ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-148/2023 от 30.08.2023 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Покровск 30 августа 2023 года

Судья Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) Никиенко Н.К., при секретаре Кузьминой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьи 15.14 КоАП РФ в отношении руководителя МКУ «УФКиС» МР «Хангаласский район» РС(Я) Никифорова Юрия Юрьевича

у с т а н о в и л :

16 июня 2020 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении руководителя МКУ «УФКиС» МР «Хангаласский район» РС(Я) Никифорова Юрия Юрьевича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно возражения представителя по доверенности Теплых Р.П. просят производство по делу прекратить. При этом указала, что согласно ст.306.4 п. 1 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете; сводной бюджетной росписью; бюджетной росписью; лимитами бюджетных обязательств; бюджетной сметой; договором (соглашением); правовым актом, являющимся основанием для предоставления названных средств.

В выписке из сводной бюджетной росписи (расходы) МР «Хангаласский улус» на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г. МКУ ФКиС по состоянию на 31 декабря 2021 г. целевая статья обозначена цифрами <данные изъяты> (в платежных поручениях целевая статья такая же); вед.- <данные изъяты> раздел -<данные изъяты> (в платежных поручениях такие же); КОСГУ «Заработная плата» обозначена <данные изъяты>, в платежных поручениях также указана КОСГУ <данные изъяты>. Соответственно, использование денежных средств соответствует направлениям (целям) их использования, определенным сводной бюджетной росписью;

Считают, что по данному делу отсутствует объективная сторона состава правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ, что исключает производство по делу об административном правонарушении. Нарушение премии с превышением установленного Положением ограничения (не более 9 % от общего фонда оплаты труда) не относится к нецелевому использованию в том смысле, который вложен в ст.306.4 БК РФ и ст.15.14 КоАП РФ, и является неэффективным использованием денежных средств.

В постановлении от 30 октября 2019 г. № 285 об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера объем премии не должен превышать 2 % от общего ФОТ. Однако, согласно Приложению 1 в Перечне учреждений, находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус» МКУ ФКиС не значится. В отношении руководителя МКУ ФКиС установлено ограничение о выплате стимулирующего характера в объеме не более 9 % от общего фонда оплаты труда, указано, что постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 октября 2021 г. Таким образом, довод о том, что руководителем МКУ ФКиС превышен утвержденный лимит в размере не более 9 % не состоятельно, что вытекает из следующего расчета:

- лимит бюджетных обязательств МКУ - <данные изъяты> руб; 9 % от ЛБО – <данные изъяты> руб.

Сумма премии начисленная с октября по декабрь 2021 г. равна <данные изъяты> коп. (октябрь – <данные изъяты> руб., ноябрь – <данные изъяты> руб., декабрь – <данные изъяты> руб., что составляет ниже установленного ограничения 9 % от ЛБО – <данные изъяты> руб.

Согласно ч.8 ст. 33 ФЗ №41 «О счетной палате РФ» контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, не включенные в годовой план работы Счетной палаты, не проводятся. Аналогичная норма содержится в ст. 13 Регламента КСП МР «Хангаласский улус» от 20 апреля 2018 г. В плане мероприятий Контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» от 2023 г. с внесенными изменениями, опубликованном на официальном сайте Администрации МР «Хангаласский улус» в числе проверяемых учреждений МКУ ФКиС отсутствует. Таким образом, считают что проверка не включенная в годовой план работы незаконна и как следствие протокол является недопустимым.

Также пропущен срок давности привлечения к административной ответственности. Согласно ст.4.5 ч.2 за нарушения бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности. В то же время, ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок привлечения к ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации. Согласно Обзора судебной практики ВС РФ от 23 ноября 2005 г. «Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2005 г.», правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП РФ не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств. В данном случае руководитель учреждения МКУ ФКиС относится к кругу субъектов которым применяется административного наказания в виде дисквалификации, следовательно применяется годичный срок привлечения к административной ответственности.

В протоколе об административном правонарушении не указана конкретная часть статьи КоАП РФ.

В судебное заседание представители контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» не явились, согласно ходатайства просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Никифоров Ю.Ю. и его представитель Теплых Р.П. поддержали доводы изложенные в возражениях и просят производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения. Кроме того, Никифоров Ю.Ю. пояснил, что стимулирующие выплаты предусмотрены по штатному расписанию, а выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий была назначена ему на основании распоряжения Администрации МР «Хангаласский улус».

