ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1485/20 от 11.10.2020 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1485/2020, 51RS0002-01-2020-004450-79

Постановление в окончательной форме составлено 11 октября 2020 года.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

8 октября 2020 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (<...>) дело об административном правонарушении в отношении:

ФИО1, ***, к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

На склад временного хранения таможенного поста *** Мурманской таможни (адрес***) *** ФИО1 поместил на временное хранение по складской квитанции №*** товар – транспортное средство (легковое) марка «***», без регистрационного номера, идентификационный номер (VIN): №***, *** года выпуска.

Согласно положениям статьи 101 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Со сроками временного хранения товаров гражданин ФИО1 был ознакомлен, о чем в Договоре хранения от ***№*** имеется его собственноручно сделанная подпись.

Срок временного хранения транспортного средства марки «***», без регистрационного номера, идентификационный номер (VIN): ***, *** года выпуска, на складе временного хранения таможенного поста *** Мурманской таможни истек ***.

Действий по помещению транспортного средства марки «***» под таможенную процедуру либо по вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза до истечения срока временного хранения, гражданином ФИО1 произведено не было.

Автомобиль ***, *** года выпуска, VIN: №***, цвет ***, с ключом зажигания (1 шт.), в соответствии с протоколом о задержании товаров и документов на них №***, *** был задержан.

Административный орган пришел к выводу, что в бездействии ФИО1 установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в невыполнении требований таможенного законодательства по совершению таможенных операций в отношении товаров, находящихся на временном хранении до истечения срока временного хранения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16 КоАП РФ.

В отношении ФИО1 *** вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 16.16 КоАП РФ. По результатам административного расследования *** в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.16 КоАП России, который определением от *** передан на рассмотрение судье Первомайского районного суда г.Мурманска.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении правонарушения признал частично, пояснил, что приобрел бывший в употреблении автомобиль *** для перевозки ***, но для того, чтобы его растаможить, необходим сертификат безопасности конструкции транспортного средства. Для получения сертификата обращался в различные организации, однако получить сертификат соответствия безопасности конструкции транспортного средства не удалось. В другом городе нашел компанию, которой необходимо было предоставить автомобиль для получения сертификата, но поскольку автомобиль не растаможен, то предъявить транспортное средство не представляется возможным. На заводе изготовителе взять такой сертификат нет возможности, поскольку граница закрыта из-за начавшейся пандемии, вывезти автомобиль обратно не мог по этой же причине. Поскольку данный автомобиль не удается оформить для использования на территории РФ, имеет намерение вывезти его обратно.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 16.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров.

Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение установлены Главой 16 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Согласно пункту 1 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения).

Пунктом 3 статьи 100 ТК ЕАЭС определено, что товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи и статье 259 настоящего Кодекса.

При этом срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 103 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение, возникает у перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, которые представили документы для помещения товаров на временное хранение, - с момента регистрации таможенным органом этих документов.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 103 ТК ЕАЭС установлено, что по истечении срока временного хранения товаров товары, выпуск которых не произведен либо в отношении которых не получено разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В целях своевременного помещения товаров под таможенную процедуру на лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, таможенными правилами возложены обязанности по выполнению комплекса действий, которые должны быть им совершены таким образом, чтобы с учетом установленных сроков обеспечить выпуск товаров до истечения сроков временного хранения с учетом возможности их продления таможенным органом по заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.16.16 КоАП РФ, выражается в непринятии лицом в течение срока временного хранения товаров всех надлежащих мер для выпуска товаров таможенным органом, в результате чего на момент истечения срока временного хранения товары являются не помещенными под таможенную процедуру.

При этом субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения предусматривает наличие вины в форме умысла или неосторожности.

Основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы, о том, что ФИО1 в течение срока временного хранения товара, помещенного на СВХ таможенного поста *** Мурманской таможни по складской квитанции №*** не выполнил требования таможенного законодательства по совершению таможенных операций в отношении помещенного на склад временного хранения автомобиля.

Данные выводы сделаны таможенным органом на основании приведенного выше таможенного законодательства.

Вместе с тем с выводами административного органа о наличии в бездействии ФИО1 состава вмененного правонарушения согласиться нельзя.

Статья 1.5 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Пунктом п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП России или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом одним из признаков состава административного правонарушения является вина. Отсутствие вины не позволяет считать деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Вина может выступать в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности.

Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершенном им деянии, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности.

В рассматриваемом протоколе ФИО1 инкриминировано противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении сроков временного хранения транспортного средства, предусмотренных таможенным законодательством.

При этом указано, что гражданин ФИО1 предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, выразившегося в нарушении срока временного хранения товара, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий. Правонарушение совершено гражданином ФИО1 по неосторожности.

Вместе с тем, полагаю, данный вывод не соответствует действительности, поскольку согласно представленным материалам дела, ФИО1 *** поместил на склад временного хранения таможенного поста *** на временное хранение транспортное средство *** без регистрационного номера, идентификационный номер (VIN): №***, *** года выпуска, при этом срок временного хранения указанного транспортного средства истекал ***.

В связи с эпидемиологической обстановкой, сложившейся в Российской Федерации и за рубежом, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ***№***-р «О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы» Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором дано распоряжение с 00 часов 00 минут по московскому времени *** временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

Наступление данных обстоятельств, которые ограничили возможность вывоза транспортного средства за пределы ЕАЭС, ФИО1 объективно предвидеть не мог, в связи с чем, вывод о том, что ФИО1 предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, выразившегося в нарушении срока временного хранения товара, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в деянии ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку отсутствует вина, являющаяся основным признаком субъективной стороны административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании пункта 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения протокола в инкриминируемом ФИО1 бездействии установлено отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Издержки по настоящему делу – отсутствуют.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Предмет административного правонарушения - транспортное средство – автомобиль ***, изъятый по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №*** от ***, и переданный на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста *** Мурманской таможни, находящуюся по адресу: таможенный пост *** Мурманской таможни, адрес***, – возвратить законному владельцу.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского

районного суда города Мурманска подпись М.С.Дурягина