организовать рассмотрение на предмет аварийности и непригодности для проживания жилых помещений и в целом жилого <адрес>, направив заявление в межведомственную комиссию и другими способами; принять решение по заключению о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> в соответствии с пунктами 47, 33 Положения о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47; включить в реестр муниципальной собственности <адрес>; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, рассмотреть представление с участием работника Ахтубинской городской прокуратуры.

Представление прокурора было рассмотрено с участием работника прокуратуры, ответ направлен в установленный срок, однако требования прокурора выполнены не были.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Ахтубинского городского прокурора ФИО7 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации МО «Город Ахтубинск» Нарузбаева А.А.

Помощник Ахтубинского городского прокурора Александрова И.С. постановление поддержала, указав, что требования прокурора организовать рассмотрение на предмет аварийности и непригодности для проживания жилых помещений и в целом жилого <адрес>, направив заявление в межведомственную комиссию, включить в реестр муниципальной собственности <адрес>, не выполнено.

Защитник Парунова Е.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что представление прокурора рассмотрено в срок, ответ направлен. Все заявления граждан о признании жилых помещений непригодными для проживания рассмотрены и удовлетворены, им предоставлено иное жилое помещение на условиях договора социального найма, на администрации МО «Город Атубинск» не лежит обязанность обращаться в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением. Полагает, что глава администрации МО «Город Ахтубинск» Нарузбаев А.А. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку решение о признании жилого дома аварийным и подлежим сносу или реконструкции принимает межведомственная комиссия. Сведения о включении жилого <адрес> в реестр муниципальной собственности были указаны ошибочно.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность (статья 10). При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление (пункт 1 статьи 24).

В ходе рассмотрения постановления установлено и подтверждается материалами дела, что по итогам проведенной Ахтубинской городской прокуратурой проверки в адрес главы администрации МО «Город Ахтубинск» заместителем Ахтубинского городского прокурора ФИО7ДД.ММ.ГГГГ направлено представление об устранений нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, жилищного законодательства, содержащее требования: организовать рассмотрение на предмет аварийности и непригодности для проживания жилых помещений и в целом жилого <адрес>, направив заявление в межведомственную комиссию и другими способами; принять решение по заключению о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> в соответствии с пунктами 47, 33 Положения о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47; включить в реестр муниципальной собственности <адрес>; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, рассмотреть представление с участием работника Ахтубинской городской прокуратуры.

Указанное представление органом местного самоуправления было рассмотрено в установленные законом сроки с участием работника прокуратуры, ответ направлен прокурору.

Вместе с тем требования прокурора не выполнены, ответ на представление содержит сведения о включении жилого <адрес> в реестр муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам. Также не решен вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации МО «Город Ахтубинск» Нарузбаева А.А. по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В соответствии с требованиями статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Привлечение к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. По смыслу данной правовой нормы, по делам этой категории необходимо установить: вытекали ли требования прокурора, изложенные в акте реагирования, из его полномочий, установленных законом, и являлось ли их неисполнение, умышленным.

Статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Данное представление и требования, изложенные в нем, подлежат безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно статье 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1. 22-27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что должностное лицо либо орган, получившие представление прокурора, обязаны в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме. Следовательно, внесенное Ахтубинским городским прокурором в адрес главы администрации МО «Город Ахтубинск» Нарузбаева А.А. представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, полученное местной администрацией ДД.ММ.ГГГГ, подлежало исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. О результатах принятых мер глава администрации МО «Город Ахтубинск» обязан сообщить прокурору в письменной форме в месячный срок со дня внесения представления, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ.Между тем, судом установлено, что администрацией МО «Город Ахтубинск» и возглавляющим ее должностным лицом – главой администрации МО «Город Ахтубинск» не в полном объеме выполнены требования прокурора, направленные на принятие мер по устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной собственности, жилищного законодательства.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствии оснований у администрации МО «Город Ахтубинск» подачи заявления в межведомственную комиссию для организации рассмотрение на предмет аварийности и непригодности для проживания жилых помещений и в целом жилого <адрес>, а сведения о включении в реестр муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилого <адрес> являются недостоверными.

Однако с изложенным согласиться не могу, исходя из следующего.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Таким образом, требование прокурора о возложении на администрацию обязанности инициировать процедуру, установленную Положением, направить заявление в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания соответствует требованиям действующего законодательства, как и требование включить указанный жилой дом в реестр муниципальной собственности.

Доказательств невозможности исполнения требований прокурора не представлено. Соответственно, объективных данных, позволяющих местной администрации не исполнять требования прокурора, вытекающие из его полномочий, не имелось.

Прокурор, в силу своих полномочий, вправе при выявлении нарушений закона принять меры прокурорского реагирования. К этим мерам Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит: протест, представление, предостережение, заявление либо иск в суд, постановление. Право выбора вида акта прокурорского реагирования принадлежит исключительно прокурору.

На основании изложенного прихожу к выводу о том, что действия Нарузбаева А.А. подлежат квалификации по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено, его содержание и оформление соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановлении отражены.

При назначении наказания учитываю данные, характеризующие лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также характер совершенного административного правонарушения и полагаю назначить наказание должностному лицу в виде в виде административного штрафа.

Руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать Нарузбаева А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей с уплатой штрафа по следующим реквизитам:

Наименование получателя: УФК по Астраханской области (Прокуратура Астраханской области), БИК 041203001, р/сч. 40101810400000010009, ОКТМО 12701000, КБК 415.11690010016000.140, ИНН 3017002876, КПП 301701001.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Судья И.В. Лябах