Изучив материалы дела, и заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как установлено в судебном заседании, Никифоров Ю.Ю. с 8 июня 2020 г. до 18 октября 2022 г. являлся руководителем МКУ «Управление по физической культуре и спорту» Муниципального района «Хангаласский улус».

Согласно п. 3 абз.3, п.5, п. 10 распоряжения главы Администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) от 12 октября 2021 г. № 283 «О внесении изменений в Постановление администрации МР «Хангаласский улус» от 30 октября 2019 г. № 285 «Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус» было установлено что выплаты стимулирующего характера руководителям в том числе МКУ «Управление по физической культуре и спорту» производятся в виде премий и выплачиваются из средств фонда премирования за счет бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда, объем которых составляет не более 9 % от общего фонда оплаты труда. Годовой объем премий руководителям учреждений устанавливается ежегодно распоряжением администрации МР «Хангаласский улус» в отношении каждого руководителя учреждения. Премирование руководителей учреждений производится на основе распоряжения главы МР «Хангаласский улус». Вышеуказанное постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 октября 2021 г.

В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 гг. было выявлено, что Никифоров Ю.Ю. нарушил абзац 3 п.3 Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус», утвержденного постановлением администрации от 12 октября 2021 г. № 283 «О внесении изменений в Постановление Администрации МР «Хангаласский улус» от 30 октября 2019 г. № 285 «Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус», согласно котором руководителям МКУ «Управление по физической культуре и спорту» Муниципального района «Хангаласский улус» производятся в виде премий и выплачиваются из средств фонда премирования за счет бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда, объем которых составляет не более 9 % от общего фонда оплаты труда.

Согласно отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2022 г. лимит бюджетных обязательств фонда оплаты труда учреждения за 2021 г. составил на сумму <данные изъяты> руб.

В 2021 г. объем выплат стимулирующего характера составляет не более 9 % от общего фонда оплаты труда в сумме <данные изъяты> руб. 20 коп., на основании карточки-справки № 137 за 2021 г. фактически выплачено стимулирующих и премиальных выплат всего на сумму <данные изъяты> коп.:

- январь – <данные изъяты> руб.

- февраль – <данные изъяты> руб.

- март – <данные изъяты> руб.

- апрель – <данные изъяты> руб.

- май – <данные изъяты> руб.

- июнь – <данные изъяты> руб.

- июль – <данные изъяты> руб.

- июль – <данные изъяты> руб.

- август – <данные изъяты> руб.

- сентябрь – <данные изъяты> руб.

- октябрь – <данные изъяты> руб.

- ноябрь – <данные изъяты> руб.

- декабрь – <данные изъяты> руб.

- декабрь – <данные изъяты> руб.

тем самым оплата произведена сверх утвержденного лимита платежными поручениями от 1 октября 2021 г., от 27 октября 2021 г., от 3 декабря 2021 г., от 9 декабря 2021 г. на сумму <данные изъяты> руб., в том числе по статье <данные изъяты> «Заработная плата – <данные изъяты> руб., по статье <данные изъяты> «начисления на выплаты по оплате труда» – <данные изъяты> руб.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно Бюджетного законодательства, не любое отступление учреждения от локальных актов является нецелевым использованием средств субсидии, а лишь то, которое свидетельствует о направлении средств не на те цели, для которых они предназначались. Нарушение установленного порядка премирования, выразившееся в выплате премий, не свидетельствует о нецелевом расходовании.

Более того, суду не представлены документы, подтверждающие выплату сверх утвержденного лимита именно руководителем МКУ «Управление по физической культуре и спорту» Муниципального района «Хангаласский улус» Никифоровым Ю.Ю.

Кроме того, согласно п.II Плана работы Контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» на 2023 г., утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» от 30 декабря 2022 г. № 8 проверка бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 года» не предусмотрена.

В судебном заседании также установлено, что в ходе проверки не установлен перерасход денежных средств выделенных по статье 211, 213. Следовательно, нет и оснований для вывода о нецелевом использовании руководителя МКУ «УФКиС» МР «Хангаласский район» РС(Я) Никифорова полученных в виде премиальных выплат.

Таким образом, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 15.14 КоАП РФ в отношении руководителя МКУ «УФКиС» МР «Хангаласский район» РС(Я) Никифорова Юрия Юрьевича прекратить за отсутствием события правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд РС(Я) со дня получения или вручения копии постановления.

-

-

Судья: Н.К. Никиенко