ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1485/2022 от 20.09.2022 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу №5-1485/2022 (23RS0037-01-2022-005464-85)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новороссийск 20 сентября 2022 года

Cудья Октябрьского районного суда города Новороссийск Краснодарского края Чанов Г.М.,

при секретаре Шиховой А.В.,

с участием:

представителя администрации МО г.Новороссийска Германович Ю.Ю.,

лица, привлекаемого к ответственности Воднева Д.Н.,

представителя лица, привлекаемого к ответственности, Стайно Д.С. действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ., удостоверение адвоката ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднева Дмитрия Николаевича по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом сектора контрольно-ревизионной работы в сфере бюджетных правоотношений управления финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск Германович Ю.Ю., в отношении начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднева Д.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск проведено контрольное мероприятие (плановая выездная проверка) отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск по вопросу соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при реализации мероприятия «Предоставление субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства (возмещение (субсидирование) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Новороссийск) части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных) муниципальной программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы на ДД.ММ.ГГГГ годы», за ДД.ММ.ГГГГ. Акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенного контрольного мероприятия, начальнику отдела сельского хозяйства Водневу Д.Н., было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ o принятии мер по устранению причин и условий совершенных нарушений, указанных в Представлении, а также о предоставлении в Управление информации o результатах исполнения Представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

В установленный в Представлении срок, начальником отдела сельского хозяйства Водневым Д.Н., не приняты меры по возмещению в местный бюджет неправомерно выплаченных субсидий в ДД.ММ.ГГГГ году гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных на общую сумму 228 728,18 рублей, в том числе: ЛПХ ФИО6 — 143464,34 рублей, ЛПХ ФИО7 — 85263,84 рублей, то есть нарушения не устранены.

В соответствии с п. 3.1 должностной инструкции начальника отдела сельского хозяйства, начальник отдела сельского хозяйства обязан: «Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные и краевые законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края и обеспечивать их реализацию».

В соответствии с п. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Под представлением в целях КоАП РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

- требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

- требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения, в случае невозможности его устранения.

Представление органа внутреннего муниципального контроля должно исполняться в указанные сроки и в полном объеме, а его неисполнением нарушаются права Управления по реализации полномочий в сфере бюджетных правоотношений.

Таким образом, управление финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск полагает, что в действиях /бездействие/ начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднева Д.Н. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – начальник отдел сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднев Д.Н. вину в совершении правонарушения не признал, сообщив, что представление от ДД.ММ.ГГГГ органа финансового контроля, он исполнить не мог, так как оно не являлось законным.

Защитник просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, считает, что в действиях Воднева Д.Н. отсутствуют признаки правонарушения, поскольку, в составленном в отношении Воднева Д.Н. протоколе ссылки на пункты его должностной инструкции которыми он должен был руководствоваться и какой пункт должностной инструкции он нарушил, не исполняя представление органа финансового контроля по возврату в бюджет денежных средств от ФИО6 и ФИО7, отсутствуют. В протоколе не указан, нормативно правовой акт, который бы регламентировал порядок и обязывал Воднева Д.Н. взыскивать излишне уплаченные суммы субсидий. Представление является не законным, поскольку на дату его вынесения имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда, которым отказано администрации МО г. Новороссийск во взыскании, якобы излишне уплаченных ФИО7, субсидий.

Представитель управления финансового контроля администрации муниципального образования г. Новороссийск - главный специалист сектора контрольно-ревизионной работы в сфере бюджетных правоотношений Германович Ю.Ю. в судебном заседании настаивала на привлечении Воднева Д.Н. к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Суд, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Предписание - это документ, выдаваемый надзорным органом поднадзорному субъекту, содержащий указание на наличие нарушения поднадзорным субъектом действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего его деятельность, и информацию о сроке устранения нарушения.

Частью 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из системного толкования вышеперечисленных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющих общие предпосылки и условия привлечения к административной ответственности, следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом, вменяемого ему в вину правонарушения.

В судебном заседании установлено, что представлением от ДД.ММ.ГГГГ от Воднева Д.Н., как должностного лица, орган финансового контроля потребовал устранить нарушения, допущенные при излишней выплате субсидий ФИО6 в размере 143464,34 руб., ФИО7 в размере 85263,84 руб., то есть потребовал от Воднева Д.Н. принять меры по возврату от указанных лиц в бюджет администрации денежные средства в сумме 228728,18 руб.

Суд считает, что в составленном в отношении Воднева Д.Н. протоколе об административном правонарушении должно быть отражено каким пунктом должностной инструкции он должен был руководствоваться, исполняя представление органа финансового контроля, по возврату в бюджет денежных средств и какой пункт должностной инструкции он нарушил, не выполнив соответствующие требования. В составленном в отношении Воднева Д.Н. протоколе, ссылки на такие пункты его должностной инструкции отсутствуют.

