ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1466/2021 от 09.04.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Резолютивная часть оглашена **.**.2021 года

Дело № 5-1466/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

**.**. 2021 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/ СИА «МОТОРС» <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, ранее привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,

УСТАНОВИЛ:

**.**.2020 года должностным лицом Псковской таможни в отношении фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Определением от **.**.2020 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.

Представитель фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС», при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя юридического лица.

Представитель Псковской таможни, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя таможенного органа не заявил.

В связи с изложенным, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии указанных лиц.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Согласно подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

В силу п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик, среди прочих документов и сведений, указанных в данной статье, представляет таможенному органу также сведения: о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); о наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; об идентификационных номерах контейнеров.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о ввезенных товарах.

При этом, согласно Примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Как следует из материалов дела, **.**.2020 года на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки «D», регистрационный номер №*, VIN: №*, с полуприцепом марки «K», регистрационный номер №*, VIN: №*, следующие под управлением <данные изъяты>О.В., **.**.**** года рождения, место рождения: <данные изъяты>, место жительства: <адрес>, паспорт <данные изъяты>, тел.: <данные изъяты>, место работы: SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС», <данные изъяты>, должность – водитель.

Международная перевозка осуществлялась фирмой-перевозчиком SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС». Состав вышеуказанных транспортных средств следовал из Латвии в Россию.

Отправитель товара: «P», <адрес>.

Получатель товара: ООО «L», ИНН №*, адрес: <адрес>.

На таможенном посту МАПП Бурачки Псковской таможни было зарегистрировано сообщение о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза №*.

При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза водитель фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» О.В. представил на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни следующие товаросопроводительные документы: CMR №* от **.**.2020 года, П-Фактуру №* от **.**.2020 года.

Документы и сведения представлялись в соответствии со статьями 88, 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно представленным товаросопроводительным документам, в вышеуказанном транспортном средстве должен был перемещаться товар – «Мини-ТЭЦ в разобранном виде», в количестве 28 грузовых мест, общим весом брутто 12277 кг.

В соответствии с профилем риска **.**.2020 года было принято решение о проведении 100% таможенного досмотра товаров, в связи с чем было выдано поручение на досмотр №*.

В результате 100% таможенного досмотра (АТД №*), проведенного в присутствии водителя фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/ СИА «МОТОРС» О.В., в соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС, было установлено, что в грузовом отделении транспортного средства фактически перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в товаросопроводительных документах, при этом, общее фактическое количество грузовых мест составило – 27, а общий фактический вес товарной партии брутто составил 12577 кг.

Таким образом, в ходе таможенного досмотра было установлено превышение по весу брутто товарной партии на 300 кг. При этом, какие-либо изменения или обоснованные оговорки в графу №18 (оговорки и замечания перевозчика) CMR в части веса брутто товара внесены не были.

Согласно сведениям, предоставленным руководством фирмы-отправителя товара «P» по запросу таможенного органа, направленного до начала проведения фактического контроля - вес транспортного оборудования, которое не является упаковкой товара, уже включен в вес брутто. Взвешивание паллет не осуществлялось, их вес взят расчетным методом. Ориентировочный вес транспортного оборудования принят, исходя из расчета 300 кг.

Выявив факт сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, **.**.2020 года должностным лицом таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В тот же день, товар: «колено металлической трубы, с маркировкой ****. Страна изготовитель товара не указана» - количеством – 1 шт., весом брутто 379 кг, был изъят в качестве предмета административного правонарушения и помещен на ответственное хранение на склад временного хранения ООО «Т», расположенный по адресу: <адрес>, согласно акту приема-передачи от **.**.2020 года.

Водитель фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» О.В., опрошенный в качестве свидетеля **.**.2020 года, пояснил, что при погрузке товара он присутствовал, грузовые места пересчитал. Комплект товаросопроводительных документов на груз CMR №* от **.**.2020 года, INVOICE №* от **.**.2020 года, был получен им после загрузки товара. Взвешивание транспортного средства с товаром не производилось. Согласно имеющейся CMR, какие-либо отметки в графу 18 CMR не вносились. **.**.2020 года он выехал в направлении таможенного поста МАПП Бурачки. При прибытии на таможенный пост МАПП Бурачки **.**.2020 года он был направлен на взвешивание состава транспортных средств, далее на ИДК. По результатам таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра. По результатам таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении транспортного средства перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в товаросопроводительных документах. Всего в грузовом отделении полуприцепа перемещалось 27 грузовых мест общим весом с учетом деревянных поддонов – 12577 кг, что на 300 кг больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах. При таможенном досмотре он присутствовал, с результатами досмотра согласен. По поводу расхождения веса брутто товара не смог ничего пояснить.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются не только таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, но и международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, договор перевозки устанавливается накладной.

