ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1453/20 от 28.08.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1453/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 августа 2020 года ул.Петровская, д.24, каб.20а <...>.

Судья Псковского городского суда Псковской области Куликова В.В, при секретаре Коржавиной Ю.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 КоАП РФ в отношении перевозчика - общества с ограниченной ответственностью «Континел-Транс», расположенного по адресу: <...> ИНН <***>, КПП 391701001, ОКПО 59626249, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 07.12.2002,

У С Т А Н О В И Л:

**.**.2020 на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыло транспортное средство международной перевозки седельный тягач марки «D.» рег. №***********, с полуприцепом марки «F.» рег. № **********, следующий под управлением водителя транспортной компании ООО «Континел-Транс» Ю.И.

Автотранспортное средство следовало из Калининграда в г.Воронеж транзитом через Литву и Латвию.

В соответствии с товаросопроводительными документами, в транспортном средстве перемещался товар: «шины пневматические резиновые для легкового автомобиля, бывшие в употреблении без повреждений, пригодные к эксплуатации» код ТНВЭД ЕАЭС 4012200009, 1294 грузовых места (шт.), общим весом брутто 14138,50 кг.

В ходе проведения таможенного досмотра, было установлено, что в грузовом отделении, перемещается товар весом брутто 14391 кг, что на 252,5кг, больше заявленного в товаросопроводительных документах (заявлено в ТСД 14138,5кг), количество грузовых мест – 1260, что на 34 места меньше заявленного в ТСД (заявлено в ТСД 1294места).

Таким образом, перевозчиком были нарушены требования, установленные ст. 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) относительно предоставления таможенному органу достоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии товара на таможенную территорию ЕАЭС.

Представитель ООО «Континел-Транс» в суд не явился, был извещен надлежащим образом. Представил письменные объяснения, в которых указал на то, что нормы Конвенции не возлагают на перевозчика обязанности по проверке содержимого груза, его веса брутто или количества груза, требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, имеет только отправитель.

Из актов таможенного досмотра следует, что часть товара содержала в себе неустановленное количество воды, причем в ходе первого взвешивания общий вес составил 14 485 кг., а по результатам последующего — 14 391 кг., что свидетельствует о том, что вес груза был валотилен.

При этом выявленное несоответствие веса в 252,2 кг при разрешенной максимальной массе тягача и прицепа более 16 000 кг и весе груза 14 тонн для водителя не являлось очевидным.

Соответственно, у Общества (в лице водителя) не было оснований сомневаться в правильности указанного в товаро-сопроводительных документах веса груза и не было обязанности проверять вес. Полагает, что указанное деяние обладает признаками малозначительности.

На основании изложенного, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5, 2.9. КоАП РФ просит, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ в отношении ООО «Континел-Транс», прекратить за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения либо ограничиться устным замечанием.

Представитель Псковской таможни в судебном заседании считал вину ООО «Континел-Транс» доказанной, полагал возможным назначить наказание в виде конфискации товара. По его мнению доводы представителя ООО «Континел-Транс» являются неубедительными. Состав и событие правонарушение подтверждаются материалами дела. Имеются противоречия в показаниях водителя и представителя общества: как следует из объяснений водителя общества, он при погрузке товара не присутствовал, в то время как представитель общества указал на обратное. Ранее общество уже привлекалось к административной ответственности.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, прихожу к следующему:

В соответствии с требованиями ст. 89ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров с таможенной территории Союза перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров, либо объеме товаров.

Частью 3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе, и за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем представления недействительных документов.

В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, содержащие недостоверные сведения.

Статьей 8 КДПГ предусмотрены обязанности перевозчика при принятии груза, а именно: перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и размеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность упомянутых записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

В случае, если обоснованные оговорки перевозчиком в международную товарно-транспортную накладную (CMR) не вносились, имеющиеся в CMR штамп и подпись перевозчика подтверждают принятие им именно того груза, который указан в товаросопроводительных документах.

Как усматривается из материалов дела, **.**.2020 на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыло транспортное средство международной перевозки седельный тягач марки «D.» рег. №***********, с полуприцепом марки «F.» рег. № **********, следующий под управлением водителя транспортной компании ООО «Континел-Транс» Ю.И.

В ходе проведения таможенного досмотра, было установлено, что в грузовом отделении, перемещается товар:

1. шины пневматические для легкового автомобиля, без явно выраженных следов эксплуатации, с маркировкой «<данные изъяты>», а также на протекторе имеется цветная маркировка в виде полос и точек на боковой поверхности. Всего 2 штуки, весом 25,5 кг.

