Дело № 5-30/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Крымск «15» февраля 2021 года
Судья Крымского районного суда Краснодарского края Петенко С.В.,
рассмотрев поступивший из Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) административный материал в отношении Государственного унитарного предприятия <адрес> «Кубаньводкомплекс», ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступило дело об административном правонарушении в отношении Государственного унитарного предприятия <адрес> «Кубаньводкомплекс», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заместителем начальника Новороссийского территориального отдела Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору, при сверке Единого государственного реестра опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что опасный производственный объект (сеть газораспределения по адресу: <адрес>, не зарегистрирован в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации за Государственным унитарным предприятием <адрес> «Кубаньводкомплекс», или иной организацией, имеющей документы, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий сооружений, на (в) которых размещены опасные производственные объекты.
Данное правонарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Заместитель начальника Новороссийского территориального отдела Ростехнадзора ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд поступило ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.
В судебное заседание директор Государственного унитарного предприятия <адрес> «Кубаньводкомплекс» не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также пояснения по протоколу об административном правонарушении, согласно которых с выводами, изложенными в протоколе не согласен, так как ГУП КК «Кубаньводкомплекс» не является собственником и иным владельцем сети газораспределения.
Исследовав представленный суду административный материал, суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, при рассмотрении материалов, поступивших в Северо – Кавказское управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) из АО «Газпром газораспределение Краснодар» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № и11-01-06/3015, выявлены нарушения, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут, при сверке Единого государственного реестра опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что опасный производственный объект сеть газораспределения по адресу: <адрес>, не зарегистрирован в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации за Государственным унитарным предприятием <адрес> «Кубаньводкомплекс», или иной организацией, имеющей документы, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий сооружений, на (в) которых размещены опасные производственные объекты.
В соответствии с ч. ч. 2, 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
В силу указанных нормативных правовых актов лицом обязанным производить регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре, является лица, осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
Такими лицами признаются, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта - техническое обслуживание.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что Государственное унитарное предприятие <адрес> «Кубаньводкомплекс» осуществляет эксплуатацию имущественного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>. При этом, согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с собственником имущества ОАО «Банк «Народный кредит» и акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору, сеть газораспределения ГУП КК «Кубаньводкомплекс», не передавалась.
Из изложенного следует, что опасный производственный объект - сеть газораспределения по адресу: <адрес>, в законном владении ГУП КК «Кубаньводкомплекс» не находится.
В силу п. 4 приложения 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, в отношении газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления к опасным производственным объектам отнесены предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаль.
Полученные ГУП КК «Кубаньводкомплекс» по договору аренды в пользование помещение котельной и наружный газопровод низкого давления, соединяющий котельную с ШРП, не являются опасными производственными объектами, в отношении которых необходимо лицензирование, страхование и внесение в реестр опасных производственных объектов.
Более того, данные объекты не отражены в протоколе по делу об административном правонарушении.
Опасным производственным объектом является только ШРП, предназначенный для снижения давления газа со среднего и поддержания его на заданных уровнях.
В соответствии с пп. «г» п. 4 Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, отдельно стоящие газорегуляторные пункты входят в состав газораспределительной сети.
Аналогично в п. 7 технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что «сеть газораспределения» - это единый производственно-технологический комплекс от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий); «сеть газопотребления» - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
Соответственно, ГУП КК «Кубаньводкомплекс», осуществляющее эксплуатацию газоиспользующего оборудования - котельной, является потребителем газа, газопровод низкого давления между котельной и ШРП является сетью газопотребления, а ШРП входит в состав газораспределительной системы (сети).
В п. 3 указанных Правил охраны газораспределительных сетей также приводится понятие эксплуатационной организации газораспределительной сети - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.
Таким образом, исходя из приведенных нормативных правовых актов, ГУП КК «Кубаньводкомплекс», поскольку оно является потребителем газа и не оказывает услуги, связанные с подачей газа другим потребителям, общество не может признаваться эксплуатационной организацией газораспределительной сети и, соответственно, организацией, осуществляющей эксплуатацию опасного объекта.
Так, ДД.ММ.ГГГГ, между АО «Газпром газораспределение Краснодар» и ГУП КК «Кубаньводкомплекс» заключен договор технического обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ№.1-33/18-2д/19, срок действия договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности договора от ДД.ММ.ГГГГ № ТФ 11.1-33/18-2д/19, в характеристиках газопровода сети газораспределения по адресу: <адрес>, рабочее давление поставлено 0,002 МПа.
Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что факт нарушения был выявлен должностным лицом Северо - Кавказского Управления Ростехнадзора при проведении анализа сведений, содержащихся в комплексной системе информатизации. Сведений о том, что должностные лица выезжали по месту расположения опасного производственного объекта, не имеется.
При этом, в деле отсутствуют правоустанавливающие документы, бесспорно подтверждающие факт осуществления ГУП КК «Кубаньводкомплекс» деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта по названному адресу.
Установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для вывода о наличии в действиях ГУП КК «Кубаньводкомплекс» состава вмененного административного правонарушения, так как по утверждению ГУП КК «Кубаньводкомплекс», данное юридическое лицо не является собственником или иным владельцем сети газораспределения по адресу: <адрес>, ее эксплуатацию не осуществляет, техническое обслуживание обеспечивается АО «Газпром газораспределение Краснодар», в рамках заключенного договора.
В соответствии с ч.1,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного унитарного предприятия <адрес> «Кубаньводкомплекс», ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в <адрес>вой суд, либо через Крымский районный суд.
Судья С.В. Петенко