Дело № 5-1469/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<...> 13 ноября 2018 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Гунгера Ю.В., при секретаре Потаниной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Тюленев А.А., <данные изъяты>
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
09.09.2018 года, около 14:50 часов, Тюленев А.А., находясь в подземном переходе через <адрес>, являясь участником публичного мероприятия, организатором которого являлась З.Т.Н., не выполнил законное требование сотрудников органов внутренних дел (полиции) о недопустимости участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил положения п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Тюленев А.А. в судебном заседании вину в совершении вышеуказанного административного правонарушения не признал, пояснив, что участвовал в демонстрации, присоединился около магазина Океан. У магазина он слышал, как сотрудники полиции говорили о незаконности демонстрации. Далее шел вместе с колонной участвующих в демонстрации, зашел в подземный переход на <адрес>, где был задержан сотрудником полиции. Находясь в подземном переходе, он слышал, что что-то говорили по мегафону. Выйти из перехода он не мог, т.к. было скопление граждан, кроме того, задержан был фактически сразу, как спустился в переход, т.е. времени выйти не было.
Защитник Тюленева А.А. - В.А.А, в судебном заседании пояснила, что демонстрация проведена на законных основаниях. В присутствии Тюленева А.А. сотрудниками полиции какие-либо требования заявлены не были. Позицией Европейского суда установлено, что лицо, участвующее в демонстрации может быть привлечено к ответственности, только в случае нарушения общественного порядка. Демонстрация же проходила без нарушения общественного порядка.
УУП ОУУП и ПДН ОП № 9 УМВД России по г. Омску Д.А.М, в судебном заседании пояснил, что 09.09.2018 года он находился у пешеходного перехода через <адрес>, и посредством громкоговорителя предупреждал участников демонстрации о незаконности проведения данного мероприятия. Считает, что его требования были слышны всем, включая и тех, кто был в подземном переходе. На видеозаписях он видел Тюленева у магазина Океан, где также всем разъяснялось о недопустимости участия в незаконной демонстрации. Тюленев был участником демонстрации на всем протяжении маршрута и был задержан в подземном переходе. Это место и отражено в протоколе. Протокол был составлен на Тюленева за невыполнение требований сотрудников полиции.
Выслушав Тюленева А.А. и его защитника, должностное лицо, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из протокола об административном правонарушении № от 19.09.2018 года (л.д. 1), следует, что 09 сентября 2018 года около 14:50 часов, Тюленев А.А., находясь в подземном переходе через <адрес>, являясь участником несогласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия, (демонстрации) заявленного как общегражданская акция граждан против повышения пенсионного возраста, организатором которого являлась З.Т.Н., нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия, неоднократно предупреждался сотрудниками органов внутренних дел (полиции) посредством звукоусиливающего средства «мегафон» о недопущении участия в несанкционированном публичном мероприятии, вместе с тем законное требование сотрудников органов внутренних дел (полиции) не выполнил, чем нарушил положения п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 54-ФЗ), под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ, одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным выше Федеральным законом № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу ч. 4 ст. 5 данного Федерального закона, обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).
В протоколе об административном правонарушении указано, что проведение публичного мероприятия является незаконным, поскольку несанкционированно.
Решая вопрос о соответствии (несоответствии) требованиям закона проведенного 09.09.2018 года вышеуказанного публичного мероприятия, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Как видно, территории улиц и площадей, к местам, указанным в ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, на которых запрещается проведение демонстраций, не относятся.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ)
На территории Омской области действует Закон Омской области от 09.02.2005 года № 606-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Омской области», который регулирует отношения, связанные с проведением публичных мероприятий на территории Омской области в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со статьей 2 Закона Омской области от 09.02.2005 года № 606-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Омской области», уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) на территории Омской области подается его организатором: в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет более 1000 человек - в орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный Губернатором Омской области.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 25.02.2014 года № 16 таковым органом на территории Омской области является Главное управление внутренней политики Омской области (Главное управление внутренней политики Омской области Омской области).
Судом установлено, что 24.08.2018 года в адрес Главного управления внутренней политики Омской области от З.Т.Н. поступило уведомление о проведении публичного мероприятия (демонстрации и митинга), маршрутом и местом проведения публичного мероприятия указано: от <адрес> (л.д. 31-32).
Из ответа Главного управления внутренней политики Омской области на уведомление о проведении публичного мероприятия следует, что в целях всестороннего и объективного рассмотрения уведомления необходимо устранить выявленные несоответствия (не получено согласие собственника на проведение публичного мероприятия на данной территории), в противном случае согласование заявленного публичного мероприятия не представляется возможным. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (л.д. 36-37).
28.08.2018 года в адрес Главного управления внутренней политики Омской области от З.Т.Н. поступил ответ на предложение об устранении несоответствий, в котором указаны маршрут и место проведения публичного мероприятия аналогичные уведомлению о проведении публичного мероприятия. Указывают, что, учитывая, что ответ Главного управления внутренней политики Омской области не содержит данных, свидетельствующих о невозможности проведения публичных мероприятий в указанных в уведомлении местах, организатор посчитал мероприятия согласованными в местах и время, указанное в уведомлении (л.д. 38).