Исследованной в судебном заседании должностной инструкцией Воднева Д.Н. установлено, что он не уполномочен требовать от граждан возмещать в бюджет субсидии, либо их часть, решение о выплате которых им было принято ранее. Такие полномочия могут быть реализованы только путем соблюдения норм Гражданского и Гражданско-процессуального законодательства РФ в виде направления в адрес ФИО6 и ФИО7 соответствующих досудебных претензий с требованием о возврате излишне уплаченных сумм субсидий либо путем обращения в суд за взысканием таких сумм.

Сведения о том, что Воднев Д.Н. в соответствии с п. 3.1. своей должностной инструкции обязан соблюдать законы и иные нормативные акты Российской Федерации, обеспечивать их реализацию, является формальным, так как в протоколе не указан, регламент какого нормативно-правового акта, нарушил Воднев Д.Н., который бы устанавливал порядок и обязывал Воднева Д.Н. взыскивать излишне уплаченные суммы субсидий.

Диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ указывает на то, что представление органа муниципального финансового контроля должно быть - законным.

Администрация МО г.Новороссийск, в пределах своих полномочий, обращалась в Арбитражный суд Краснодарского края в отношении ФИО6 и ФИО7 с исками о взыскании с них излишне выплаченных сумм субсидий.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу с ФИО7 по иску администрации МО г. Новороссийск взысканы денежные средства в размере 85263,84 руб., полученные в виде субсидий.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Пятнадцатого Арбитражного суда, решение Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу отменено, в удовлетворении иска администрации МО г. Новороссийск о взыскании с ФИО7 денежных средств в размере 85263,84 руб. полученных в виде субсидий - отказано.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа постановление Пятнадцатого Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а кассационная жалоба администрации муниципального образования г.Новороссийск – без удовлетворения.

Таким образом, орган судебной власти, вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ высказался о том, что требование о взыскании якобы излишне уплаченных ФИО7 субсидий – незаконно.

В постановлении Пятнадцатого Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа прямо указано : вопреки выводам управления финансового контроля администрации МО г.Новороссийска, положенных истцом /администрация МО г.Новороссийска/ в обоснование заявленных требований, постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает правил о том, что расчет субсидии надлежит производить исходя из количества истекших месяцев текущего года. Ни самим Порядком, ни приложением к нему /ссылки на которое указаны в пункте 2.6 Порядка/ не предусмотрено ограничений срока содержания животных только количеством истекших месяцев года, в котором было подано заявление о предоставлении субсидии. Предложенное истцом толкование порядка определения размера субсидии, также не следует из системного толкования перечисленных норм.

В связи с чем, судами апелляционной и кассационной инстанций сделан вывод о том, что расчет произведенный истцом, является ошибочным. Доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка предоставления субсидии или наступления обстоятельств, влекущих её возврат, не представлено.

А иск администрацией МО г.Новороссийска был заявлен в арбитражный суд именно на основании данных, представленных управлением финансового контроля МО г.Новороссийска.

Позиция органа финансового контроля о якобы излишне уплаченных ФИО6 субсидий, является аналогичной к позиции по ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ за подписью Воднева Д.Н. в адрес начальника управления финансового контроля МО г.Новороссийска за дан ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требование органа финансового контроля о предоставлении информации – соблюдено.

Представитель управления финансового контроля Германович Ю.Ю., в судебном заседании пояснила, что при составлении в отношении Воднева Д.Ю. протокола об административном правонарушении, ей было известно о наличии вступившего в законную силу судебного акта, который препятствовал взысканию с ФИО7 денежных средств, однако по ее мнению, Воднев Д.Н. должен был исполнить представление - вновь обратиться в суд с иском о взыскании с ФИО7, излишне выплаченных денежных средств.

Таким образом суд считает, что при изложенных выше обстоятельствах в совокупности, представление от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признанно законным.

Поэтому, начальник отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднев Д.Н. не имел законной возможности для исполнения представление от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по результатам финансовой проверки и дал ответ на представление, позиция мотивирована.

При таких обстоятельствах Воднев Д.Н. достоверно понимал, что представление от ДД.ММ.ГГГГ, которым орган финансового контроля потребовал устранить нарушения, якобы допущенные при выплате субсидий в ДД.ММ.ГГГГ году гражданам ФИО6 в размере 143464,34 руб., ФИО7 в размере 85263,84 руб., является - не законным и изложил свою позицию в письменном виде, в качестве ответа на представление.

Таким образом, несогласие управления финансового контроля МО г.Новороссийска с ответом за на представление от ДД.ММ.ГГГГ,, не может служить основанием для привлечения должностного лица - начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднева Д.Н. к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Факт невыполнения начальником отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Водневым Д.Н. законного требования управления финансового контроля МО г.Новороссийска, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, именно так изложено в диспозиции статьи - не нашел своего объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица Воднева Д.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднева Д.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10, п. 2. ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск Воднева Дмитрия Николаевича прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

Судья /подпись/ Г.М. Чанов