ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1498/2021 от 20.07.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1498/2021

УИД 51RS0002-01-2021-004092-05

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

*** 20 июля 2021 года

Судья Первомайского районного суда *** Кутушова Ю.В., *** рассмотрев административное дело в отношении:

ФИО1, *** года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки *** пенсионерки, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшейся, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

*** в 14 часов 20 минут МСК на таможенный пост ФИО2 по направлению на «въезд» на таможенную территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Таможенный союз, Союз) из *** в качестве пассажира транспортного средства «TOYOTA HIACE» государственный регистрационный знак № *** прибыла гражданка Российской Федерации ФИО1, *** г.р.

Для совершения таможенных операций проследовала по зеленому коридору, пассажирскую таможенную декларацию не подавала. О товарах, подлежащих обязательному письменному декларированию, должностным лицам таможенного поста не заявляла.

В результате проведённого таможенного досмотра сопровождаемого багажа акт ***, принадлежащего ФИО1 было установлено, что в ручной клади (в пакете) гражданкой ФИО1 ввозится на таможенную территорию ЕАЭС, без декларирования следующий товар: два зелёных растения с желтыми цветками в пластиковых горшках, оклеенных цветной этикеткой. На этикетках имеется надпись «SUN SATION» и штрих-код ***, также имеется фотография подсолнуха, нанесенная типографским способом. Страна происхождения не установлена (далее – продукция растительного происхождения).

В своем объяснении ФИО1 пояснила, что умысла нарушить таможенное законодательство не имела, так как считала, что вся продукция растительного происхождения разрешена к ввозу и она ввозит вышеуказанный товар (продукцию растительного происхождения) из *** для личного пользования. Продукцию растительного происхождения не задекларировала, так как не знала, что данную продукцию необходимо декларировать при ввозе на территорию ЕАЭС.

Данная категория товара подпадает под контроль Россельхознадзора, осуществляющего свои полномочия в пункте пропуска. По результатам карантинного фитосанитарного контроля уполномоченным государственным инспектором Федеральной службы по фитосанитарному надзору был составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №*** от *** из которого следует, что растения для защищённого грунта в горшках - запрещены к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

Разрешительных документов (разрешения и сопроводительные документы Россельхознадзора), дающих право на ввоз вышеуказанного товара, представлено не было.

Общий вес товара, ввозимого ФИО1 на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, составил 1,4 кг.

Таким образом, товар подлежащий обязательному декларированию по установленной форме, перемещаемый ФИО1 идентифицированы таможенным органом, со слов ФИО1, акта таможенного досмотра товаров акт №******, акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №*** от *** и согласно маркировке, как продукция растительного происхождения, подлежащая карантинному фитосанитарному контролю, код ТН ВЭД ЕАЭС товаров – ***, в отношении которой установлены ограничения.

Таким образом, в рамках таможенного контроля товар подлежащий таможенному декларированию, перемещаемые гражданкой ФИО1, идентифицированы таможенным органом (со слов ФИО1, объяснения ФИО1, согласно данным АТО №******), продукция растительного происхождения – два зелёных растения с желтыми цветками в пластиковых горшках, оклеенных цветной этикеткой. На этикетках имеется надпись «SUN SATION» и штрих-код *** классифицируемые в товарной позиции 0602 ТН ВЭД ЕАЭС.

В судебном заседании ФИО1 в судебном заседании обстоятельств дела не оспаривала, пояснила, что не была знакома с таможенным законодательством и установленными ограничениями на ввоз товара.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:

- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-8);

- Актом таможенного осмотра товаров №****** от ***, которым было установлено, что ФИО1, в сопровождаемом багаже ввозит в Российскую Федерацию следующий товар: два зелёных растения с желтыми цветками в пластиковых горшках, оклеенных цветной этикеткой. На этикетках имеется надпись «SUN SATION» и штрих-код ***, также имеется фотография подсолнуха, нанесенная типографским способом. Страна происхождения не установлена (л.д. 15-16);

