ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-149/17 от 22.09.2017 Омского районного суда (Омская область)

Резолютивная часть оглашена 22.09.2017

Мотивированный текст постановления составлен 25.09.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Омск 22 сентября 2017 года

Судья Омского районного суда Омской области Степанова Е.В., при секретаре Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно – технологический колледж», ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 4 по Омской области 30.10.1994

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно – технологический колледж», не выполнило в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ пункты предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного государственным инспектором Омского района по пожарному надзору ФИО3, а именно:

-в здании учебного корпуса по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с) (ст. 1, 4, 5, 6, 151 части 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ), п. 6.1*, таблица 1 строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 года № 20 (изм. № 2, утвержденным постановлением Минстроя России от 11 июля 1996 года № 18-46), п. 4.1.1, таблица 1 СП 10.13139.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

-в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушениене мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с) (ст. 1, 4, 5, 6, 151 части 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ), п. 6.1*, таблица 1 строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*), утвержденных постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ (изм. , утвержденным постановлением Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ), п. 4.1.1, таблица 1 СП 10.13139.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

-в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушениене мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с) (ст. 1, 4, 5, 6, 151 части 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ), п. 6.1*, таблица 1 строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 года № 20 (изм. № 2, утвержденным постановлением Минстроя России от 11 июля 1996 года № 18-46), п. 4.1.1, таблица 1 СП 10.13139.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

-в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушениене мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с) (ст. 1, 4, 5, 6, 151 части 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ), п. 6.1*, таблица 1 строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 года № 20 (изм. № 2, утвержденным постановлением Минстроя России от 11 июля 1996 года № 18-46), п. 4.1.1, таблица 1 СП 10.13139.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

-в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушениене мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с) (ст. 1, 4, 5, 6, 151 части 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ), п. 6.1*, таблица 1 строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 года № 20 (изм. № 2, утвержденным постановлением Минстроя России от 11 июля 1996 года № 18-46), п. 4.1.1, таблица 1 СП 10.13139.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»).

-в общежитии по адресу: <адрес>, в месте установки приемно – контрольного прибора не обеспечена освещенность не мене 100 (фактически 66) ( статьи 1, 4, 5, 6, 46, 83, 84, 103, 151 Федерального закона от 2 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).

-в общежитии по адресу: <адрес>, в месте установки приемно – контрольного прибора не обеспечена освещенность не мене 100 (фактически 66) ( статьи 1, 4, 5, 6, 46, 83, 84, 103, 151 Федерального закона от 2 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).

-в общежитии по адресу: <адрес>, в месте установки приемно – контрольного прибора не обеспечена освещенность не мене 100 (фактически 66) ( статьи 1, 4, 5, 6, 46, 83, 84, 103, 151 Федерального закона от 2 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).

Ранее постановлением мирового судьи судебного участка В Омском судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ БПОУ ОО «Омский аграрно-технологический колледж» уже было привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ также за неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, не выполнив в установленный в предписании от ДД.ММ.ГГГГ срок требования пожарной безопасности, БПОУ ОО «Омский аграрно-технологический колледж» повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем действия БПОУ ОО «Омский аграрно-технологический колледж» квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» ФИО4 действующий на основании доверенности, суду пояснил, что предписания, вынесенные в рамках проводимой проверки, к настоящему моменту выполнены частично, в связи с отсутствием финансовой возможности. Предписание в части того, что внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушениене, исполнить невозможно, поскольку в здания общежитий и учебного корпуса поставляется водоснабжение с маленьким напором воды изначально с АО «Водоканал». Возможно установить дополнительные насосы, но они не решать проблему с напором водоснабжения, кроме того на их установку необходимы значительные материальные затраты. В настоящее время предписание в части устранений нарушения освещенности устранены. В сентябре 2017 года между ООО «Бюро пожарной безопасности» и БПОУ ОО «Омский аграрно-технологический колледж» заключен договор на оказание услуг по проведению расчетов пожарного риска в зданиях колледжа. Считает, что предписание не было выполнено в полном объеме по независящим от колледжа причинам.