В своем ответе Главное управление внутренней политики Омской области на ответ З.Т.Н. на предложение об устранении несоответствий вновь указывает, что Главное управление не может считать процесс согласования завершенным, поскольку в ходе проведения публичного мероприятия существует реальная опасность возможности поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности граждан, а также нарушения интересов третьих лиц, в чьей собственности (ведении) находится территория, заявленная для проведения публичного мероприятия. В целях всестороннего и объективного рассмотрения уведомления необходимо устранить выявленные несоответствия, в противном случае согласование заявленного публичного мероприятия не представляется возможным (л.д. 39-40).
Из поступившего в адрес Главного управления внутренней политики Омской области ответа З.Т.Н. на предложение об устранении несоответствий от 04.09.2018 года следует, что планируется проведение публичного мероприятия на территориях (улицах), которые относятся к общественным территориям, не являются частной собственностью. Вследствие чего у организатора отсутствует обязанность по предоставлению согласие на проведение публичного мероприятия. Иные сведения Главным управлением внутренней политики Омской области не представлены. В силу отсутствия указания на конкретные несоответствия в уведомлении организатор лишен возможности оценить правомерность требования. В установленный законом трехдневный срок не доведены до сведения организатора информации о наличии объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленных организатором местах. Считает публичные мероприятия согласованными в местах, указанных в уведомлении (л.д. 41-42).
Судом установлено, что публичное мероприятие было проведено 09.09.2018 года в границах указанного выше маршрута.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 19.04.2007 года № предоставлен ГУК Омской области «Омский государственный музыкальный театр» на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 28).
Данный земельный участок («Театральная площадь») является частью заявленного маршрута проведения вышеуказанного публичного мероприятия.
Судом установлено, что организатор публичного мероприятия не согласовывала проведение заявленного публичного мероприятия с БУК Омской области «Омский государственный музыкальный театр».
Положениями пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что в случае, если публичное мероприятие планируется к проведению на территории, не относящейся к ведению органа публичной власти, уполномоченного на согласование проведения публичного мероприятия, организатор представляет совместно с уведомлением данные о согласовании проведения публичного мероприятия с лицом, в ведении которого эта территория находится. Например, исходя из принципа неприкосновенности частной собственности для проведения публичного мероприятия на частной территории, в том числе на территории (в помещении) со свободным доступом на нее неопределенного круга лиц, требуется согласие собственника или иного законного владельца территории (помещения) на проведение публичного мероприятия, которое представляется в орган публичной власти одновременно с уведомлением о проведении публичного мероприятия (часть 1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
У органа публичной власти отсутствует обязанность по согласованию проведения публичного мероприятия на указанной выше территории (в указанном выше помещении), если его организатором не получено согласие собственника или иного законного владельца на проведение публичного мероприятия на данной территории (в данном помещении).
Поскольку в Главное управление внутренней политики Омской области не поступало сведений о согласовании проведения публичного мероприятия с лицами, в ведении которых находится территория, заявленная для проведения публичного мероприятия (а именно с ГУК Омской области «Омский государственный музыкальный театр»), у Главного управления внутренней политики Омской области не возникло обязанности по согласованию публичного мероприятия.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что проведение публичного мероприятия 09.09.2018 года было не согласовано в установленном порядке с органами местного самоуправления, а потому его проведение является незаконным.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Так положениями части 1 указанной статьи установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ).
Положениями ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 54-ФЗ закреплено, что неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской федерации.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 года № 1618-О, от 24.10.2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Таким образом, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 ФЗ № 54.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Факт участия Тюленева А.А. в публичном мероприятии 09.09.2018 года подтверждается представленными видеозаписями, и самим Тюленевым А.А. собственно не оспаривается.
Так, на представленной видеозаписи с обозначением № на времени 00:02:34 видно, что Тюленев А.А. участвует в мероприятии, вместе с некоторыми другими участниками публичного мероприятия несет плакат с надписью «хочу дожить до пенсии».
На видеозаписи с обозначением № на времени 00:05:58 видно, как Тюленев А.А. с этим же плакатом выходит из подземного перехода через <адрес>, возле <адрес>.
Данной же видеозаписью подтверждается факт доведения сотрудниками полиции, находившимися у подземного перехода через <адрес>, до участников публичного мероприятия, к которым и относился Тюленев А.А., посредством переносного звукоусиливающего устройства «мегафон» сведений о незаконности проводимого публичного мероприятия в связи с его не согласованностью с органами местного самоуправления, и недопущении в нем участия, указывая на возможную ответственность.
Кроме того, представленными видеозаписью также подтверждается и факт доведения сотрудниками полиции аналогичных сведений до участников публичного мероприятия и у магазина Океан, где также находился Тюленев А.А.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О полиции», законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
С учетом того, что проведение публичного мероприятия было незаконным, требования сотрудников полиции о недопущении и прекращении участия в данном публичном мероприятии являлись законным и подлежали исполнению участниками мероприятия.
Вместе с тем, Тюленев А.А., будучи осведомленным сотрудниками полиции о незаконности публичного мероприятия, не выполнил их законные требования и принял в участие в демонстрации по заявленному маршруту от магазина Океан до подземного перехода через <адрес>, куда он спустился с другими участниками демонстрации.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд квалифицирует действия Тюленева А.А. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи (предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния).
Доводы защиты о том, что проведение публичного мероприятия было согласовано и об отсутствии требований со стороны сотрудников полиции суд находит необоснованными по вышеизложенным доводам.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности административного правонарушения, личность Тюленева А.А., отсутствие как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полагает необходимым назначить Тюленеву А.А. наказание в виде административного штрафа.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Тюленев А.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: <данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Ю.В. Гунгер