ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1466/20 от 06.10.2020 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1466/2020, 51RS0002-01-2020-004324-69

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

6 октября 2020 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении:

акционерного общества «Норд Вест Флот Компани» (далее – АО «Норд-Вест Ф.К.»), ***

У С Т А Н О В И Л:

На *** таможенный пост Мурманской таможни (адрес***) *** декларантом АО «Норд Вест Флот Компани» в электронном виде подана декларация на товары (далее – ДТ), зарегистрированная таможенным органом под №***.

В указанной декларации заявлен товар ***

Данный товар, помещался под таможенную процедуру реимпорта (***), в связи с чем, в соответствии со ст.236 ТК ЕАЭС в отношении указанного товара подлежат соблюдению запреты и ограничения, а именно согласно пп. 10 ст. 2 ТК ЕАЭС применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от ***, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно–санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов Союза.

В частности, заявленный декларантом товар, в соответствии с кодом *** ТН ВЭД ЕАЭС, подпадает под действие технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее – ТР ЕАЭС 040/2016), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 №162, и в отношении данного товара применяются запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.

Одновременно с подачей таможенной декларации на *** таможенный пост Мурманской таможни декларантом – АО «Норд Вест Флот Компани» было представлено заключение о результатах ветеринарно–санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору №*** от ***.

Согласно представленному заключению и на основании результатов лабораторных исследований продукция (товар) признана безопасной в ветеринарно–санитарном отношении. Принято решение направить продукцию на экспорт (страны ЕС). В соответствии с требованиями Регламентов стран ЕС срок хранения 24 месяца только для стран ЕС. Реализация на территории ЕАЭС запрещена.

В соответствии с ТР ЕАЭС 040/2016, технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

Исходя из изложенного выше, запреты и ограничения в виде мер технического регулирования, установленные правом Союза, не соблюдены в отношении товара *** сведения о котором заявлены в таможенной декларации №***.

По результатам таможенного контроля при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта (ИМ-60), административный орган пришел к выводу, что декларантом АО «Норд-Вест Ф.К.» не были соблюдены установленные правом Союза запреты и ограничения в виде мер технического регулирования, поскольку не представлена ветеринарно-санитарная экспертиза, соответствующая требованиям ТР ЕАЭС 040/2016.

По данному факту административным органом *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, который *** поступил на рассмотрение в Первомайский районный суд г.Мурманска.

В судебном заседании *** защитник АО «Норд-Вест Ф.К.» Биргет О.А. и *** ФИО1 возражали против привлечения общества к административной ответственности, просили прекратить производство по делу. Защитник Биргет О.А. пояснила, что документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, представлены ею к ходатайству, а именно копия решения арбитражного суда *** области №***, копия решения *** Областного суда по аналогичному вопросу от ***№***. Все сомнения по делу просила толковать в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Товара нет. Действия таможенного органа, а именно решение об аресте и отказе в выпуске товара признаны незаконными. После признания отказа в выпуске рыбопродукции незаконным, подали новую декларацию, с экспертизой.

Представитель административного органа Мурманской таможни ФИО2 в судебном заседании *** указал, что для соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру реимпорт общество обязано было представить ветеринарно-санитарную экспертизу, соответствующую требованиям ТР ЕАЭС 040/2016. АО «Норд Вест Флот Компании» представили экспертизу, однако данный документ гласит, что он соответствует требованиям регламентов стран Европейского Союза, в нем указано, что реализация на территории ЕАЭС запрещена. Комитет по ветеринарии по *** области своим письмом разъяснил, что продукция, которая была заявлена в данной декларации, не соответствует требованиям технического регламента ТР ЕАЭС 040/2016, так как срок годности 8 месяцев с момента изготовления, установленный производителем для реализации на территории РФ, истек. Свободное обращение данной продукции на территории ЕАЭС невозможно.