Представитель БПОУ ОО «Омский аграрно-технологический колледж» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что несмотря на то, что колледж оказывает дополнительные платные услуги и сдает здания в аренду, полученного дохода не хватает на исполнение предписания в полном объеме.

Государственный инспектор Омского района по пожарному надзору – старший лейтенант внутренней службы ФИО3 в судебном заседании указал, что вина Колледжа подтверждается материалами дела, просил привлечь к административной ответственности.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, предусмотрена ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Условия обеспечения требований пожарной безопасности содержатся в ч. 1 ст. 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения названного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации объектов защиты.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права объекты надзора, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежит БПОУ Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» на праве оперативного управления (л.д. 10-12).

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>, была проведена проверка государственным инспектором Омского района по пожарному надзору ФИО3, в ходе которой выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно:

в здании учебного корпуса по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с); в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с); в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с); в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с.); в здании общежития по адресу: <адрес>, внутренний пожарный водопровод не обеспечивает минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не мене 2,5 л/с (фактически менее 1, 86 л/с); в общежитии по адресу: <адрес>, в месте установки приемно – контрольного прибора не обеспечена освещенность не мене 100 (фактически 66); в общежитии по адресу: <адрес>, в месте установки приемно – контрольного прибора не обеспечена освещенность не мене 100 (фактически 66); в общежитии по адресу: <адрес>, в месте установки приемно – контрольного прибора не обеспечена освещенность не мене 100 (фактически 66).

По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой, выездной проверки объектов защиты от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверки исполнения предписания, в результате которого установлен факт неисполнения пунктов 1,2,4,5,7, 9 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении БПОУ Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3,4).

Согласно ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно п. 4.1.1. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1, расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по таблице 3.

Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года, на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

Согласно п. 13.14.12 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно быть при аварийном освещении не менее 50 лк, от люминесцентных ламп не менее 150 лк; при естественном освещении не менее 100 лк.

Представителем Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» в материалы дела представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат за сентябрь 2017 года, представленная ООО «ПКФ «Варис», которая по заданию Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» выполняла текущий ремонт системы пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре на следующих объектах: общежитие , расположенное по адресу: <адрес>, общежитие , расположенное по адресу: <адрес>, общежитие , расположенное по адресу: <адрес>, на общую сумму 128 919,48 рублей.

Также представлены подписанные сторонами акты о приемки выполненных работ по указанным объектам от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, представлен договор оказания услуг без указания даты, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Бюро пожарной безопасности» и бюджетным профессиональным образовательным учреждением <адрес> «Омский аграрно- технологический колледж» на проведение расчетов пожарного риска в зданиях Омского аграрно – технологического колледжа, расположенных по адресам: <адрес>, 41, 42, 43, 44, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

Как следует из материалов дела, учреждение обращалось в Министерство образования Омской области о выделении денежных средств для выполнения предписания органа пожарного надзора.

Однако, как установлено в судебном заседании Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» помимо бюджетного обеспечения имеет источник дополнительного дохода, который за январь-август 2017 года составил 4 780 466 рублей 16 копеек.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что БПОУ Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств. С письменным мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания в вынесший его орган ТОНД и ПР (Омского района) не обращалось.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, которые могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.

Судом установлено, что данное юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, это подтверждается решением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, действия Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» суд квалифицирует по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как повторно совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для освобождения бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский агарарно – технологический колледж» от административной ответственности, либо для прекращения производства по административному делу, суд не усматривается.

Однако согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Принимая во внимание, что административный штраф – это мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, суд полагает возможным назначить БПОУ Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в размере 75 000 рублей.

Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский аграрно – технологический колледж» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, подлежит перечислению на расчетный счет № <***>, получатель УФК по Омской области (Главное управление МЧС России по Омской области), банк ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области, ИНН <***>; КПП 550301001; ОКТМО: 52644000; БИК 045209001; КБК 17711607000016000140.

Судом разъясняется, что частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента вручения (получения) копии настоящего постановления.

Судья Е.В. Степанова