ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-147/16 от 10.05.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 5-147/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 мая 2016 года г. Барнаул

Судья Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края Кайгородова О.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Инженерные сети», находящегося по адресу .... г.Барнаул, ИНН 2224165228

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин. при проезде мимо производственной базы, расположенной по адресу г.... главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора управления природных ресурсов и нормирования Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2 было обнаружено нарушение соблюдения обязательных экологических требований при эксплуатации зданий и сооружений, соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны атмосферного воздуха, при обращении с отходами производства и потребления, а именно установлено, что за забором предприятия был виден черный дым, который исходил с территории данной базы. Проехав на базу установлено, что на данном участке неустановленные лица, работники базы, как они представились, производили сжигание мусора на территории открытым способом. Со слов данных работников данная территория принадлежит ООО «Инженерные сети». При выяснен и данных обстоятельств огонь был мгновенно потушен и мусор удален (осталось только куча золы). Установить личность, должность не представилось возможным, так как работники отказались общались. При осмотре установлено, что на всей территории расположены несанкционированные кучи мусора, автомобильных покрышек, деревянных поддонов, металла, бочка с люминесцентными лампами.

При этом установлено, что ООО «Инженерные сети» не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Учитывая большие объемы образующихся отходов при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Инженерные системы», складирование отходов, люминесцентных ламп в неустановленном месте, складирование автомобильных покрышек на необорудованных площадках, влекут угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нарушают требования ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Также согласно данному протоколу, в результате деятельности ООО «Инженерные сети» оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, размещение отходов производства и потребления.

Стационарными организованными источниками выбросов вредных запрещающих веществ в атмосферный воздух в ООО «Инженерные сети» являются принудительная вентиляция в офисе и складских помещениях. Стационарными неорганизованными источниками выбросов вредных запрещающих веществ в атмосферный воздух в ООО «Инженерные сети» являются: участок, на котором производилось сжигание мусора открытым способом, открытая стоянка автотранспорта на территории базы и открытая стоянка автотранспорта перед офисом.

Указанные действия (бездействия) ООО «Инженерные сети» должностным лицом квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник ООО «Инженерные сети» ФИО3 вину в совершении административного правонарушения оспаривала, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения данного правонарушения ООО «Инженерные сети». Данное юридическое лицо арендует несколько нежилых помещений, расположенных в здании по ...., в которых расположено офисное помещение, а также здание склада. Юридическое лица осуществляет деятельность по оптовой торговле оборудованием, заключению договоров. Какую либо производственную деятельность по данному адресу не осуществляет. Кроме того, помещения в здании по адресу .... г арендуют несколько юридических лиц, доказательств того, что сжигание мусора и складирование автомобильных покрышек и использованных люминесцентных ламп осуществлялось именно ООО «Инженерные сети» не имеется. В ходе административного расследования данные обстоятельства не выяснялись, выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении голословны, кроме Акта осмотра, составленного единолично инспектором, без чьего либо присутствия, других объективных доказательств не имеется.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании настаивал на привлечении ООО «Инженерные сети» к административной ответственности, за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, при этом не оспаривал, что в здании по .... г в ...., располагается несколько юридических лиц, однако, полагал, что имеющихся в материалах административного дела доказательств достаточно, что бы прийти к выводу, что правонарушение совершено именно ООО «»Инженерные сети», поскольку установлено, что данное юридическое лицо не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен учитывать презумпцию невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, как основного принципа административной ответственности, закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Из представленного материала усматривается, что поводом к возбуждению административного производства, явилось выявление в ходе рейдового мероприятия нарушений нарушение соблюдения обязательных экологических требований при эксплуатации зданий и сооружений, соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны атмосферного воздуха, при обращении с отходами производства и потребления, а именно установлено, что на территории базы по .... осуществляется складирование отходов, люминесцентных ламп в неустановленном месте, складирование автомобильных покрышек на необорудованных площадках, сжигается мусор, в результате, сжигание которого в атмосферу выбрасываются вредные вещества, имеется открытая стоянка автотранспорта на территории базы и открытая стоянка автотранспорта перед офисом ООО «Инженерные сети». Выявлено, что в результате деятельности ООО «Инженерные сети» оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. Стационарными организованными источниками выбросов вредных запрещающих веществ в атмосферный воздух в ООО «Инженерные сети» являются принудительная вентиляция в офисе и складских помещениях.