Таможенная процедура реимпорта предусматривает, в случае выпуска товаров, наделение декларируемых товаров статусом товаров Союза. В связи с чем, данные товары могут быть отчуждены, реализованы, то есть вступает в действие вещное право, однако Комитет по ветеринарии *** области запретил свободное обращение данной продукции на территории ЕАЭС. У Мурманской таможни не было правовых оснований для выпуска данных товаров. Из этого следует, что заключение по результатам ветеринарно - санитарной экспертизы не подтверждает соблюдение АО «Норд Вест Флот Компании» запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию ЕАЭС. Полагает, что событие имело место быть, состав доказан материалами дела. Позиция таможенных органов по данному делу доведена обществу ранее, однако оно продолжает действовать также, помещая рыбопродукцию под реимпорт.

В материалах дела представлено письмо комитета по ветеринарии *** области, которое разъясняет АО «Норд Вест Флот Компани», что они вправе переработать продукцию на территории ЕАЭС, после получения разрешения Мурманской таможни. Для этих мероприятий общество имело право обратиться в Мурманскую таможню, с заявлением о выдаче разрешения на переработку товаров на территории ЕАЭС, но они все равно должны провести экспертизу, в которой должно быть указано, что разрешено переработать эти товары. Тогда Мурманская таможня сможет контролировать эти товары.

Представитель административного органа Мурманской таможни ФИО3 в судебном заседании *** и *** пояснил, что в *** года поступил груз двумя партиями товаров. На эти партии товаров АО «Норд Вест Флот Компани» поданы две декларации, по которым товар помещен под процедуру реимпорта. При проверке документов установлено, что разрешительных документов, для помещения товаров под заявленную процедуру, нет.

Таможенный орган полагал, что необходимо предоставить заключение санитарно-ветеринарной экспертизы, которое не было представлено.

В связи с несоблюдением запретов и ограничений при подаче первых деклараций Мурманской таможней были возбуждены два дела по ст.16.3 КоАП РФ, в выпуске товара отказано.

По результатам рассмотрения первых дел по ст.16.3 КоАП РФ АО «Норд Вест Флот Компани» признан виновным. Постановления оставлены без изменения решениями *** областного суда.

Одновременно АО «Норд Вест Флот Компани» обжалует решение таможни об отказе в выпуске рыбопродукции. По результатам обжалования первое решение таможни признано незаконным *** судом *** области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией.

В виду указанного, в *** года АО «Норд Вест Флот Компани» на тот же самый товар подает две новые декларации. Но при этом, в качестве подтверждения соблюдения запретов и ограничений прикладывает заключение санитарно-ветеринарной экспертизы от ***, которое фигурирует в настоящем деле. Мурманская таможня считает, что эта экспертиза позволяет оформить груз в режиме экспорта, но не позволяет оформить его в режиме реимпорта. Поэтому Мурманская таможня полагает, что по вторым декларациям также не соблюдены запреты и ограничения, в связи с чем возбуждены два новых дела по ст. 16.3 КоАП РФ в отношении АО «Норд Вест Флот Компани» и в отношении той же рыбопродукции.

Постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска, оставленным без изменения судьей *** областного суда, производство по делу прекращено. Одновременно общество обжалует второе решение Мурманской таможни об отказе в выпуске товара и решением Арбитражного суда *** области второй отказ в выпуске признается незаконным.

Судьей *** суда *** и судьей *** Областного суда в обоснование прекращения производства по делу по ст.16.3 КоАП РФ указано, что действия по отказу Мурманской таможни в выпуске товара по первым двум декларациям признаны незаконными, следовательно, непредставление документов о соблюдении запретов и ограничений вынужденно, поскольку вызвано неправомерными действиями Мурманской таможни по отказу в выпуске товаров.

При этом судья Арбитражного суда *** в деле №***, удовлетворяя жалобу АО «Норд Вест Флот Компани», ссылается на решения судьи *** суда ***№***, №***, которым производство по делу прекращено. В это время Мурманская таможня обжалует в кассационном порядке решение Арбитражного суда *** области №*** о признании незаконным отказа в выпуске первой декларации, и по результатам рассмотрения кассационной жалобы решения Арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело возвращено на новое рассмотрение. При этом *** в связи с отказом административного истца АО «Норд Вест Флот Компани» от административного иска производство по делу №*** прекращено. То есть отказ в выпуске товара по январской декларации является законным и обоснованным.

