Дело № 5-146/2020
11RS0009-01-2020-000593-57
Республика Коми, Княжпогостский район,
г. Емва, ул. Дзержинского, 136а
Постановление
Мотивированное постановление составлено 09 июня 2020 года.
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Степанов И.А.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Е.М.,
с участием защитника ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в г. Емве 08 июня 2020 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «ФСК ЕЭС», ОГРН <***>, 117630, Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А,
установил:
Врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району ФИО2 15.05.2020 в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (11 СС 090228).
Согласно этому протоколу 10.03.2020 в 12 часов было выявлено, что ПАО «ФСК ЕЭС» эксплуатирует инженерные коммуникации (линии электропередачи) в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги «Сыктывкар–Ухта–Печора–Усинск–Нарьян-Мар» в районе 172 км + 930 без согласования с владельцем дороги.
Определением старшего инспектора отделения ДПС ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району от 18.03.2020 по факту выявленных нарушений возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования.
В письменных объяснениях, представленных суду, ПАО «ФСК ЕЭС» просило прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование указало, что договор на эксплуатацию спорного участка автомобильной дороги заключен с ее собственником 06.11.2019, поэтому согласования на это не требовалось. ПАО «ФСК ЕЭС» ссылалось на направление заявление о согласовании собственнику дороги. Кроме того, пояснило, что работы по прокладке, переносу, переустройству и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах придорожной полосы и полосы отвода, ПАО «ФСК ЕЭС» не производились.
В судебном заседании защитник ПАО «ФСК ЕЭС» пояснил, что ПАО «ФСК ЕЭС» линии электропередач в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги «Сыктывкар–Ухта–Печора–Усинск–Нарьян-Мар» в районе 172 км + 930 принадлежат ПАО «ФСК ЕЭС». После переписки с ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми», начавшейся в августе 2019, 06.11.2019 заключен договор на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги, включая спорный ее участок. До заключения договора ПАО «ФСК ЕЭС» просило также выдать согласия на эксплуатацию в письменной форме. Однако после заключения 06.11.2019 договора письменного согласия ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» не направило. Защитник ПАО «ФСК ЕЭС» обратил внимание суда на то, что порядок выдачи этого согласия, утвержденный приказом руководителя ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми», не является нормативно-правовым актом, поэтому необходимость направления документов на бумажном носителе для получения согласия, не может признаваться обязательным требованием.
Помимо этого ФИО1 пояснил, что линии электропередач являются линейным объектом, поэтому заключение договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в полосе отвода достаточно для эксплуатации этих же коммуникаций в придорожных полосах. В подтверждение своей позиции ФИО1 ссылался на письмо руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 27.05.2020 № 03-01-10/2305.
Заслушав объяснения защитника ПАО «ФСК ЕЭС», исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 этой статьи.
В силу положений части 2 статьи 19 приведенного выше федерального закона прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации (часть 3 статьи 19 этого же федерального закона).
Таким образом, для эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги в силу закона владельцу таких инженерных коммуникаций требуется заключить договор с владельцем автомобильной дороги.
Согласие же владельца автомобильной дороги на эксплуатацию инженерных коммуникаций требуется в случае их эксплуатации в границах придорожных полос автомобильной дороги.
ПАО «ФСК ЕЭС» не оспаривало, что является владельцем линии электропередач в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги «Сыктывкар–Ухта–Печора–Усинск–Нарьян-Мар» в районе 172 км + 930. Это подтверждается и кадастровым паспортом сооружения.
Из материалов дела также следует, что договор № 50ИК-19 на эксплуатацию в том числе этих инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги заключен 20.08.2019 между ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» и ПАО «ФСК ЕЭС» в лице филиала АО «ЦИУС ЕЭС» – ЦИУС Северо-Запада.
06.11.2019 договор № 69ИК-19 на эксплуатацию этих же инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги заключен между ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» и ПАО «ФСК ЕЭС» в лице Северного предприятия магистральных электрических сетей.
Из акта осмотра № 2/3 от 10.03.2020, проведенного Службой Республики Коми стройжилтехнадзора следует, что ПАО «ФСК ЕЭС» в границах придорожных полос автомобильной дороги «Сыктывкар–Ухта–Печора–Усинск–Нарьян-Мар» в районе 172 км + 930 эксплуатирует инженерные коммуникации без согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
В протоколе об административном правонарушении ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району пришло к аналогичному выводу, указав на нарушение порядка эксплуатации инженерных коммуникаций, установленного частями 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» представило должностному лицу ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району и судье информацию о том, что согласие на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги в районе 172 км + 930 не выдавалось ПАО «ФСК ЕЭС».
