Дело № 5-148/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Владикавказ 15 ноября 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Хачатурянц С.П.,
с участием представителя ФИО1 ФИО5 – ФИО1 ФИО27, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
консультанта отдела контроля и надзора за сохранением объектов культурного наследия Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания – ФИО2 ФИО30,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
установил:
ФИО1 ФИО5 вменяется, что ДД.ММ.ГГГГ года по результатам проведения инспекционного визита объекта культурного наследия «Дом, где в 1928-1961 гг. жил и умер участник борьбы за Советскую власть ФИО3», расположенного по адресу: <адрес>, составлен акт, согласно которому выявлено нарушение индикаторов риска обязательных требований, утвержденных Постановлением Правительства РСО-Алания от 29 сентября 2021 года №343 «Об утверждении положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия», а именно: наличие информации о нарушении требований к содержанию и использованию объекта контроля, действия (бездействия) контролируемого лица, несущие риск причинения вреда объекту культурного наследия. По итогам проведенного осмотра объекта, ФИО1 ФИО5 было выдано предписание №3/2023в от 17 июля 2023 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 11 сентября 2023 года.
Согласно акту инспекционного визита №4 от 2 октября 2023 года требования предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований №3/2023в от 17 июля 2023 года ФИО1 ФИО5 не исполнены.
По данному факту 2 октября 2023 года консультантом отдела контроля и надзора за сохранением объектов культурного наследия Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания ФИО2 ФИО30 в отношении ФИО1 ФИО5 составлен протокол №04/2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
На рассмотрение дела об административном правонарушении ФИО1 ФИО5 не явилась.
Представитель ФИО1 ФИО5 – ФИО1 ФИО27 в судебном заседании вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, не признал, пояснил, что ФИО1 ФИО5 не устранила выявленные Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания нарушения, в связи с тем, что уведомление об ограничении (обременении) прав собственника ФИО1 ФИО5 не получала, ввиду чего и делала ремонт в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Консультант отдела контроля и надзора за сохранением объектов культурного наследия ФИО2 ФИО30, сведения, изложенные в протоколе, поддержала в полном объеме. Пояснила, что возможно ФИО1 ФИО5 и не знала о том, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия, однако на сайте Комитета есть актуальная информация об объектах культурного наследия. ФИО1 ФИО5 должна была обезопасить себя и направить запросы в соответствующие органы, чтобы узнать, является ли нежилое помещение объектом культурного наследия.
Кроме того, ФИО2 ФИО30 пояснила, что ФИО1 ФИО5 было направлено уведомление об ограничении (обременении) прав собственника заказной почтой по месту регистрации, и ФИО1 ФИО5 была ответственна за получение направляемой ей по месту регистрации корреспонденции.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.18 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия и т.д.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24.08.2005 №53-РЗ «О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа РСО-Алания», региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия осуществляется республиканским органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно ст. 1 Положения «О комитете по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания», Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим функции в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Северная Осетия-Алания в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии со ст. 18.1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24.08.2005 N 53-РЗ (ред. от 24.12.2022) "О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания" федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) в соответствии с Федеральным законом направляют в республиканский орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.
По истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, республиканский орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в республиканский орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия республиканским органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Согласно приложенной к материалам дела выписке из Приказа Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2009 года №7 «Об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания», направленной в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания (исх.№05/22 от 22 февраля 2022 г.), в целях обеспечения сохранности расположенных на территории РСО-Алания объектов, представляющих историческую, научную, художественную и культурную ценность, объект культурного наследия «Дом, где в 1928-1961 гг. жил и умер участник борьбы за Советскую власть ФИО3», расположенный по адресу: <адрес>, внесен в Перечень выявленных объектов культурного наследия РСО-Алания.
В соответствии с ч. 8 ст. 18.1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24.08.2005 N 53-РЗ (ред. от 24.12.2022) "О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания" Республиканский орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные частями 1 - 3 статьи 47.2 настоящего Закона.
Как усматривается из материалов дела, 22 февраля 2022 года исх.№05/22 ФИО1 ФИО5, по адресу регистрации: <адрес>, было направлено уведомление об ограничении (обременении) прав собственника.
Согласно почтовому конверту ФИО1 ФИО5 уведомление об ограничении (обременении) прав собственника не получила. Как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором – №, сформированного официальным сайтом Почты России, почтовый конверт 08.04.2022 г. был вручен отправителю в связи с неудачной попыткой вручения ФИО1 ФИО5
В соответствии с ч.12 ст. 18.1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24.08.2005 N 53-РЗ (ред. от 24.12.2022) "О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания" обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного частью 8 настоящей статьи уведомления.
Сведения, подтверждающие, что ФИО1 ФИО5 получила уведомление об ограничении (обременении) прав собственника, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд не видит оснований ставить под сомнения доводы представителя ФИО1 ФИО5 – ФИО1 ФИО27, согласно которым ремонтные работы по адресу: <адрес>, проводились в связи с отсутствием сведений об ограничении (обременении) прав собственника.
По данному поводу консультант отдела контроля и надзора за сохранением объектов культурного наследия ФИО2 ФИО30 пояснила, что не занимается направлением почтовой корреспонденции собственникам помещений, однако считает, что ФИО1 ФИО5 была надлежаще уведомлена Комитетом об ограничении (обременении) прав собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, производство по делу по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФИО1 ФИО5 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 КоАП РФ,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес> (паспорт №, выдан <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года, код подразделения №), прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.П. Хачатурянц