<номер>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 апреля 2021 года <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> Марисов И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ТОО «Атлас Логистик» юридический адрес: <адрес> по ст. 16.21 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Определением ведущего инспектора отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни <ФИО>3 от <дата> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ в отношении ТОО «Атлас Логистик ».
По результатам проведенного административного расследования старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Дзержинского таможенного поста Астраханской таможни <ФИО>4 составлен протокол об административном правонарушении <номер> от <дата> в отношении ООО «МИР» по ст.16.21 КоАП РФ, из которого следует: <дата> должностными лицами отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни на Городищенском посту ДПС было остановлено транспортное средство «DAF» г/н772 WAA09, полуприцеп «Koegel» 86НСА 02. В результате проверки документов представленных на груз, запроса документов и совершение иных процессуальных действий был установлен отсутствия сведений подтверждающих факт таможенного декларирования перемещаемых товаров.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ТОО «Атлас Логистик» участие не принимал, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 16.21 КоАП РФ пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленным техническим регламентом ЕАЭС, в том числе после нанесения обязательной маркировки и единого знака обращения продукции на рынке (ЕАС) ЕАЭС.
В судебном заседании установлено, что в ходе таможенного досмотра выявлены следующие товары: обувь, рюкзаки, сумки, куртки, толстовки, игрушки, светильники, часы, зонты, стельки, кепки, значки, карточки, брелоки, ручки шариковые, подушки, упаковочный материал, кошельки, нашивки, видео – адаптеры, крышки пластиковые, флэш-накопители. Часть товара имеет маркировку с информацией о стране происхождения (Австралия, Италия, Канада, Китай, Соединенные Штаты Америки), а также отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАЭС).
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 310 Таможенного кодекса ЕАЭС, в целях проверки сведений подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами был направлен запрос в ЦИТТУ ФТС России о предоставлении сведений, содержащихся в базах БД ДТ, БД ЕАИС государств – членов ЕАЭС, о фактах помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления задержанных товаров за период 2018-2020 на таможенной территории государств-членов ЕАЭС. По результатам анализа представленных из ЦИТТУ ФТС России зарегистрированных деклараций на товары, анализа документов представленных водителем, с фактическим сопоставлением досматриваемого товара, таможенным органом установлено, что по позициям №<номер>; 11, 13, 15, 18, 20 - 24, 26, 28 - 31, 38 - 42, 44 - 49, 58, 59, 61, 64 - 70 (акт таможенного досмотра <номер>/А000121) отсутствуют сведения об их таможенном декларировании.
Кроме того, в ходе таможенного досмотра установлено, что на всех товарах, по которым отсутствовали сведения о таможенном декларировании, имеется информация о странах происхождения, которые не являются членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), о чем свидетельствует отсутствие единого знака обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС. На коробках, упаковке, и самих товарах, имеются надписи (на иностранном языке), а также маркировка, содержащая информацию о странах происхождения: Австралия, Италия, Канада, Китай, Соединенные штаты Америки.
В вышеуказанных ДТ содержатся сведения о товарах, не соответствующие сведениям, установленным в результате проведения досмотра.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «иностранные товары» - товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом.
Пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определяет «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» как совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.
Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
Исходя из положений ст. 104 и п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В силу пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
На основании п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
Согласно п. 2 ст. 6 ТК ЕАЭС если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии с положениями ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования. Указанные меры соблюдаются путем оформления сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции (товаров) обязательным требованиям (п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от <дата><номер>).
Согласно п. 6 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в <адрес><дата>) продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС и прошедшая установленные процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС. Изображение единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и Порядок его применения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от <дата> N 711 (далее - Порядок).
Изображение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС представляет собой сочетание трех стилизованных букв "E", "A" и "C", графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне (рис. 1 и 2 в Решении Комиссии Таможенного союза N 711). Базовый размер единого знака обращения должен быть не менее 5 мм.
Согласно разд. 4 - 5 Порядка изготовители, уполномоченные ими лица, импортеры продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов ЕАЭС, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе. Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию. Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Евразийского экономического союза.
Товары, являющие предметом административного правонарушения, подлежат подтверждению соответствия обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом ТС "О безопасности упаковки" (ТР <номер>), Техническим регламентом ТС "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР <номер>), Техническим регламентом ТС "О безопасности игрушек" (ТР <номер>), Техническим регламентом ТС "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР <номер>), Техническим регламентом ТС "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР <номер>), Техническим регламентом ЕАЭС "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016), в данных регламентах установлены обязательные требования к маркировке продукции, в том числе единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Данная маркировка наносится на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.
Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение.
Товары маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствие; требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется и предусматривающих нанесение данного знака. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза может наноситься на упаковку, вкладыш, ярлык или приводиться в прилагаемых к продукции документах.
Следовательно, ввозимый товар должен иметь маркировку «ЕАС» на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Поскольку оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение, отсутствие обязательной информации на упаковке товара, самой продукции, ярлыках, прикрепленных к ней, а также отсутствие обозначения единым знаком обращения "ЕАС", влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований к маркировке ввозимой продукции единым знаком обращения.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП, состоит в приобретении, пользовании, хранении либо транспортировке товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения. Учитывая формулировку указанной нормы, при совершении лицом хотя бы одного из указанных действий оно может быть привлечено к административной ответственности.
Пользование, хранение, транспортировка предполагают определенный период времени, в течение которого они осуществляются, не прекращаясь, такие действия могут быть отнесены к длящимся и если приобретение товаров сопровождалось совершением действий (пользование, хранение, транспортировка), указанных в ст. 16.21 КоАП РФ, то данное правонарушение рассматривается как длящееся до момента завершения пользования, хранения или транспортировки.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции рассматриваемой статьи.
В материалах дела имеется договор <номер> от <дата> о поставке, заключенный между ТОО «Атлас Логистик» и ИП <ФИО>5
Согласно ответу Самарской таможни от <дата><номер> следует, что опросить <ФИО>5 не представилось возможным, ввиду его отсутствия по адресу регистрации и другим возможным адресам, ИП <ФИО>5 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата> (выписка из ЕГРИП).
Согласно ответу Комитета ГДМФ Респ. Казахстан департамента государственных доходов по <адрес> от <дата><номер> следует, что ТОО «Атлас Логистик» состоит на регистрационном учете по месту нахождения: <адрес> жолы, <адрес>, и в нарушение норм таможенного законодательства ТОО «Атлас Логистик» при экспорте товаров на территорию РФ не заверены бумажные копии счетов-фактур печатью органов государственных доходов, соответствующие налоговые декларации не представлены, заявлений об уплате налогов так же не представлено. Правоохранительными органами Респ. Казахстан в целях установления местонахождения руководителя и учредителя ТОО «Атлас Логистик» проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Осуществляя предпринимательскую деятельность (самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли) ТОО «Атлас Логистик» обязано знать действующее законодательство и соблюдать его.
Общество не предприняло никаких мер по получению документов, подтверждающих законность нахождения товаров на таможенной территории Союза, подтверждающих уплату причитающихся таможенных пошлин, платежей, а так же соблюдение установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
ТОО «Атлас Логистик» является участником внешнеэкономической деятельности (обществом представлены таможенные декларации, где оно указано в качестве получателя иностранных товаров, так же обществом представлены декларации и сертификаты соответствия, где общество указано в качестве заявителя на получение разрешительных документов, подтверждающих безопасность продукции, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию Союза) и должно знать, что ввозимый товар должен иметь маркировку «ЕАС» на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. ТОО «Атлас Логистик» не могло не знать о неуплате налогов в отношении данной продукции, так как факт отсутствия маркировки очевиден.
В рассматриваемом случае общество, приобретая спорные товары заведомо иностранного происхождения для предпринимательской деятельности и последующей реализации, не могло не знать об отсутствии документов, подтверждающих легальность ввоза, то есть, о незаконности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза, однако не приняло мер к тому, чтобы узнать, проходили ли они таможенное оформление, уплачены ли за них таможенные платежи, могут ли они находиться в свободном обращении.
ТОО «Атлас Логистик» приобретая в коммерческих целях, а так же осуществляя пользование и хранение товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, не соблюдены запреты, ограничения, не обеспечило соблюдение права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации.
ТОО «Атлас Логистик» нарушены требования пп. 25 п. 1 ст. 2, ст. 7, 13 ТК ЕАЭС, п. 6 Приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в <адрес><дата>).
Согласно заключению эксперта Экспертно-исследовательского отделения № ! 1 (<адрес>) Экспертно-криминалистической службы – филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от <дата><номер> свободная рыночная стоимость товаров (34 позиции), являющихся предметом административного правонарушения по делу, по состоянию на <дата> составила 4 623 899, 34 руб. (идентификация товаров и их рыночная стоимость по партии указана в приложении к заключению эксперта).
Таким образом, ТОО «Атлас Логистик», осуществив приобретение, хранение, а так же транспортировку товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.16.21 КоАП РФ.
Вышеизложенное подтверждается следующими доказательствами, - определением о возбуждении дела об АП <номер>;- актом таможенного досмотра;- объяснением водителя <ФИО>1, - товаросопроводительными документами и иными материалами дела.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вина юридического лица ТОО «Атлас Логистик» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела.
При назначении административного наказания суд учитывает, что ТОО «Атлас Логистик» ранее не привлекалось к административной ответственности, отягчающих обстоятельств не установлено, возможно применить наказание в виде конфискации товаров, предусмотренной санкцией данной статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 16.21, 29.9, 29.10 КоАП РФ суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ТОО «Атлас Логистик » БИН 200740000016, ОКАТО 751110000, ОКЭД 46909, адрес (местонахождение): 050000, <адрес> жолы, <адрес>, юридический адрес: 050000, <адрес> жолы, <адрес>, дата регистрации в качестве юридического лица - <дата>, место регистрации – Министерство юстиции по <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, изъятых согласно протоколу от <дата> по делу об административном правонарушении <номер>
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.А. Марисов