ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-148/2021 от 27.05.2021 Охинского городского суда (Сахалинская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 мая 2021 года город Оха, Сахалинская область

Судья Охинского городского суда Сахалинской области Меркулова О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении

должностного лица - исполняющего обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, паспорт серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

установил:

постановлением заместителя Охинского городского прокурора Сахалинской области Курановым Н.Е. по результатам рассмотрения материалов проверки о неисполнении исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А. законных требований прокурора об устранении выявленных нарушений закона возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, что исполняющая обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычкова Н.А.ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес> умышленно не выполнила требование прокурора, вытекающее из его полномочий, установленных федеральным законом.

В судебном заседании должностное лицо - Рычкова Н.А. вину в совершении административного правонарушения не признала, указав на отсутствие в ее действиях признаков состава указанного административного правонарушения, поскольку по результатам проведенной городской Охинской прокуратурой проверкой, было вынесено представление, поступившее в администрацию 01 марта 2021 года, о принятии мер для отмены постановления главы администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 25 апреля 2017 года и обязать <данные изъяты> освободить земельный участок с кадастровым номером . Администрация МО ГО «Охинский» отказалась исполнять предписание, о чем был подготовлен ответ в прокуратуру, который был ею подписан, как исполняющей на тот период времени обязанности главы МО ГО «Охинский». При рассмотрении представления прокурора она не присутствовала. Комитетом по управлению муниципальным имуществом и экономике МО ГО «Охинский», к ведению которого относится регулирование земельных отношений, был подготовлен ответ, с которым она полностью согласилась, об отсутствии оснований для удовлетворения представления. Также указала на то, что постановление от 25 апреля 2017 года было вынесено после того, как в адрес администрации прокурором было вынесено представление о незаконности действий, связанных с отказом администрации в заключении договора аренды с <данные изъяты>

Одновременно Рычкова Н.А. в судебном заседании указала на то, что постановление заместителем Охинского городского прокурора Сахалинской области о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено 09 апреля 2021 года, в тот же день с данным постановлением она была ознакомлена и получила его копию. Считает, что указание на год вынесения данного постановления «2018» является технической опиской.

Заместитель Охинского городского прокурора Сахалинской области Куранов Н.Е. в судебном заседании указал на наличие в действиях должностного лица Рычковой Н.А. признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Утверждал, что при проведении проверки по сообщению, поступившему от природоохранного прокурора Сахалинской области, были установлены нарушений требований закона при решении вопроса о предоставлении в аренду используемого <данные изъяты> земельного участка. Также утверждал, что представление прокурора, на которое ссылается Рычкова Н.А., не содержало указаний для администрации к заключению договора аренды договора, данные требования не могут быть выдвинуты с учетом гарантированного законом право на свободу договора.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 данного Кодекса.

Абзацем вторым части 3 указанной статьи предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Санкцией статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Закона о муниципальной службе).

Из представленных материалов следует, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО4 с 01 октября 2015 года Рычкова Н.А. назначена на должность первого заместителя главы муниципального образования городской округ «Охинский», первого заместителя главы администрации муниципального образования городской округ «Охинский».

До настоящего времени Рычкова Н.А. пребывает в данной должности, которая не является выборной, включена в Реестр муниципальных служащих городского округа "Охинский", что следует из взаимосвязанных положений Закона Сахалинской области от 06.07.2007 года № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области», разработанного в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» Устава муниципального образования городской округ «Охинский» и Решения Охинского районного Собрания от 30.09.2005 N 2.55-7 "О Положении о муниципальной службе в муниципальном образовании городской округ "Охинский", которым утверждены как Реестр должностей муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ "Охинский", так и Перечень выборных муниципальных должностей в муниципальном образовании городской округ "Охинский".

На основании распоряжения от 18 июня 2020 года Рычкова Н.А. приступила к исполнению обязанностей главы муниципального образования городской округ «Охинский», главы администрации муниципального образования городской округ «Охинский», при этом она не освобождена от занимаемой ею должности первого заместителя главы муниципального образования, главы администрации муниципального образования.

