Дело № 5-1495\14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
<...> 7 августа 2014 г.
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Ротов С.Д. с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, - ФИО7, представившего доверенность <адрес>8, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее-ОАО «РЖД») (<адрес>, <адрес>, ИНН №, ОЕРН №),
установил:
ОАО «РЖД» сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Дата в Дата. на железнодорожную станцию ФИО3 (таможенный пост железнодорожный пункт пропуска «ФИО3» ФИО4 таможни) из <адрес> на таможенную территорию Таможенного союза прибыл поезд № №, в составе которого находился вагон № с товаром.
Перевозчиком - ОАО «РЖД» в качестве уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза были представлены поездная ведомость № от Дата года, натурный лист поезда № № железнодорожная накладная № от Дата года, инвойс № от Дата года, инвойс № от Дата года.
Согласно представленным транспортным товаросопроводительным документам (далее - ТСД) от отправителя <адрес> в адрес получателя <адрес>) перемещался товар - краска «ТИККУРИЛА» и рекламные материалы в количестве 77 грузовых мест, общим весом брутто 41047,34 кг, стоимостью <данные изъяты> евро, место доставки - <адрес>. Какие-либо заявления от представителя перевозчика до уведомления таможенного органа о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, т.е. до подачи ТСД либо в момент предоставления ТСД, не предоставлялись.
В результате таможенного досмотра было установлено, что согласно инвойсу от Дата № рекламная продукция ввозится в количестве 3590 экземпляров, вес нетто 409,85 кг, вес брутто 450,84 кг. В результате взвешивания вес нетто рекламной продукции составил 556 кг. Вес брутто рекламной продукции на поддонах (в деревянной обрешетке) составил 652 кг. Превышение веса брутто (вес поддона в деревянной обрешетке, с рекламной продукцией) против инвойса № от Дата составило 201 кг. При досмотре 75 паллетов установлено, что на них перемещается краска производства фирмы <адрес>) в металлических банках разных емкостей, упакованная в деревянные ящики. Согласно инвойсу от Дата № вес нетто составляет 38866,60 кг, вес брутто - 40596,50 кг, в количестве 12035 шт. В результате взвешивания вес нетто краски составил 38638 кг, вес брутто на паллетах - 42913 кг. Фактическое превышение веса брутто против инвойса № от Дата составило 2317 кг. Общее количество банок соответствует инвойсу № от Дата года.
Таким образом, в ходе таможенного досмотра установлено, что фактический вес брутто товара, перемещаемого в вагоне № №, не соответствует сведениям, указанным в железнодорожной накладной № и инвойсах № №
В соответствии со статьями 158, 159 ТК ТС перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязан предоставить таможенному органу транспортные и имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, содержащие достоверные сведения, в том числе о количестве грузовых мест, наименовании, весе брутто товаров (в килограммах). Согласно пп. 33 п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от Дата № под массой "брутто" понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, ящик, представляющий собой деревянную обрешетку с поддоном, в которую упакован товар для перевозки, входит в вес брутто товаров.
Перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены ТСД, содержащие недостоверные сведения о весе брутто товаров, за что предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.
Днем совершения административного правонарушения является- Дата года, местом совершения - ФИО1 таможни.
В качестве доказательств по делу об административном правонарушении изъяты и приобщены к материалам дела копия поездной ведомости № от Дата года, копия натурного листа поезда № №, копия железнодорожной накладной № от Дата года, инвойс № от Дата года, инвойс № от Дата года, акт общей формы № от Дата (том № л.д. 10).
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, не изымался.
Событие административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копией поездной ведомости № от Дата года, копией натурного листа поезда № № копией железнодорожной накладной № от Дата года, инвойсом № от Дата года, инвойсом № от Дата года, актом общей формы № от Дата года, АТД № №.
Из письма от Дата отправителя «Тиккурила ою» следует, что для обеспечения сохранности согласно требованиям железной дороги груз перемещается в деревянной обрешетке. Фактическое взвешивание товара и упаковки перед отправкой не производилось. Правонарушение, возможно, вызвано погрешностью в программе, указывающей вес товара, а также наличием деревянной обрешетки (том № л.д. 248).
Из письма № 48/РТД от Дата и.о. первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги ФИО6 следует, что Общество признает факт правонарушения, просит не производить изъятие товара и согласно с привлечением к административной ответственности (том № л.д.4).
Из протокола опроса ФИО9ФИО2 С.Н., обнаружившего факт административного правонарушения, видно, что им в ходе таможенного контроля установлен факт сообщения перевозчиком ОАО «РЖД» в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза (л.д. 9-11).
В настоящем судебном заседании защитник Общества ФИО7 указал на нарушения ФИО4 таможней норм процессуального законодательства, допущенных, по его мнению, в ходе административного расследования. В частности, он указывает на несвоевременное возбуждение дела об административном правонарушении.