Выявленные нарушения зафиксированы в Акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, а также в фототаблице к данному Акту.

При этом из указанного Акта следует, что со слов «неустановленных лиц», должностным лицом установлено, что данная территория принадлежит ООО «Инженерные сети», сжигание мусора осуществлялось работниками ООО «Инженерные сети».

Вместе с тем, в материалах дела имеется договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.65/, заключенный между ООО «Тяжарматура» и ООО «Инженерные сети», согласно условиям которого, ООО «Инженерные сети» арендует части нежилых помещений, указанных в договоре.

Следовательно, другая часть нежилых помещений находится в собственности, а также в пользовании иных лиц.

В ходе административного расследования должностным лицом его проводившем указанные обстоятельства не выяснялись, сведения о иных лицах, использующих прилегающую к зданию территорию не истребованы, не установлена принадлежность и целевое назначение земельного участка.

При этом самим должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в судебном заседании также не оспаривался факт того, что на данной территории расположено несколько юридических лиц.

Факт совершения выявленных нарушений, в том числе сжигание мусора работниками ООО «Инженерные сети», а также принадлежность бочка с использованными люминесцентными лампами, именно ООО «Инженерные сети» не какими объективными доказательствами не подтвержден.

Довод должностного лица о том, что правонарушение в любом случае имеет место быть, поскольку с достоверностью установлено, что ООО «Инженерные сети» не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, является безосновательным, поскольку согласно Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 204 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

В данном случае материалы административного дела не содержат, каких либо доказательств, позволяющих установить, что ООО «Инженерные сети» относится к организации осуществляющей виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как в протоколе об административном правонарушении, так и в Акте обследования территории указано на нарушения, выявленные на территории «базы».

Учитывая, что территория эксплуатируется несколькими юридическими лицами, в ходе административного расследования следовало установить, каким именно юридическим лицом и какие конкретно нарушения допущены, чего должностным лицом сделано не было.

Более того, в протоколе об административном правонарушении имеется ссылка на выброс вредных запрещающих веществ через принудительную вентиляцию в офисе и складских помещениях, при этом не указано, не исследовано и не установлено, какие именно вредная вещества, в результате чего образующиеся, подлежат выбросу, на основании каких объективных данных должностное лицо пришло к такому выводу.

Кроме того, суд соглашается с доводами защитника ООО «Инженерные сети» о том, что проверка проведена без соответствующего распоряжения либо планового (рейдового) задания, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В данном же случае должностным лицом осуществлялся осмотр закрытой территории, вход на которую осуществляется по пропускам, в ходе осмотра проверялась деятельность юридического лица, в частности был осуществлен осмотр помещений, находящихся во владении ООО «Инженерные сети», что прямо следует из протокола об административном правонарушении, в котором указано на наличие принудительной вентиляции в складских и офисных помещениях, в ходе осмотра опрашивались лица, которые предположительно являются сотрудниками ООО «Инженерные сети». При таких обстоятельствах, указанную проверку нельзя признать мероприятием по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц. Следовательно, при ее проведении должен быть соблюден порядок организации и проведения проверок, установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Таким образом, поскольку доказательств, бесспорно подтверждающих факт нарушения ООО «Инженерные сети» природоохранного законодательства в представленном материале не содержится, оснований для привлечения к административной ответственности суд не усматривает.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку административным органом надлежащим образом не доказано совершение ООО «Инженерные сети» действий, образующих объективную сторону вмененного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении ООО «Инженерные сети» об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения через Центральный районный суд г.Барнаула.

Судья О.Ю. Кайгородова