Решения таможни по вторым сентябрьским декларациям по ст.16.3 КоАП РФ Мурманской таможней обжалованы, дело находится на рассмотрении.

В *** года на те же самые партии товаров в третий раз подаются новые декларации. В качестве подтверждения соблюдения запретов и ограничений прикладывается то же самое заключение санитарно-ветеринарной экспертизы, что и в *** года. Мурманская таможня повторно говорит о том, что данный документ не позволяет поместить товар под заявленную процедуру реимпорт.

Мурманская таможня, исследовав декларации от ***., говорит о том, что предъявленное заключение экспертизы не является подтверждением соблюдения запретов и ограничений, потомучто не позволяет разместить товар под заявленную процедуру реимпорт. Режим реимпорта подразумевает под собой возможность свободного отчуждения указанного товара, в случае выпуска на территорию РФ. Согласно заключению экспертизы этот товар можно поместить только под экспорт. Но реализовывать и использовать этот товар на территории РФ нельзя. Поэтому было возбуждено настоящее дело. Товар задержан и передан в Росимущество, подтверждающие документы имеются в материалах дела.

Общество могло поместить товар под иную процедуру, в том числе под переработку на таможенной территории. При помещении товара под переработку также сохраняется беспошлинный режим ввоза товара. Режим реимпорта под контролем только ветеринаров. Режим переработки товаров подразумевает контроль со стороны таможни, которая можем отследить судьбу рыбопродукции.

Заслушав защитников, представителей административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, обозрев в судебном заседании материалы дел об административных правонарушениях №*** судья находит вину АО «Норд-Вест Ф.К.» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Событие вмененного АО «Норд-Вест Ф.К.» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- определением о возбуждении в отношении АО «Норд-Вест Ф.К.» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 16.3 КоАП РФ от ***№***, в котором должностным лицом Мурманской таможни описаны признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ; (л.д. 1-4)

- копией ЭДТ №*** (ИМ60), в графе 14 которой в качестве декларанта товара указан АО «Норд Вест Флот Компани», в графе 44 декларантом заявлены сведения о заключении Комитета по ветеринарии *** области о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору от ***№*** как о документе, подтверждающем соблюдение обществом запретов и ограничений в виде мер технического регулирования; (л.д.5-6)

- копией заключения о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору, от ***№***, составленного Комитетом по ветеринарии *** области Государственного ветеринарного надзора РФ; (л.д.7)

- копией ответа председателя Комитета по ветеринарии *** области от ***№*** на запрос заместителя начальника Мурманской таможни от ***№***, согласно которому рыбопродукция, в отношении которой составлено заключение от ***№***, не соответствует требованиям ТР ЕАЭС 040/2016, так как срок годности, установленный изготовителем для реализации на территории РФ (8 месяцев со дня изготовления) истек. Заключение не подтверждает соответствие указанной пищевой продукции требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 для целей ее выпуска в свободное обращение на территории Союза, в связи с чем в заключении указано о запрете реализации вышеуказанной продукции на территории ЕАЭС. Свободное обращение продукции на территории ЕАЭС в соответствии с заключением невозможно. Данная партия продукции соответствует требованиям к пищевой рыбной продукции регламентов стран ЕС, как по срокам годности продукции (24 месяца), так и по критериям качества и безопасности стран ЕС; (л.д.8)

- копией письма Комитета по ветеринарии *** области от ***№***, направленного в адрес АО «Норд Вест Флот Компани», из которого следует, что Комитет по ветеринарии *** области не возражает в дополнительной переработке рыбопродукции, указанной в письме, в целях подготовки указанной продукции на экспорт (страны ЕС), с сохранением действующих дат производства и сроков годности, в береговом рыбоперерабатывающем предприятии АО «Норд Вест Флот Компани», под контролем ветеринарных специалистов ГОБВУ «***» и после принятия решения Мурманской таможней в отношении указанного товара. Отходы после дополнительной переработки направить в корм животным под контролем специалистов ГОБВУ «***»; (л.д.9)

- копией выписки из ЕГРЮЛ в отношении АО «Норд Вест Флот Компани»; (л.д.24)

