Дело <№>
Постановление
28 апреля 2017 года город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Асмоловой О.А.,
при секретаре Зюрюкиной И.С.,
с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении ФИО1,
защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2, представившей ордер <№> от <Дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении
ФИО1, <Дата> года рождения, уроженца г<данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: г<адрес>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 10 от 16.06.2016 года ФИО1 привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
13 мая 2016 года в 10 час. 00 мин. Управлением по охране культурного наследия Правительства Саратовской области проведена внеплановая выездная проверка по заявлению председателя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству о нарушении требований ФЗ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ» о размещении рекламного баннера на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения, «Дом жилой 1947г.», распложенного по адресу: г<адрес>
В результате проверки был проведен осмотр здания, распложенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения – «Дом жилой 1947г.». При осмотре объекта культурного наследия местного (муниципального) значения установлено, что на фасаде объекта культурного наследия в месте помещения, собственником которого является ФИО1, размещен рекламный баннер магазина «Цветы», искажающий внешний облик объекта культурного наследия.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что он не знал о том, что <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к объектам культурного наследия. При этом управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области его не уведомляло о таком статусе объекта, при приобретении в собственность нежилых помещений в указанном доме какие-либо обременения в ЕГРП отсутствовали. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 также просила производство по делу прекратить.
Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательств, представитель в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя.
Выслушав мнение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитника, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Россииской федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ определены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, выраженные в обязанности собственников указанных объектов и иных лиц осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техннческом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объект
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.3).
Судом установлено, что 27 апреля 2016 года на основании приказа и.о. начальника управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 02 марта 2016 года № 46 в отношении ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка в связи с поступившей от председателя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству информации о нарушении Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения площадью 127,4 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, город <адрес>. Право собственности ФИО1 в отношении данного объекта недвижимого имущества зарегистрировано 14 сентября 2000 года.
Согласно акту от 13 мая 2016 года при осмотре объекта культурного наследия местного (муниципального) значения установлено, что на фасаде здания, расположенного по указанному адресу и являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения - «Дом жилой, 1947 г.», установлены конструкции с наименованием магазина, размещены рекламные баннеры магазина «Цветы», искажающие внешний облик объекта культурного наследия.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Как установлено ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В судебном заседании установлено, что 19 июня 2001 года министерством культуры Саратовской области издан приказ « 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области».
Пунктом 1 приказа утвержден перечень вновь выявленных объектов историко- культурного наследия согласно приложению. В пункте 770 приложения указан объект недвижимости : «Дом жилой, 1947 <адрес>».
В судебном заседании исследован технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из которого следует, что указанный жилой дом относится к 1940 году постройки.
В соответствии со статьей 16.1 Закона № 73-Ф3 региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа кадастрового учета уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-Ф3 (пункт 8 статьи 16.1).
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (пункт 9 статьи 16.1).
Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 статьи 16.1 Закона № 73-Ф3 требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 статьи 16.1 Закона № 73-Ф3 уведомления (пункт 12 статьи 16.1).
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 27 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включеных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения).
Положениями статьи 47.1 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 предусматрены ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, которые подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 47.6 ФЗ от <Дата><№>-Ф3 предусмотрена выдача собственнику или законному владельцу объекта культурного наследия охранного обязательства, которым устанавливаются требования в отношении объекта культурного наследия.
В нарушение требований ст.16.1 Закона <№>-Ф3 суду не представлены доказательства об уведомлении собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Также из представленных доказательств не усматривается, что на <адрес> установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Как следует из представленной выписки из ЕГРП ФИО1 является собственником <адрес>. Какие-либо ограничения (обременения) имущественных прав на указанный объект отсутствуют.
Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использует три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
При этом виновность субъекта заключается в возможности предвидеть административно-правовые последствия своих действий либо бездействия.
В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, что приведет к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.
Судом установлено, что доказательства уведомления собственника нежилого помещения ФИО1 о необходимости соблюдать требования, предъявляемые законом к содержанию и использованию объекта культурного наследия, не представлены.
Кроме того, имеющийся у собственника технический паспорт нежилого помещения содержит дату постройки жилого дома- 1940, что не соответствует дате постройки объекта, включенного в перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия согласно представленному приложению культурного наследия.
На основании изложенного, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, выразившегося в размещении рекламного баннера на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения, «Дом жилой 1947г.», распложенного по адресу: <адрес>, не доказана.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании ст.ст. 2.10, 3.2, 4.1-4.3, 15.12 ч.2, 24.5, 29.7-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня вынесения либо получения его копии.
Судья О.А. Асмолова