ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-148/17 от 27.04.2017 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Ахтубинск 27 апреля 2017 года

Астраханской области

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лубянкина Ю.С.,

при секретаре Чернышовой И.А.

с участием законного представителя ФИО1

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Ахтубинск-Водоканал»

У С Т А Н О В И Л:

Согласно Приказу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ. в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении МУП «Ахтубинск-Водоканал», в ходе которой было установлено, что МУП «Ахтубинск-Водоканал», являясь юридическим лицом, основными видами и предметами деятельности которого, согласно п. 2.2 Устава, оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), сбор и очистка воды, управление эксплуатацией жилого фонда, производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, строительство и ремонт канализационных систем, удаление и обработка сточных вод, прочие коммунальные услуги и т.д., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами РФ предусмотрена административная ответственность, достоверно зная о том, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускается на основании специального разрешения, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ допустило осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от эксплуатации стационарных источников выбросов: <данные изъяты> без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, допустило несоблюдение экологических требований природоохранного законодательства.

В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области осуществлен выезд по адресам осуществления фактической деятельности МУП «Ахтубинск-Водоканал». В рамках осмотра территории было установлено, что в нарушении требований действующего законодательства предприятие, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такими загрязняющими веществами, как азот диоксид, азот оксид, углерод черный, сера диоксид, углерод оксид, бензагшрен, пыль неорганическая, <данные изъяты>, хлор, мазутная зола, образующимися от эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух организованного и неорганизованного типа, а именно: <адрес> в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вышеуказанные котельные МУП «Ахтубинск-Водоканал» используются для оказания услуг теплоснабжения населению и организациям. Котельные предприятия работают на газе, мазуте, что подтверждается справками МУП «Ахтубинск-Водоканал», где в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ гг. (начат ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время) было израсходовано <данные изъяты> тыс. м3 газа, и <данные изъяты> т. мазута. Согласно Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-р «О начале отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГг.», отопительный сезон начался ДД.ММ.ГГГГг.

В ходе осмотра территорий и помещений предприятия, котельные МУП «Ахтубинск- Водоканал» на момент осмотра, эксплуатировались, что подтверждается справкой о расходе газа ДД.ММ.ГГГГ., справкой о расходе жидкого топлива за ДД.ММ.ГГГГ.г., декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ год, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.; Договором безвозмездного пользования (ссуды) недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.; Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. «О закреплении недвижимого имущества за МУП «Ахтубинск-Водоканал» на праве хозяйственного ведения»; Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.; Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.; Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.; Техническими паспортами на котельные.

Для осуществления основной деятельности в пользовании общества имеется автотранспорт: <данные изъяты>, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по основным средствам МУП «Ахтубинск-Водоканал» за ДД.ММ.ГГГГ., договором от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии автотранспортных средств из хозяйственного ведения МУП «Ахтубинск-Водоканал». При проведении проверки не был представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, также отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ, что подтверждается служебной запиской отдела экологической экспертизы и нормирования от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 с изложенными в протоколе об административном правонарушении недостатками согласился, вину в совершении административного правонарушении признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Астраханский научно-производственный коллектив «Биоценоз»» и МУП «Ахтубинск-Водоканал» был заключен договор на создание научно-технической продукции, предметом данного договора является разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Однако, до настоящего времени, указанный проект не разработан, в связи с чем, МУП «Ахтубинск-Водоканал» не имел возможности получить специальное разрешение выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Просил суд назначить административное наказание с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, представленные к нему материалы, выслушав мнение законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к следующему.

Часть 1 статья 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На основании п.1 ст.22 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Вина МУП «Ахтубинск-водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); приказом о проведении плановой/выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д); актом проверки органом государственного контроля, органом муниципального контроля юридического лица по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (л.д. свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. Уставом муниципального унитарного предприятия «Ахтубинск-Водоканал» (л.д.); договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении имущества за МУП «Ахтубинск-Водоканал» на праве хозяйственного ведения (л.д.);договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. постановлением администрации МО «город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении имущества за МУП «Ахтубинск-Водоканал» на праве хозяйственного ведения(л.д.); договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Ахтубинск» в хозяйственное ведение МУП «Ахтубинск-Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору безвозмездного пользования (ссуды) недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. договором хозяйственного ведения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); балансовой ведомостью организации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); служебной запиской начальника отдела экологической экспертизы и нормирования ФИО2 (л.д.); справкой о расходе бензина и дизельного топлива за ДД.ММ.ГГГГ год по автотранспорту МУП «Ахтубинск-Водоканал» (л.д.); справкой по котельным МУП «Ахтубинск-Водоканал» (л.д); справкой о фактическом расходе жидкого топлива котельными МУП «Ахтубинск-Водоканал» (л.д.); техническими паспортами котельных МУП «Ахтубинск-Водоканал» (л.д. предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований / от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); распоряжением о начале отопительного сезона -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д договором поставки газа Д от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и МУП «Атубинск-Вдоканал» (л.д.); договором поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и МУП «Атубинск-Вдоканал» (л.д. постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении недвижимого имущества за МУП «Ахтубинск-Водоканал» на праве хозяйственного ведения (л.д); актом приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «<адрес>» на праве хозяйственного ведения МУП «Ахтубинск-Водоканал» (л.д. декларацией о плате за воздействие на окружающую среду (л.д. расчетом суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (л.д. программой производства экологического контроля (л.д. приказами МУП «Ахтубинск-Водоканал» о назначении ответственных лиц от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. копией федерального статистического наблюдения (л.д. протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); протоколом планового осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и территорий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении отношении МУП «Ахтубинск-водоканал» составлен в присутствии директора ФИО3, копия указанного протокола вручена директору МУП «Ахтубинск-водоканал» ФИО3 в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Принимая во внимание, что специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует, а также МУП «Ахтубинск-водоканал» не представлено доказательств о проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, указанные факты свидетельствуют о совершении МУП «Ахтубинск-водоканал», использующего стационарные источники выбросов загрязняющих веществ – котельных <данные изъяты> административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, поскольку объективную сторону этого правонарушения образует отсутствие специального разрешения и проведения инвентаризации у субъектов хозяйственной или иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.

Из вышеизложенного следует, что МУП «Ахтубинск-водоканал совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.4 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.

При назначении наказания суд учитывает, что МУП «Ахтубинск-Водоканал» ранее к административной ответственности не привлекалось, характер совершенного административного правонарушения, а также тот факт, что юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности принимались меры для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, что подтверждается договором на создание научно-технической продукции заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Астраханский научно-производственный коллектив «Биоценоз»» и МУП «Ахтубинск-Водоканал», в связи с чем, считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.

При этом суд полагает возможным снизить размер минимального административного штрафа предусмотренного административной санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде четырехсот тысяч рублей до двухсот тысяч рублей, на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П исходя из которой следует, что административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю.

Руководствуясь ст.ст.29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное унитарное предприятие «Ахтубинск-водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> с уплатой штрафа в федеральный бюджет по следующим реквизитам:

Наименование получателя: <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.С. Лубянкина