- письмом АО «Норд Вест Флот Компани» от ***, согласно которому обществу известно, что после выпуска товаров в соответствии с процедурой реимпорта, товары остаются подконтрольными Комитету по ветеринарии, со стороны таможенного органа ограничения снимаются; в соответствии с информацией на товаре, указанной на маркировке, срок годности товара составляет 24 месяца со дня изготовления; на момент подачи декларации, остаточный срок годности товара составлял от 26 до 43 суток; обществу известны положения ТР ЕАЭС 040/2016; общество не признает факт вменяемого правонарушения и вину в нем; (л.д.31)

- копией протокола о задержании товаров (***) и документов на них от ***№***, со сроком хранения до ***, переданных на ответственное хранение АО «Норд Вест Флот Компани»; (л.д.51)

- копией актов приема-передачи от ***, от ***; (л.д.53,55)

- копией акта приема-передачи задержанных товаров, не являющихся предметами административных правонарушений от ***, согласно которому товар (***) передан в отдел реализации арестованного, конфискованного и иного имущества Межрегионального территориального управления Росимущества в *** (л.д.56)

- копией акта об истечении сроков хранения задержанных товаров от ***№***, согласно которому срок хранения товаров, задержанных по протоколу задержания №*** от ***, находившихся у АО «Норд Вест Флот Компани» и помещенных на хранение *** на склад АО «Норд Вест Флот Компани» по адресу : ***, на основании акта приема-передачи от *** истек ***; (л.д.50)

- сведениями о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного законодательства; (л.д.67)

- протоколом об административном правонарушении №*** от *** в отношении АО «Норд-Вест Флот Компани», в котором зафиксировано событие инкриминируемого правонарушения; (л.д.68-71), а также иными документами, представленными в административном деле.

Оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ представленные таможенным органом доказательства, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, нахожу совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении достаточной для установления наличия события административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.

Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)

Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. (подпункт 27)

Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. (подпункт 35)

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. (подпункт 41)

Подпунктом 10 статьи 2 ТК ЕАЭС определено понятие запретов и ограничений, а именно, запреты и ограничения – это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о Союзе), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно–санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов Союза.

Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения, в том числе о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 № 257 утвержден Порядок заполнения декларации на товары и форма декларации на товары.

В соответствии с подпунктом 29, 42 пункта 15 указанного порядка, в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары, указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

В графе 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ, в том числе номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.

Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно части 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров Союза, за исключением ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура временного вывоза или таможенная процедура переработки вне таможенной территории и которые являются товарами, указанными в подпункте 1 пункта 3 статьи 176 настоящего Кодекса, либо продуктами их переработки (ч.3 ст. 235 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 236 ТК ЕАЭС, одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией или законодательством государств-членов Союза в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25.12.2012 установлено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Подпунктом «д» пункта 4 указанного Положения предусмотрено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру реимпорта.

Товар «***, код товара в соответствии с ТН ВЭД ФИО4, задекларированный АО «Норд-Вест Ф.К.» в ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта, попадает под действие Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 №162, в отношении данного товара применяются запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.

Пунктом 4 ТР ЕАЭС 040/2016 определены понятия для целей его применения, которые означают, что «непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения» – это пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, не прошедшая переработку (обработку); «переработка (обработка)» – термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.

Исходя из приведенных понятий товар, задекларированный в ДТ №***, является ***.

Согласно пункту 8 ТР ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция выпускается в обращение на территории Союза при ее соответствии требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла оценку соответствия согласно разделу XI «Оценка соответствия пищевой рыбной продукции» ТР ЕАЭС 040/2016.

На основании пункта 80 раздела XI ТР ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция перед выпуском в обращение на территории Союза (Евразийского экономического союза) подлежит оценке соответствия.

Согласно подпункту «в» пункта 81 ТР ЕАЭС 040/2016 оценка соответствия пищевой рыбной продукции, требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, проводится в форме ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения.

Пунктом 86 ТР ЕАЭС 040/2016 установлено, что проведение ветеринарно–санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения и оформление ее результатов осуществляются в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР №***) в части ветеринарно–санитарной экспертизы.

В судебном заседании установлено, что декларантом АО «Норд Вест Флот Компани» в электронном виде была подана декларация на товары, зарегистрированная таможенным органом под №***.