- Объяснением ФИО1 от ***, из которого следует, что умысла нарушить таможенное законодательство не имела, так как считала, что вся продукция растительного происхождения разрешена к ввозу и она ввозит вышеуказанный товар (продукцию растительного происхождения) из Королевства Норвегия для личного пользования. Продукцию растительного происхождения не задекларировала, так как не знала, что данную продукцию необходимо декларировать при ввозе на территорию ЕАЭС (л.д. 22-24);

- Актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от ***№***, в котором указано, что товар: растения для защищенного грунта в горшках запрещен к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС. Основание: отсутствие фитосанитарного сертификата (л.д. 20-21);

- Протоколом изъятия вещей и документов от ***№***, согласно которому, в качестве предмета административного правонарушения, у ФИО1 был изъят товар: два зелёных растения с желтыми цветками в пластиковых горшках, оклеенных цветной этикеткой. На этикетках имеется надпись «SUN SATION» и штрих-код ***, также имеется фотография подсолнуха, нанесенная типографским способом. Страна происхождения не установлена (л.д. 9-14);

- Служебной запиской отделения контроля таможенной стоимости *** таможни от ***№***, согласно которой таможенная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, по состоянию на *** составляет *** рублей (л.д. 37);

- Служебной запиской отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры *** таможни от ***№***, согласно которой товар – зеленые растения с желтыми цветами классифицируется в товарной подсубпозиции *** Международным законодательством установлены ограничения на перемещение через таможенную границу ЕАЭС указанного товара, в виде карантинных фитосанитарных мер (л.д.43);

- Протоколом об административном правонарушении №****** от *** (л.д. 45-47).

Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Статьей 2 ТК ЕАЭС определены понятия для целей ТК ЕАЭС:

пункт 3: «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;

пункт 7: «декларант» – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

пункт 10: «запреты и ограничения» – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов;

пункт 16: «лицо» – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;

пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;

пункт 32: «таможенная декларация» – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

пункт 35: «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

пункт 37: «таможенные операции» – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

пункт 41: «таможенный контроль» – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств–членов о таможенном регулировании;

пункт 45: «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

пункт 46: «товары для личного пользования» – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Как следует из пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от *** (далее – Договор), которым учрежден Евразийский экономический союз (далее – Союз, ЕАЭС), в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

В соответствии со статьей 59 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, ***) карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза (далее – перечень подкарантинной продукции), карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от ***№*** «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены: «Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Перечень подкарантинной продукции).

В соответствии с пунктом 3.1. Положения, карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.

Данным решением утверждено: «Положение о едином порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции). В перечень подкарантинной продукции включен товар - картофель свежий или охлажденный – код ТН ВЭД ЕАЭС 0701.

Таким образом, международными договорами в рамках Союза (ТК ЕАЭС, Договором от ***, решением Комиссии Таможенного союза от ***№***, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ***№***), которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, в отношении подконтрольного товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС ФИО1 для личного пользования, установлены ограничения на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС (в Российскую Федерацию) в виде карантинных фитосанитарных мер.

Согласно статье 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, в том числе связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.

Согласно пунктам 3, 6 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

Таким образом, ФИО1 осуществила ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования (два зеленых растения с желтыми цветками в пластиковых горшках), в отношении которых законодательством ЕАЭС применяются ограничения в виде карантинных фитосанитарных мер, не произвел декларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, ФИО1 совершила недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ФИО1, судьей признаются: совершение административного правонарушения впервые; признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО1, судьей не установлено.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ФИО1 ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекалась, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ей наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, без назначения штрафа.

Руководствуясь статьями 3.7, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Предметы административного правонарушения (продукция растительного происхождения):

- два зелёных растения с желтыми цветками в пластиковых горшках, оклеенных цветной этикеткой. На этикетках имеется надпись «SUN SATION» и штрих-код ***, также имеется фотография подсолнуха, нанесенная типографским способом. Страна происхождения не установлена,

изъятый по протоколу изъятия от *** и помещенные на ответственное хранение на склад временного хранения таможенного поста ФИО2 – конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд *** в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова