ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1454/21 от 09.06.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

№ 5-1454/21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сочи 09 июня 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края В.Ю. Орехов (Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Горького, 20, кабинет ), рассмотрев в помещении Центрального районного суда г. Сочи, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», поступившего из прокуратуры Хостинского района гор. Сочи, в отношении должностного лица – начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1, зарегистрированного (проживающего) по <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением прокуратуры Хостинского района г. Сочи от 08.04.2021г. на основании ч.1 ст.28.4 КРФобАП, возбуждено дело об административном правонарушении, по ст. 17.7 КРФобАП, в отношении должностного лица – начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1.

Как следует из представленных материалов дела, 05.04.2021 в 09ч. 30мин. по ул. Курортный проспект в г. Сочи выявлено, что в период времени с 24.03.2021 по 02.04.2021 начальник управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи ФИО1, находясь по адресу: <...> д. путем не проведения и (или) не организации проведения должностными лицами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи проверки доводов обращения ФИО2 о самовольном строительстве многоквартирного дома под видом индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: г. <адрес>, предназначенного для индивидуальной жилой застройки, на основании требования прокурора от 23.03.2021, умышленно не выполнил законные требования прокурора, установленные ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при следующих обстоятельствах.

Так, 11.03.2021 в прокуратуру района поступило обращение ФИО2, из содержания доводов которого в том числе следовало, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301007:77 возобновились строительные работы. Заявитель полагает, что возводится многоквартирный дом, с нарушением градостроительного и земельного законодательства.

В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В п. 1 ст. 21 казанного Федерального закона определено, что предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Руководствуясь указанными нормами закона, 23.03.2021 прокуратурой района в адрес администрации г. Сочи направлено обращение ФИО2 для проведения проверки, соблюдения градостроительного и земельного законодательства, соблюдению Правил землепользования и застройки на земельном участке с кадастровым номером , путем организации соответствующих контрольных мероприятий. О результатах проверки, с приложением копий документов подтверждающих факты и доводы предложено сообщить в прокуратуру района не позднее 02.04.2021г.

Между тем, 30.03.2021 за исходящим номером 1950/36.01-16 начальником управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи представлена в прокуратуру района информация, содержащая сведения о ранее проведенных проверках, в которой также указано, что в силу ст. 54 Градостроительного кодекса РФ и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 №1245 «О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края» полномочиями по осуществлению контроля за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства на территории Краснодарского края наделен департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.

Иной информации и документов, касающихся исполнения вышеуказанного требования прокурора от 23.03.2021 в прокуратуру района до 09ч.30мин. 05.04.2021 не поступило.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Статьей 72 Земельного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт.

Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом

Цели и задачи муниципального земельного контроля, полномочия органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля, порядок его осуществления на территории Краснодарского края закреплены Законом Краснодарского края от 04.03.2015 №3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края».

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч.ч. 4,6 ст. 10 указанного закона основными целями и задачами муниципального земельного контроля являются в том числе: предупреждение и пресечение фактов самовольного строительства; принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований земельного законодательства; принятие мер по устранению последствий нарушений, выявленных в ходе проведения проверочных мероприятий муниципального земельного контроля.

Должностные лица органов муниципального земельного контроля имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки; запрашивать и безвозмездно получать информацию и документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан; выдавать в пределах полномочий предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства; возбуждать дела об административных правонарушениях, выявленных при осуществлении муниципального земельного контроля.

При выявлении фактов нарушений земельного законодательства должностным лицом органа муниципального земельного контроля выдается предписание об устранении земельного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ уведомления о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, направляются в орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки органом, выявившим такую постройку, в том числе уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль.

Правовой механизм взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления определен распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2018 № 352-р «О мерах по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории Краснодарского края».

Указанным распоряжением установлен порядок действий органа местного самоуправления, который предполагает рассмотрение органом уведомлений о выявлении самовольной постройки, поступивших, в том числе от уполномоченного органа муниципального земельного контроля, и принятие решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

В соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 30.12.2013 №2940 к числу полномочий уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля органа администрации, в том числе относится: предупреждение и пресечение самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства или использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю; предупреждение и пресечение незаконного изменения правового режима земельных участков.

Таким образом, должностные лица органа муниципального земельного контроля администрации г. Сочи наделены полномочиями по выявлению и пресечению нарушений требований земельного законодательства, в том числе требований, установленных правилами землепользования и застройки при строительстве объектов недвижимости (в частности проверять наличие разрешения, соблюдение этажности, отступов от границ смежного земельного участка и др.), требований документации по планировке территории.