В ДТ №*** заявлен товар №***: «*** код товара в соответствии с ТН ВЭД ФИО4.

Заявленный товар, помещался под таможенную процедуру реимпорта (ИМ 60).

Заявленный декларантом товар в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС, подпадает под действие технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее – ТР ЕАЭС 040/2016), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162, в отношении данного товара применяются запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.

Одновременно с подачей декларации на *** таможенный пост Мурманской таможни декларантом – АО «Норд Вест Флот Компани» было представлено заключение о результатах ветеринарно–санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору №*** от ***.

Согласно представленному заключению на основании результатов лабораторных исследований продукция (товар) признана безопасной в ветеринарно–санитарном отношении. Принято решение направить продукцию на экспорт (страны ЕС). В соответствии с требованиями Регламентов стран ЕС срок хранения 24 месяца – только для стран ЕС. Реализация на территории ЕАЭС запрещена.

Согласно преамбуле технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее – ТР ЕАЭС 040/2016), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162, настоящий технический регламент разработан в соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свобод

Пунктом 2 раздела I ТР ЕАЭС 040/2016 установлено, что настоящий технический регламент распространяется на пищевую рыбную продукцию, выпускаемую в обращение на территории Союза (Евразийского экономического союза).

С учетом изложенного, запреты и ограничения в виде мер технического регулирования, установленные правом Союза, не соблюдены в отношении товара «*** (код ТН ВЭД ЕАЭС товара ***), сведения о котором заявлены в декларации №***.

Факт несоблюдения запретов и ограничений в виде мер технического регулирования подтверждается также письмом Комитета по ветеринарии *** области от ***№*** (л.д.8).

В пункте 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) приведено понятие выпуска продукции в обращение, которое означает поставку или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «выпуск товаров» – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В связи с несоблюдением запретов и ограничений, выразившихся в непредоставлении ветеринарно–санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 040/2016, и соответственно условий помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 236 ТК ЕАЭС, *** таможенным постом на основании подпункта 1, 9 пункта 1 статьи 125 ТК ФИО4 принято решение об отказе в выпуске товара, помещаемого декларантом АО «Норд–Вест Ф.К.» под таможенную процедуру реимпорта по декларации №***.

Согласно протоколу от *** декларируемый товар был задержан и передан на ответственное хранение декларанту, затем ***, задержанный товар, не являющийся предметом административного правонарушения, передан в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в ***, о чем составлен акт от ***№***.

Таким образом в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта, декларантом АО «Норд–Вест Ф.К.» не были соблюдены установленные правом Евразийского Экономического Союза запреты и ограничения в виде мер технического регулирования, ветеринарно – санитарная экспертиза, отвечающая требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 для целей выпуска товара в свободное обращение на территории ЕАЭС не представлена.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, прихожу к выводу о признании АО «Норд-Вест Ф.К.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные таможенным органом доказательства, достоверно свидетельствуют о том, что *** при заявлении в графе 44 декларации №*** (ИМ 60) сведений о заключении по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору от ***№*** как о документе, подтверждающем соблюдение декларантом запретов и ограничений при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по декларации №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта (ИМ-60), установленные правом Союза в виде мер технического регулирования, АО «Норд-Вест Ф.К.» обладало информацией о том, что заключение по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору от ***№*** не соответствует требованиям ТР ЕАЭС 040/2016, и следовательно достоверно знало о несоблюдении установленных правом Союза запретов и ограничений в виде мер технического регулирования. О том, что исследуемая продукция признана безопасной в ветеринарно-санитарном отношении только для стран Европейского Союза, прямо указано в заключении (л.д.7).

Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

АО «Норд-Вест Ф.К.» являясь декларантом товаров, имело возможность соблюсти таможенное законодательство, а именно с учетом истечения срока годности продукции на территории ЕАЭС поместить товар под иную таможенную процедуру, в частности под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

В материалах дела представлено письмо Комитета по ветеринарии *** области от ***, которое разъясняет АО «Норд Вест Флот Компани», что они вправе переработать продукцию на территории ЕАЭС, после принятия Мурманской таможней решения в отношении товара и под контролем ветеринарных специалистов ГОБВУ «***».

Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, связанной с экспортом рыбной продукции, общество имело право и реальную возможность до момента подачи в административный орган декларации в отношении возращенного товара совершить действия, направленные на соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, помещенного под процедуру реимпорта, однако не предприняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных таможенным законодательством, за нарушение которых ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом таможенных обязанностей, предусмотренных ст.ст.84, 236 ТК ЕАЭС, пунктов 8,80,81,86 ТР ЕАЭС 040/2016 не установлено. Вступая в таможенные правоотношения, АО «Норд-Вест Ф.К.» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля организации. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от Общества в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, правонарушение было бы предотвращено.

Таким образом, в действиях АО «Норд-Вест Ф.К.» установлен состав административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта (ИМ-60), установленных правом Союза запретов и ограничений в виде мер технического регулирования, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Действия правонарушителя квалифицирую по ст. 16.3 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, АО «Норд-Вест Ф.К.» не представлено.

Доводы защиты об отсутствии вины общества в допущенном правонарушении со ссылкой на решение Арбитражного суда *** области от ***№*** которым отказ Мурманской таможни в выпуске рыбопродукции по причине нарушения декларантом условий испрашиваемой таможенной процедуры и установленных Союзом запретов и ограничений, ввиду отсутствия в поданных декларациях сведений о навеске товара и ветеринарно-санитарной экспертизы, оформленных решениями от ***, признан незаконным как несоответствующий ТК ЕАЭС, не может быть принят во внимание, поскольку данное решение не вступило в законную силу и в настоящее время обжаловано в тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Более того решение Арбитражного суда *** области от ***№***, которым признаны незаконными как несоответствующие ТК ЕАЭС, Техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ***№***, действия Мурманской таможни, выразившиеся в отказе АО «Норд Вест Ф.К.» в выпуске той же рыбопродукции ***, отменено постановлением Арбитражного суда *** от ***№***, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд *** области. Определением Арбитражного суда *** области от ***№*** производство по делу прекращено ввиду отказа истца от иска.

Таким образом на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении АО «Норд Вест Ф.К.» первоначальный отказ Мурманской таможни в выпуске рыбопродукции от *** является законным, решение Арбитражного суда *** области от ***№***, которым отказ Мурманской таможни в выпуске той же рыбопродукции от *** при повторной подаче деклараций и помещении рыбопродукции под процедуру реимпорта признан незаконным, не вступило в законную силу, в связи с чем не имеет правового значения для рассматриваемого дела. Отказ Мурманской таможни в выпуске рыбопродукции при подаче декларации *** и помещения рыбопродукции под процедуру реимпорта в третий раз, на момент рассмотрения дела не оспорен в установленном законом порядке.

Постановления судьи *** суда *** от ***№***, оставленным без изменения судом решением апелляционной инстанции ***№***, несмотря на то, что предметом оценки данных судебных актов являлось то же заключение Комитета по ветеринарии *** области о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору от ***№***, не имеют преюдициального значения в рассматриваемом деле, поскольку в основу постановления о прекращении производства по делу №*** положено решение Арбитражного суда *** области от ***№*** о признании незаконными действий Мурманской таможни, выразившихся в отказе АО «Норд Вест Ф.К.» в выпуске той же рыбопродукции ***, которое в настоящее время отменено постановлением Арбитражного суда *** от ***№***, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд *** области и при новом рассмотрении определением Арбитражного суда *** области от ***№*** производство по делу прекращено ввиду отказа истца от иска.

Иных доводов, способных повлечь освобождение юридического лица от административной ответственности, стороной защиты не заявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Назначая наказание, учитываю характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, факт привлечения АО «Норд-Вест Ф.К.» к административной ответственности за однородные правонарушения, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, отсутствие, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, что следует из материалов дела, а также тот факт, что меры обеспечения производства по делу не принимались, товар не изымался, прихожу к выводу о применении в отношении общества наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, так как данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оно соразмерно содеянному.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.5, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Норд Вест Флот Компани» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек без конфискации предмета административного правонарушения.

Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

***

***

***

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского

районного суда города Мурманска М.С. Дурягина