Таким образом, Рычкова Н.А. являлась временно исполняющей обязанности главы муниципального образования, а занимаемая ею на постоянной основе должность первого заместителя главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования входит в перечень наименований муниципальных должностей муниципальной службы, к которому в силу положений ч.3 ст. 3.11 КоАП РФ может быть применено административное наказание в виде дисквалификации, а потому, суд приходит к выводу, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А., подлежит рассмотрению районным судом.

В силу требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего из Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, обращения ФИО5 относительно нарушения федерального законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Охинского района, а также с целью проверки исполнения земельного законодательства, 25 и 28 сентября 2020 года Охинским городским прокурором были приняты решения о проведении проверки двух юридических лиц (<данные изъяты> и <данные изъяты>), направлением деятельности которых является сбор, транспортирование, обезвреживание и размещение отходов. Было установлено, что фактическим осуществлением деятельности данных организаций – производственной площадкой является земельный участок с кадастровым номером , который в аренду был предоставлен <данные изъяты>

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, прокурор или его заместитель выносит представление об устранении нарушений закона, что регламентировано положениями ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

26 февраля 2021 года Охинским городским прокурором Сахалинской области в адрес исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А. было вынесено представление, в котором указано на выявленные в ходе проводимой прокуратурой проверки нарушения требований действующего земельного законодательства в части предоставления земельного участка с кадастровым номером

Данное представление было вынесено в адрес главы муниципального образования исходя из того, что по результатам проведенной прокуратурой проверкой были установлены нарушения требований законодательства при принятии бывшим главой МО ГО «Охинский» ФИО6 решения о предоставлении <данные изъяты> в аренду земельного участка.

Кроме того, в силу положений ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ. В соответствии с абзацем 15 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 4 и частью 7 статьи 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, что также определено Уставом муниципального образования Городской округ «Охинский», из которого следует, что именно глава муниципального образования являясь одновременно главой администрации муниципального образования заключает договоры и соглашения с юридическими лицами всех организационно-правовых форм собственности.

Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. При этом исполнимость представления прокурора является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями.

Представление Охинского городского прокурора Сахалинской области содержит требования и конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Основанием вынесения представления явились, выявленные прокуратурой факты нарушения требований действующего земельного законодательства бывшим главой муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО6 при принятии им постановления от 25 апреля 2017 года о предоставлении <данные изъяты> в аренду земельного участка с кадастровым номером

Из ответа на представление прокурора следует, что договор аренды указанного земельного участка заключен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, <данные изъяты> были выполнены все предусмотренные постановлением главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 30 октября 2014 года , мероприятия по переводу земель из категории «земли запаса» в иную категорию.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 8 ЗК РФ регламентировано, что перевод земель иного целевого назначения в другую категорию осуществляется органами местного самоуправления.

Статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы документы, поименованные в ч. 4 этой статьи. Заключение государственной экологической экспертизы необходимо в случае, если ее перевод предусмотрен федеральными законами (п. 4 ч. 4 ст. 2).

В ст. 4 указанного Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ также названы основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Одним из таких оснований является наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в число принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду входят: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу положений Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. При этом обязательной экологической экспертизе подлежат проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Проанализировав изложенное, исходя из обстоятельств фактического использования земельного участка, предоставленного в аренду на основании постановления главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 25 апреля 2017 года , обоснованными являются выводы прокурора, изложенные в представлении на имя исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А. в обоснование требований об устранении выявленных нарушений законодательства.

Вынесение прокурором данного представления охватывается полномочиями прокурора и соответственно, выдвинутые прокурором в представлении требования вытекают из предусмотренных положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации, полномочий прокурора.

Требования прокурора, изложенные в представлении, которое 01 марта 2021 года было получено администрацией МО ГО «Охинский», не были выполнены, а также не обжаловались в установленном законом порядке.

31 марта 2021 года от исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А. в адрес Охинского городского прокурора был направлен ответ об отказе в принятии мер по устранению нарушений закона, указывая на их отсутствие.

