№ 5-144/2021
66RS0001-01-2021-000910-14
Мотивированное постановление изготовлено 17 февраля 2021 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, не работающей, имеющей на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении, 31 января 2021 года в период с 11:30 до 12:35 ФИО1, находясь в общественном месте по адресу: <адрес>, являясь участником публичного мероприятия, сочетающего формы митинга и шествия, проводимого без согласования с Министерством общественной безопасности Свердловской области в поддержку <ФИО>8, используя в качестве агитационного материала плакат с надписью «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!», не выполнила законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии, продолжила активное участие в несанкционированном публичном мероприятии, не удалилась с места его проведения.
Своими действиями ФИО1 нарушила требования пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», подпункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», выразившееся в невыполнении законных требований сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии.
С протоколом об административном правонарушении ФИО1 ознакомлена, права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положение статьи 51 Конституции Российской Федерации ей разъяснены, о чем свидетельствует ее личная подпись.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала, указала, что не участвовала в несанкционированном публичном мероприятии в поддержку <ФИО>8, 31 января 2021 года решила выйти с одиночным пикетом в поддержку сотрудников полиции и Росгвардии, поскольку после несанкционированного митинга 23 января 2021 года в социальных сетях, средствах массовой информации происходила травля представителей власти. Зная, что сторонниками <ФИО>8 планируется проведение несанкционированного публичного мероприятия 31 января 2021 года в 12:00, она к 11:20 подошла к Вечному огню, когда толпа протестующих начала двигаться в ее сторону, она развернула плакат, чтобы он не был доступен для обозрения другими лицами и пошла в сторону <адрес>, чтобы покинуть публичное мероприятие, но была остановлена сотрудниками полиции.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, в данном случае указанные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении выполнены не были.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Согласно общедоступной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 31 января 2021 года в 12:00 в городе Екатеринбурге, по маршруту: от парка XXII Партсъезда до площади Труда планировалось проведение несогласованного публичного мероприятия в форме шествия, организуемое штабом Навального в городе Екатеринбурге.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях), в статье 4 которого предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7 Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В нарушение вышеуказанных требований закона уведомление в Министерство общественной безопасности Свердловской области о проведении 31 января 2021 года в городе Екатеринбурге публичного мероприятия не поступало, что подтверждается письмом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 27 января 2021 года №, направленным начальнику ГУ МВД России по Свердловской области <ФИО>3, с целью принятия мер по охране общественного порядка.
Права и обязанности участника публичного мероприятия установлены статьей 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в частности, согласно пунктом 1 части 3 указанной статьи, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении от 31 января 2021 года послужили выводы старшего инспектора ОИАЗ ОП № УМВД России по городу Екатеринбургу <ФИО>4 о том, что 31 января 2021 года в период времени с 11:30 до 12:35 ФИО1 являлась участником несогласованного публичного мероприятия, проводимого в форме митинга и шествия в поддержку <ФИО>8, использовала в качестве агитационного материала плакат с надписью: «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!», в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, подпункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», не выполнила законного требования сотрудника полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии.
Вместе с тем, нахожу данные выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ошибочными, исходя из следующего.
Пунктом 6 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 год, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года, определено, что вопрос о наличии в действиях лица соответствующего административного правонарушения связан, в частности, с установлением того, составляли ли действия данного лица одно из тех публичных мероприятий, для проведения которых законодательно предусмотрено предварительное уведомление органов публичной власти, а также того, выполняло ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организационно-распорядительные функции по организации или проведению публичного мероприятия.
Согласно рапорту начальника ОИАЗ УМВД России по г. Екатеринбургу <ФИО>5, 31 января 2021 года в период проведения шествия и в последующем митинга по адресу: <адрес>, в период с 11:30 до 12:35 среди участников публичного мероприятия находилась ФИО1, которая на неоднократные требования о прекращении публичного мероприятия, озвученные с помощью звукоусиливающей аппаратуры, не покинула публичное мероприятияе, продолжила участие, держа в руках плакат с надписью: «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!».
Рапорты аналогичного содержания также составлены полицейским полка ППСП УМВД России по городу Екатеринбургу <ФИО>6 и инспектором отделения по документированию административных правонарушений ОИАЗ УМВД России по городу Екатеринбургу <ФИО>7
Из письменных объяснений ФИО1 следует, что 31 января 2021 года она находилась на перекрестке <иные данные>, проводила одиночный пикет, держа в руках плакат «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!». При этом она видела, что у «Дворца молодежи» было скопление людей, которым сотрудники полиции делали предупреждение о необходимости прекращения публичного мероприятия. Когда толпа людей стала двигаться в ее сторону, она свернула плакат и пошла в направлении <адрес>, где была задержана сотрудниками полиции.
Из представленных в материалы дела фотографий и видеозаписи следует, что на них действительно зафиксировано проведение группой граждан публичного мероприятия в форме шествия и митинга, а также ФИО1, которая находится отдельно на значительном расстоянии от группы граждан, участвующих в несогласованном публичном мероприятии, и выражает противоположное мнение путем демонстрации бумажного плаката, содержание которого не согласуется и является полностью противоположным по отношению к цели проводимого публичного мероприятия, несогласованного с органами исполнительной власти.
Согласно протоколу изъятия от 31 января 2021 года, у ФИО1 изъят плакат с надписью: «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!».
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, представленные доказательства, прихожу к выводу, что ФИО1 31 января 2021 года в период с 11:30 до 12:35 принимала участие в одиночном пикете, используя наглядную агитацию плакат с надписью: «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!», что соответствует требованиям части 1.1 статьи 7 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. При этом время проведения ФИО1 и тематика проведения одиночного пикета не совпадали с проводимым несогласованным публичным массовым мероприятием, организованного в поддержку <ФИО>8
В судебном заседании не нашли своего подтверждения обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и рапортах сотрудников полиции, об участии ФИО1 в публичном мероприятии в форме митинга и шествия, несогласованном с Министерством общественной безопасности Свердловской области, в котором группа граждан выражала свое мнение в поддержку <ФИО>8
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении законного требования сотрудника полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии, поскольку факт участия в таком мероприятии представленными в материалы дела доказательствами, не доказан, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изъятый плакат с надписью: «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!» вернуть ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Плакат с надписью: «Росгвардия и полиция народ с вами! Защитим отечество вместе!» вернуть ФИО1
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Е.Ф. Гейгер