В силу п.1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.

Статьей 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относятся, в том числе: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза.

Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Штамп и подпись перевозчика в накладной свидетельствуют о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Согласно ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Данная обязанность не исключает возможности фактической проверки перевозчиком сведений о весе брутто товара, а при невозможности проверки данных сведений – внесения в накладную соответствующих оговорок.

Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.

Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в том числе и о весе брутто товара, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика.

Также, следует отметить, что обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.

Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно её исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии её выполнить.

С учетом изложенного, перевозчик является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Изучив и проанализировав все обстоятельства дела, прихожу к выводу, что представитель фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС», в лице водителя О.В., присутствующий при погрузке и принимающий груз к международной перевозке, не проявил надлежащую степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.

Так, в судебном заседании установлено, что представитель фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС», в лице водителя О.В., лично присутствовал при погрузке товара в транспортное средство с регистрационными номерами №*/№*, пересчитывал количество грузовых мест, однако, взвешивание транспортного средства с товаром не производилось.

Вместе с тем, как следует из представленных таможенному органу документов, какие-либо изменения или обоснованные оговорки в графу № 18 (оговорки и замечания перевозчика) CMR №* от **.**.2020 года представителем фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС», в лице водителя О.В., которому было известно о том, что взвешивание товара, принимаемого им к международной перевозке, не производилось, внесены не были, в связи с чем, имеющиеся в CMR штамп и подпись перевозчика подтверждают принятие им именно того груза, который указан в товаросопроводительных документах, что, как установлено в ходе таможенного досмотра, не соответствует действительности.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки (статья 3 КДПГ), суд считает установленным, что фирмой-перевозчиком SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС, что выразилось в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, в связи с чем, суд находит вину фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/ СИА «МОТОРС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Вина фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, полностью подтверждается: копиями свидетельств о регистрации транспортных средств и паспорта водителя фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» О.В. (л.д.9-10, 57, 59); копией CMR №* от **.**.2020 года (л.д.11); копией П-Фактуры №* от **.**.2020 года (л.д.12); копией упаковочного листа №* (л.д.13-14); копией информационного листа о взвешивании от **.**.2020 года (л.д.15); копией акта таможенного осмотра №* от **.**.2020 года (л.д.16-17); копией поручения на таможенный досмотр №* от **.**.2020 года (л.д.18); копией требования о предъявлении товаров от **.**.2020 года (л.д.19); копией требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.2020 года (л.д.20); копией уведомления о проведении таможенного досмотра от **.**.2020 года (л.д.21); копией заявления водителя фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/ СИА «МОТОРС» О.В. от **.**.2020 года о даче разрешения на перемещение транспортного средства на приграничный СВХ (л.д.22); копией докладной записки от **.**.2020 года №* о направлении транспортного средства на приграничный СВХ (л.д.23); копиями акта таможенного досмотра №* от **.**.2020 года и протокола определения массы брутто (массы) нетто товара в упаковке (л.д.24-56); копией доверенности SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» №*, выданной водителю О.В. (л.д.58); копией служебной записки от **.**.2020 года №* о направлении транспортного средства на приграничный СВХ (л.д.60); копией докладной записки от **.**.2020 года №* о продлении сроков проведения таможенного досмотра (л.д.61); копией информационного письма «P» от **.**.2020 года (л.д.63); копией докладной записки от **.**.2020 года №* о результатах проведенного таможенного досмотра (л.д.64); протоколом опроса свидетеля О.В. от **.**.2020 года (л.д.66-68); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от **.**.2020 года с фототаблицей (л.д.69-73); актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от **.**.2020 года (л.д.74).

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

При таких обстоятельствах, за совершение настоящего административного правонарушения фирма-перевозчик SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

При назначении наказания, суд, учитывая обстоятельства совершения фирмой-перевозчиком SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» настоящего правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, к которым суд относит повторное совершение фирмой-перевозчиком SIA «MOTORS»/ СИА «МОТОРС» административного правонарушения в области таможенного дела (л.д.89), отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к фирме-перевозчику SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

При назначении фирме-перевозчику SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» административного наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, судом также учитывается и отсутствие в материалах дела сведений о заинтересованности и намерении собственника товара в его получении.

Оснований для освобождения фирмы-перевозчика SIA «MOTORS»/ СИА «МОТОРС» от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Фирму-перевозчика SIA «MOTORS»/СИА «МОТОРС» <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от **.**.2020 года): «колено металлической трубы, с маркировкой ****. Страна изготовитель товара не указана» - количеством – 1 шт., весом брутто 379 кг.

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении на складе временного хранения ООО «Т» по адресу: <адрес>, в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Бондаренко