Законодателем предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по ст. 17.7 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При таких обстоятельствах в действиях должностного лица – начальника управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, осуществляющего руководство деятельностью управления, усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела помощник прокурора Хостинского района г. Сочи Носевич Р.В., участвующий при рассмотрении дела поддержал постановление о возбуждении дела о привлечении начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КРФобАП и просил назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере.

При рассмотрение дела, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу - начальник управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1 по доверенности ФИО3 возражал против доводов, изложенных в постановление о возбуждении дела о привлечении начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КРФобАП, пояснил, что у управления отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки в рамках муниципального земельного контроля в отношении объекта который возводится на основании согласованного уведомления о планируемом строительстве и в отношении которого не предоставлены данные, подтверждающие нарушение обязательных требований, в связи с чем, довод постановления о непринятии мер по проведению проверки считает необоснованным. Так же, пояснил, что согласно порядку проведения осмотра зданий, сооружений на территории города Сочи, утвержденному решением Городского Собрания Сочи, уполномоченными органами на проведение такого осмотра являются администрации внутригородских районов, а не управление муниципального земельного контроля. Так же, соответствующего уведомления в отношении объекта на земельном участке в управление муниципального земельного контроля не поступало, основания для проведения проверки отсутствовали. Кроме тоге, в рамках исполнения требования, с целью получения сведений о параметрах возводимого объекта специалистами управления совместно со специалистами МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана» 07.04.2021 совершен совместный выезд на участок, по результатам выезда подготовлена схема расположения объекта в соответствии с которой площадь застройки возводимого объекта не превышает установленные параметры. Таким образом, считает, что действия ФИО1 совершались в соответствии и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Представил суду и просил приобщить к материалам дела письменные возражения с приложением документов подтверждающих доводы в возражениях, согласно которому просит прекратить производство по делу в отношении ФИО1 по ст.17.7 КРФобАП за отсутствием события административного правонарушения. Вместе с тем, при рассмотрении дела, на основании вышеизложенных доводов, просил прекратить производство по делу в отношении ФИО1 по ст.17.7 КРФобАП за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Изучив представленные прокуратурой материалы дела с постановлением о возбуждении дела, выслушав прокурора и представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, суд находит, что в действиях начальник управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КРФобАП, по следующим основаниям.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат выяснению обстоятельствам в частности виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КРФобАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КРФобАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Так, вина начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1, в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КРФобАП подтверждается материалами административного дела, в частности: Постановлением прокуратуры Хостинского района г. Сочи от 08.04.2021г. о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 17.7 КРФобАП в отношении ФИО1, рапортом помощника прокурора района Посевина Р.В., обращением ФИО2, письмом от 07.04.2021г. о направлении для рассмотрения обращение, письменным объяснением начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1, информационное письмо от 30.03.2021 за исходящим номером начальника управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, содержащая сведения о ранее проведенных проверках и другими материалами дела.

В соответствии со ст. 17.7 КРФобАП, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом установлено, что начальник управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1 умышлено не выполнил законные требования должностного лица (прокурора), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что в действиях начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1 имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного 17.7 КРФобАП, а именно умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Позицию представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, в части отсутствия состава административного правонарушения и как указано в письменных возражениях, отсутствия события административного правонарушения, суд расценивает как необоснованный способ защиты и желание уйти от ответственности за совершенное административное правонарушение, так как событие и состав административного правонарушения судом установлен исходя из перечисленных доказательств в материалах дела, достоверность и допустимость данных доказательств сомнений у суда не вызывают.

При назначении административного наказания, судья принимает во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства допущенного правонарушения, данные о лице, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность вину, в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КРФобАП, которых по делу не установлено.

Оснований в соответствии со ст. 2.9 КРФобАП для признания административного правонарушения малозначительным, судьей не усматривается и ходатайств в этой части сторонами, заявлено не было.

Таким образом, учитывая изложенное, суд считает возможным назначить должностному лицу наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 17.7 КРФобАП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – начальника управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи ФИО1, виновным в совершении административного правонарушениях, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

Реквизиты администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации – прокуратуры Краснодарского края: получатель штрафа: УФК по Краснодарскому краю (прокуратура Краснодарского края л/с <данные изъяты>

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указать, что взыскателем по настоящему делу является (Прокуратура Хостинского района гор. Сочи) расположенное по адресу <...>.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Копию постановления вручить или направить сторонам.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток, в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края, со дня его вынесения.

Судья В.Ю. Орехов