2. шины пневматические для легковых автомобилей, б/у, со следами эксплуатации (потертости, частицы песка в протекторе, износ протектора, следы установки на диски, повреждения саморезами и гвоздями, наличии небольшого количества воды), различных размеров, стран происхождения, различных торговых марок, <данные изъяты> Товар без упаковки, уложен в грузовом отделении полуприцепа в форме елочки. Часть шин пневматических для автомобилей сбортированы по 2 штуки в одно грузовое место. Всего 1258 шт., 14365,5 кг. Всего грузовых мест 1260 шт., общим весом брутто 14391 кг. Товар соответствует заявленному наименованию, вес брутто перемещаемого товара составил 14391 кг, что на 252,5кг, больше заявленного в товаросопроводительных документах (заявлено в ТСД 14138,5кг),

Всего грузовых мест 1260 шт., общим весом брутто 14391 кг.

Товар соответствует заявленному наименованию, вес брутто перемещаемого товара составил 14391 кг, что на 252,5кг, больше заявленного в товаросопроводительных документах (заявлено в ТСД 14138,5кг), количество грузовых мест – 1260, что на 34 места меньше заявленного в ТСД (заявлено в ТСД 1294 места).

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно письменных объяснений генерального директора ООО «Континел-Транс» Н.С., товар при погрузке проверялся водителем, товар был загружен в соответствии с полученными документами. Факт нарушения не признает, так как считает, что масса товара могла увеличиться из-за набора воды товаром вследствие дождей.

Как следует из протокола опроса водителя транспортной компании ООО «Континел-Транс» Ю.И., погрузка осуществлялась на складе отправителя в г.Калининград. Во время погрузки он не присутствовал, комплект товаросопроводительных документов он получил после погрузки на таможне в г.Калининград, отметки в графу 18 международной товаротранспортной накладной не вносил, после погрузки **.**.2020 выехал в направлении таможенного поста МАПП «Бурачки», где по прибытии транспортное средство было направлено на таможенный досмотр, в ходе которого выявлено превышение веса брутто над заявленным в товаросопроводительных документах. При таможенном досмотре Ю.И. присутствовал, с результатами досмотра согласен.

Суд находит, что у фирмы-перевозчика ООО «Континел-Транс» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина общества заключается в невыполнении обязанностей ст.89 Таможенного кодекса ЕАЭС, предусматривающих предоставление достоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.

Какие-либо изменения (в части несоответствия веса брутто товара) или обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика за погрузкой товара в транспортное средство, в товаросопроводительные документы внесены не были.

При этом доводы представителя ООО «Континел-Транс» о том, что товар при погрузке проверялся водителем и был загружен в соответствии с товароспровдительными документами опровергаются пояснениями водителя.

Объяснения представителя ООО «Континел-Транс», данные при административном расследовании, о том, что вес брутто товара - «шины пневматические резиновые для легкового автомобиля, бывшие в употреблении без повреждений, пригодные к эксплуатации» мог увеличиться на 252,5кг, вследствие дождей, суд находит неубедительными.

Факт совершения перевозчиком административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, и его виновность объективно подтверждается следующими доказательствами: копией товаросопроводительных документов - международной товаротранспортной накладной (CMR), международной товаротранспортной накладной (CMR) б/н от **.**.2020, счет-проформой №** от **.**.2020, актом таможенного досмотра (АТД) №*************, протокол опроса Ю.И., объяснениями Н.С., иными материалами дела.

С учетом изложенного действия ООО «Континел-Транс» судья квалифицирует по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ - как сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии товара на таможенную территорию ЕАЭС путем представления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с разъяснением, приведенным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Приведенные заявителем в жалобе доводы о малозначительности совершенного ООО «Континел-Транс» правонарушения являются неубедительными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Вместе с тем таких исключительных обстоятельств из материалов дела не усматривается. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Указание в жалобе на положения статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), (заключена в г. Женеве 19.05.1956), как на нормы, исключающие обязанность перевозчика проверять точность записей сделанных в накладной относительно веса товара, не может быть принято во внимание, поскольку Конвенция КДПГ регулирует гражданско-правовые отношения между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, и не распространяется на административно-властные отношения с участием таможенных органов. Таким образом, Конвенция КДПГ не освобождает перевозчика от соблюдения таможенных правил, установленных законодательством Таможенного союза.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, совершение однородного административного правонарушения в течение года /л.д.87/, суд считает необходимым назначить перевозчику наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.16.1, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать фирму – перевозчика общество с ограниченной ответственностью «Континел-Транс», виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения –

- шины пневматические для легковых автомобилей, б/у, со следами эксплуатации (потертости, частицы песка в протекторе, износ протектора, следы установки на диски, повреждения саморезами и гвоздями, наличии небольшого количества воды): <данные изъяты>. Всего изъято шин - 23 штуки, общим весом брутто 252,5 кг., находящихся на ответственном хранение в ООО «Транзит-Терминал» (Псковская область, Пыталовский район, дер. Уболенка)

Возложить на Псковскую таможню обязанность по передаче конфискованного имущества в МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья В.В.Куликова