Как указано в части второй ст. 28.7 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Поскольку для выявления этого факта потребовалось дополнительное время, должностное лицо таможни возбудило дело не сразу по окончании таможенного досмотра, а спустя некоторое время.
По мнению защитника, не исследован основополагающий вопрос о вине, поскольку не установлено противоправности содеянного и виновности ОАО "РЖД". Обществом были представлены к таможенному оформлению все необходимые, согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, документы. Отправку вагона осуществил финский грузоотправитель без участия представителя ОАО "РЖД". Перевозчик не имел реальной возможности проверить достоверность сведений, указанных в документах. Вагон и документы проверены таможней страны отправления.
Не учтена специфика международной перевозки грузов. Перевозка грузов с территории Финляндии осуществляется по российско-финляндскому соглашению, и железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность приложенных документов. Отправитель несет ответственность за все последствия, возникшие в результате неправильности сведений, указанных в документах. Поэтому должны применяться Правила, предусмотренные международным договором. Железная дорога имеет лишь право, но не обязанность по проверке достоверности сведений, указанных в накладной.
Утверждение защиты о том, что перевозчик не имел реальной возможности убедиться в достоверности сведений, указанных в железнодорожных документах, не соответствует положениям § 2 ст. 11 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении, подписанных в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (заключено в Дата г.) следует, что железная дорога имеет право в соответствии с национальным законодательством проверить соответствует ли отправка сведениям, внесенным в накладную.
По смыслу данной нормы праву железной дороги корреспондирует обязанность отправителя предоставить перевозчику по требованию последнего возможность проверить до начала таможенных процедур соответствие внесенных отправителем в накладную сведений фактическим параметрам груза для надлежащего исполнения перевозчиком публично-правовой обязанности, установленной таможенным законодательством Российской Федерации, призванной обеспечить должный контроль таможенных органов Российской Федерации в ходе таможенного оформления товара при его прибытии. Перевозчиком не были приняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в ТСД, призванные обеспечить должное исполнение обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.
Материалами дела в полном объеме установлено, что представленные к таможенному оформлению документы на вагон N 28835536 поезда N 3626 прибывшего из Финляндии, не соответствовали действительности. Документы предоставлялись в соответствии с требованиями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза и действительно оформлены грузоотправителем, но представлены при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза ОАО "РЖД".
Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, несет ответственность в соответствии с законодательством государства, члена Таможенного союза.
Правонарушение совершено ОАО "РЖД" на таможенной территории Российской Федерации. Взаимоотношения контрагентов договора международной перевозки грузов не могут заменить действующее таможенное законодательство и ответственность за административные правонарушения при исполнении договора.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о вине ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, поскольку при вступлении в договорные отношения, связанные с международной перевозкой грузов, не проявлено должной осмотрительности к исполнению договора.
Таким образом, из полученных объяснений ОАО «РЖД», представители которого надлежащим образом не приняли мер по обеспечению проверки соответствия сведений о товаре, заявленном в ТСД, и фактически загруженном в вагон, следует, что при таких обстоятельствах перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм таможенного законодательства России и Таможенного союза, и, как следствие, при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик сообщил таможенному органу России недостоверные сведения о товаре.
Отношения между перевозчиком и таможенным органом Российской Федерации, которому перевозчик представляет для таможенного оформления ТСД, регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, а не договорными отношениями перевозчика с грузоотправителями, который в отношения с таможенными органами не вступает. Положения действующих международных договоров в области железнодорожных перевозок (Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении) не содержат запретов и препятствий для соблюдения перевозчиком правил и норм таможенного законодательства Таможенного союза.
Субъектом административного правонарушения, является лицо, фактически предоставившее документы и сведения, содержащие недостоверные сведения о товаре, в таможенный орган. Из документов и сведений, полученных в ходе расследования по данному делу, следует, что ТСД, содержащие недостоверные сведения о весе брутто товаров, для таможенного оформления подал представитель ОАО «РЖД». Данные обстоятельства, указывают на то, что ОАО «РЖД» является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Перевозчик ОАО «РЖД» не представил доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Согласно электронной базе данных Учетно-регистрационного отделения ФИО4 таможни ОАО «РЖД» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения в области таможенного дела что в соответствии со ст. 4.3 КоАП России является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (л.д. 14 Том № 2).
В ходе производства по данному делу иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, не было установлено.
Оснований полагать, что совершенное административное правонарушения является малозначительным, у суда не имеется – превышение веса брутто товаров превышало более двух тонн.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее-ОАО «РЖД») (<адрес>, <адрес>, ИНН №, ОЕРН №), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья__________________________ Ротов С.Д.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к ответственности: получатель - <данные изъяты>). ИНН №
№
Судья_______________________________Ротов С.Д.