ПАО «ФСК ЕЭС» доказательств получения этого согласия не представило, судьей таковых не добыто при рассмотрении дела.
Из переписки ПАО «ФСК ЕЭС» и ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» следует, что ПАО «ФСК ЕЭС» действительно запрашивало согласие на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги вместе с проектами договоров на эксплуатацию коммуникаций в полосах отвода автомобильной дороги письмами 23.08.2019, 19.09.2019 и 30.09.2019.
Однако из ответов ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» следует, что документы, представленные ПАО «ФСК ЕЭС» не были приняты ввиду несоответствия формы. ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» в своих ответах просило направить документы на бумажном носителе.
Документы на бумажном носителе направлены ПАО «ФСК ЕЭС» 17.10.2019, что подтверждается письмом М7/П6/Р2/1708. Защитник ПАО «ФСК ЕЭС» в судебном заседании пояснил, что после этого письма и был заключен договор от 06.11.2019 № 69ИК-19.
Однако в материалах дела нет документов, свидетельствующих об обращении ПАО «ФСК ЕЭС» в ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» с заявлением на бумажном носителе о выдаче согласия на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги в районе 172 км + 930.
Между тем приказом руководителя ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» от 04.05.2018 № 144 утвержден порядок выдачи такого согласия (далее – Порядок).
Этот порядок предусматривает необходимость направления заявителем всех документов и самого заявления на бумажном носителе.
Порядок размещен на официальной сайте ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» в разделе «Согласование и выдача технических условий», на соблюдении этого порядка указывало ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» в ответах на заявления ПАО «ФСК ЕЭС».
В заявлении от 17.10.2019 № М7/П6/Р2/1708 ПАО «ФСК ЕЭС» не просило выдать согласие на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги.
Как пояснил защитник ПАО «ФСК ЕЭС», после заключения 06.11.2019 договора № 69ИК-19 на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги ПАО «ФСК ЕЭС», учитывая поданные ранее заявления о выдаче согласия, считало полученным такое согласие.
Между тем эта позиция противоречит положениям статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, так как заключение договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода, не снимает с владельца инженерных коммуникаций обязанности получить согласие на эксплуатацию этих коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги.
Содержанием этого согласия являются технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.
В договоре № 69ИК-19 от 06.11.2019 (приложение № 1) содержатся технические требования и условия на эксплуатацию воздушной линии электропередачи, размещенной в границах полос отвода автомобильных дорог.
Технические требования и условия на эксплуатацию воздушной линии электропередачи, размещенной в границах придорожных полос автомобильной дороги «Сыктывкар–Ухта–Печора–Усинск–Нарьян-Мар» в районе 172 км + 930, которые находятся за пределами полос отвода автомобильных дорог, согласованные с ГКУ Республики Коми «УправтодорКоми» отсутствовали 10.03.2020 (на момент осмотра).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО «ФСК ЕЭС» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Вопреки доводам ПАО «ФСК ЕЭС» работы по прокладке, переносу, переустройству не были указаны в протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения. Факт эксплуатации ПАО «ФСК ЕЭС» инженерных коммуникаций в границах придорожной полосы автомобильной дороги «Сыктывкар–Ухта–Печора–Усинск–Нарьян-Мар» в районе 172 км + 930 подтверждается имеющимися в деле доказательствами и не оспаривалась защитником ПАО «ФСК ЕЭС» в судебном заседании.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о доказанности факта нарушения ПАО «ФСК ЕЭС» приведенных выше положений законодательства, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного ПАО «ФСК ЕЭС» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица судья приходит к выводу о назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере.
Оснований для освобождения от административной ответственности не установлено.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Назначить ПАО «ФСК ЕЭС» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты по уплате штрафа:
Получатель платежа: УФК по Республике Коми (ГКУ РК «Центр ОДМЮ», л/с <***>);
ИНН <***>, БИК 048702001, КПП 110101001, ОКТМО 87701000
Банк получателя: Отделение – НБ Республика Коми г. Сыктывкар,
Счет получателя: 40101810000000010004.
Оригинал квитанции об уплате штрафа необходимо направить по адресу: 169200, <...>.
Разъяснить, что штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.А. Степанов