Ответ исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А., фактически сводится к выражению несогласия с доводами прокурора, изложенными в обоснование требований указанных в представлении об устранении нарушений законодательства, тогда как в силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

При изложенных обстоятельствах, установленным является наличие признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание, что именно Рычкова Н.А., которая в марте 2021 года на основании распоряжения от 18 июня 202 года исполняла обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский», выразила отказ в исполнении представления прокурора, а также учитывая существо выдвинутых прокурором требований, решение которых относится к компетенции главы муниципального образования, то суд признает установленным виновность должностного лица Рычковой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вина должностного лица Рычковой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается совокупностью представленных и исследованных доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; представлением об устранении нарушений законодательства от 26 февраля 2021 года; ответом исполняющей обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» Рычковой Н.А. от 31 марта 2021 года о рассмотрении представления; распоряжением от 18 июня 2020 года об исполнении обязанностей главы МО ГО «Охинский; распоряжением от 30.09.2015 года о переводе Рычковой Н.А. на должность первого заместителя главы МО ГО «Охинский», первого заместителя главы администрации МОЛ ГО «Охинский» и копией должностной инструкции от 15 июля 2020 года по указанной должности, лист ознакомления Рычковой Н.А. с данной инструкцией; материалами проверки по обращению ФИО5, поступившими в Охинскую городскую прокуратуру Сахалинской области из Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которых следует, что 25 и 28 сентября 2020 года Охинским городским прокурором Сахалинской области ФИО7 были приняты решения о проведении проверки в <данные изъяты> и <данные изъяты> с целью проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ места фактического осуществления деятельности <данные изъяты> постановлениями главы Мо ГО «Охинский» от 30 октября 2014 года , от 25 апреля 2017 года .

Исследованные доказательства соответствуют требованиям закона, согласуются между собой, сомнений в своей достоверности не вызывают, отвечают требованиям относимости и допустимости, их совокупность является достаточной.

Каких-либо существенных нарушений требований закона при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Рычковой Н.А., не установлено. Учитывая, что сторонами по делу не оспаривалась дата вынесения указанного постановления, а также исходя из очевидности времени, когда постановление было вынесено, суд признает несущественным нарушением, допущенную техническую опечатку при указании года вынесения постановления «2018» и считает, что указанная ошибка не влечет незаконность постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, так как иных нарушений законодательства допущено не было, поскольку данное доказательство вынесено уполномоченным должностным лицом, по своим форме и содержанию отвечает требованиям закона, в частности, содержит указание на дату, место и обстоятельства административного правонарушения. Суд признает установленным, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении заместителем Охинского городского прокурора Сахалинской области вынесено 09 апреля 2021 года.

Доводы должностного лица Рычковой Н.А. о том, что постановление от 25 апреля 2017 года главой МО ГО «Охинский» ФИО6 было вынесено во исполнение ранее вынесенного предписания прокурора, суд признает несостоятельными. Из материалов проверки по обращению ФИО5 следует, что 05 ноября 2016 года в адрес главы муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО8 было вынесено представление, связанное с вопросом предоставления <данные изъяты> в аренду земельного участка с кадастровым номером . Однако, выдвинутые прокурором в данном представлении требования никоим образом не понуждают к заключению договора аренды с указанным Обществом.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица Рычковой Н.А., не установлено.

Оснований освобождения Рычковой Н.А. от административной ответственности не имеется.

При назначении административного наказания также учитываются в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характер правонарушения, конкретные обстоятельства дела, данные, характеризующие личность правонарушителя, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, исходя из устных пояснений лица в отношении которого ведется производство по делу и при отсутствии данных опровергающих данные обстоятельства.

Проанализировав изложенное, полагаю, что для достижения целей назначения административного наказания, которое является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, возможно исправление должностного лица Рычковой Н.А. путем наиболее мягкого административного наказания, предусмотренного санкцией статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в виде административного штрафа.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также издержек, предусмотренных ч.1 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

должностное лицо Рычкову Н.А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

Административное наказание в виде административного штрафа подлежит перечислению на счет Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), лицевой счет № 04611256750, ИНН 6501025864, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, код дохода 41511690010016000140, Банк получателя платежа отделение Южно-Сахалинск г. Южно-Сахалинска, р/счет 40101810900000010000, КБК18811690040040000140.

Рычковой Н.А. разъясняется, что штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, по истечении указанного срока штраф будет взыскан в принудительном порядке.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ О.П. Меркулова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>